Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие средней величины. Виды средних величин




Построение системы статистических показателей

Основные принципы построения относительных величин

При построении относительных величин следует помнить:

1 Сравниваемые абсолютные показатели должны быть чем-то связаны в реальной жизни объективно, независимо от нашего желания.

2 При построении относительной величины сравниваемые показатели должны отличаться только одним признаком (атрибутом).

3 Необходимо знать возможные границы существования относительного показателя. Если исходные показатели в текущем периоде и базисном периоде имеют разные знаки, то построение относительных показателей для них невозможно.

Поскольку отдельные свойства объекта или явления не изолированы, а связаны между собой, то и статистические показатели, отражающие эти свойства объекта, необходимо связывать в систему.

Виды таких систем довольно разнообразны и зависят от решаемых задач и от сложности изучаемых явлений. Они могут включать показатели как функционально несвязанные, так и функционально связанные.

Основные требования к системам – чтобы они обязательно включали абсолютные и относительные показатели, т.к. абсолютные и относительные показатели, рассматриваемые отдельно, не несут достаточной информации.

Средние величины – наиболее распространенные обобщающие величины в статистике.

Средней величиной называется обобщающая характеристика совокупности однотипных явлений по какому-либо количественно-варьирующему признаку в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.

Такие средние величины, которые обобщают качественно однородные совокупности, называют типическими средними величинами.

На практике часто приходится рассматривать качественно неоднородные совокупности и рассчитывать их обобщающую среднюю величину.

Пример: средняя величина национального дохода на душу населения, среднее потребление продуктов и т.д. Такого типа средние величины называются системными средними.

Для того чтобы средняя характеристика была достоверной величиной, необходимо, чтобы ее построение было основано на массовом обобщении фактов.

Основная масса средних величин, которые рассматриваются в статистике, относится к классу так называемых степенных средних.

Общая их формула имеет вид:

где n – число единиц совокупности,

m – показатель степени.

В зависимости от этого показателя рассматриваются различные виды средних:

m =1, – средняя арифметическая;

m =2, – средняя квадратическая;

m =3, – средняя кубическая;

m = -1, – средняя гармоническая;

m =0, – средняя геометрическая.

Чем выше показатель степени, тем выше значение средней. Такое свойство называют свойством мажорантности средних.

21 Средняя арифметическая, ее свойства и вычисление Средняя арифметическая используется в двух формах:

– в форме простой: (1)

– в форме средней арифметической взвешенной:

(2)

Формула 1 применяется тогда, когда все частоты равны 1 или равны между собой. Во всех остальных случаях применяется формула 2.

Свойства средней арифметической:

1. Произведение средней арифметической на сумму частот равно сумме произведения вариант на частоты:

.

2. Если к каждой варианте прибавить (или отнять) какое-либо постоянное число, то средняя увеличится (или уменьшится) на такое же число:

3. Если каждую варианту разделить (умножить) на какое-либо число А ≠0, то средняя уменьшится (увеличится) во столько же раз:

4. Если частоты разделить или умножить на какое-либо не равное 0 число, то средняя не изменится.Учитывая это свойство средней арифметической, в формулу (5.2) для вычисления средней можно подставить вместо частот частости.

5. Сумма отклонений вариант от их средней арифметической равна 0:

Пример 1 Вычисление средней в дискретном ряду.Имеются следующие данные:

Стаж, лет, Х Число рабочих, чел., f X·f
     
     
     
     
     
     
ИТОГО    

Вычислить средний стаж данной группы рабочих

Пример 2 Вычисление средней в интервальном ряду

Чтобы вычислить среднюю арифметическую в интервальном ряду, нужно перейти от интервального ряда к дискретному, приняв в качестве вариант середину интервала, т.е. полусумму верхней и нижней границы интервала. Если ряд имеет открытые интервалы, то недостающие границы следует определить условно. При этом принято считать, что первый интервал имеет такую же длину, как последующий, а последний – как предыдущий. Пусть имеются следующие данные:

Группы рабочих по размеру месячной оплаты труда, тыс.р. Число рабочих, чел., f X X·f
       
До 120      
120-130      
130-140      
140-150      
150-160      
160-170      
170-180      
свыше 180      
Итого:      

Найти среднюю заработную плату.Дан интервальный вариационный ряд, нужно перейти от интервального к дискретному. Так как первый интервал открытый, то считаем, что он такой же по величине, как последующий, т.е. его длина равна: 130 – 120 = 10. Тогда недостающая граница равна: 120 – 10 = 110.

Для первого интервала середина будет равна .

Для второго интервала: и т.д.

Для исчисления средней воспользуемся формулой (5.2):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.