Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция, язык и стиль вопросов в интервью




Классификация вопросов в интервью. (По Лукиной)

Барьеры общения (предметно-логические, психологические). Умение их ослабить

Барьеры общения бывают предметно-логические, психологические.

Переход от делового общения к неофициальному бывает очень сложным и противоречивым. Он состоит в преодолении предметно-логических барьеров общения. В первую очередь журналист должен быть уведомлен о предмете беседы, иначе она может вообще не состояться. А вот частная неосведомленность может сыграть и положительную роль. Залог успеха – тщательная подготовка. Психологические барьеры связаны с особенностями психологического состояния собеседника, затрудняющих получение необходимой информации. Задача журналиста – затушевать это состояние (сделать менее заметным). Для этого необходимо правильно понимать героя, его мотивы, качества человеческие и профессиональные. Журналист должен иметь богатый внутренний мир – от этого многое зависит. Преодолению психологических барьеров также способствуют четкость позиции, глубина интеллекта, наблюдательность, находчивость.

Хорошо заметны и социально-психологические барьеры. Принадлежность журналиста и героя к разным социальным группам порождает некоторые различия в их психике. Если эти различия велики, они могут породить взаимное непонимание. Преодолеваются эти барьеры убеждением

и социально-психологическими средствами. Так, журналист апеллирует к нормам и установкам социальной группы героя, призывает в свидетели мнения авторитетных для этой группы лиц, использует позитивные стереотипы.

 

1. Прямой и непрямой вопрос. Прямой вопрос всегда предпочтительнее непрямого,

однако бывают случаи, когда непрямой вопрос даст более эффективный результат.

Прямой вопрос быстро погружает в суть дела, экономит время, побуждает к конкретному ответу, не дает собеседнику уходить от темы. Но бывают полезны и непрямые вопросы, «издалека»,особенно если собеседник зажат, неподготовлен, неразговорчив, не идет на контакт. Порой непрямой вопрос может воодушевить героя на интимные подробности, разрядить обстановку. Нельзя задавать прямой вопрос о деньгах.

 

2. Открытые и закрытые вопросы. Первые носят наиболее общий характер и влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием.

Открытый вопрос побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая, дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события, ориентирует человека на размышления. При ответе могут всплывать интересные и важные подробности. Но такие вопросы могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени.

Закрытые вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа. Репортеры используют их, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника. В этом случае ж-ст полностью контролирует беседу. Такие вопросы легче задавать и на них легче отвечать. Такие вопросы позволяют получить наиболее конкретную информацию, экономят время. Но они бывают слишком примитивны и не стимулируют дальнейшего развития диалога.

В интервью предпочтительнее открытая форма вопроса. Но все зависит от ситуации.

 

Открытые вопросы делятся на (формула 5W + Н: who? what? where? when? how? why?):

- Вопрос об объекте события, его участниках и действующих лицах. (кто?что?)

- Вопрос о неясном для спрашивающего обстоятельстве места (где?куда?откуда?)

- Вопрос о времени (когда? с каких пор и до каких?)

- Вопрос об обстоятельствах образа действия или события (как?)

- Вопрос о целях поступков — с помощью наречия зачем (с какой целью); вопрос о причинах происшедшего — посредством наречия почему (по какой причине).

 

3. Основные вопросы и вопросы второго ряда.

Дополнительные вопросы выполняют дополняющую по отношению к основным роль. Нередко такие вопросы следуют после закрытых.

Вопросы второго ряда делятся на:

- Уточняющие вопросы. После неясного или двусмысленного ответа.

- Развивающие вопросы. Если ответ очень краток и требует развития.

- Контрольные вопросы. Журналист может задавать их в ситуации, когда он сомневается и у него нет объективных подтверждений того, что было сказано собеседником.

- Уличающие вопросы. Разновидность контрольного, применяется в случае явных противоречий в ответах, а также если собеседник был непоследовательным в описании, неуверенным в аргументации.

- Количественные вопросы. Служат для выяснения количественных характеристик интересующего объекта или события.

- Гипотетические вопросы. Побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать. Их лучше всего задавать ученым-футурологам или экспертам.

- Проективные вопросы. Помогут глубже изучить характер вашего собеседника, его внутренний мир. «Если бы вы получили миллион, что бы вы сделали?»

- Переходные вопросы. Они служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему.

 

4. Пассивные, мимические и немые вопросы. Это вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор. Пассивные вопросы задаются в форме кратких выражений («Понимаю...»; «Да, да, конечно...»; «Правда?»). Мимика — выражение лица, жесты, телодвижения. Однако во время эфирных интервью пассивные и мимические вопросы надо использовать умеренно. Немые вопросы поддерживают паузу, когда собеседник задумался.

 

5. Вопросы, которых следует избегать.

- Слишком длинные, громоздкие.

- «дежурные» вопросы.

- Риторические вопросы.

- Подсказывающие (упреждающие) вопросы. Вопросы такого типа уже содержат ожидаемый ответ.

- Льстивые вопросы. Собеседник смущается и пытается опровергнуть свое «величие». Бывает, так и не ответив на вопрос.

- Провокационные вопросы.

- Перегруженные вопросы, в которых содержатся ненужные, избыточные слова, выражающие определенное отношение журналиста.

- Два вопроса в одном.

- «Глупые» вопросы.

 

1. Вопрос д.б. понятен собеседнику и иметь для него тот же смысл, что и для ж-та.

2. Необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться строить вопросы так, чтобы понятия и термины, входящие в него, были ему знакомы.

3. Вопрос должен содержать в себе только одну мысль. Нельзя задавать 2-3 вопроса одновременно.

 

Гуд Хат считал необходимым учитывать то, чтобы все вопросы составляли единое целое (композиция). Д.б. такая логическая последовательность, чтобы:

- собеседник вовлекался в интервью, благодаря побуждению у него интереса.

- легко следовал от вопросов простых для ответа к более сложным.

- не оскорблялся слишком скорой и поспешной просьбой об информации личного характера.

- собеседник не смущался от принуждения к ответам без возможности объяснения.

- собеседник как можно легче переходил из одной области понятий в другую. Это положение означает, что вопросы, относящиеся к одному и тому же предмету, должны помещаться вместе, как бы блоками, чтобы интервью придерживалось какой-то логической или временной последовательности для облегчения собеседником процесса обдумывания и припоминания.

 

21. Рекомендации по проведению интервью с «трудными собеседниками»

· Добиваться встречи надо настойчиво и целеустремленно, но не назойливо. Такое поведение может по-человечески растрогать «жертву», и в конце концов она снизойдет до встречи с вами.

· Старайтесь задавать вопросы, основанные не на слухах, а на тщательном журналистском расследовании.

· К вопросам надо отнестись серьезно, они должны провоцировать мыслительную деятельность.

· Надо учитывать, что журналисты задают знаменитостям одни и те же вопросы и, естественно, получают на них уже сто раз отрепетированные ответы («Я решил стать актером после того, как меня отвели родители на «Синюю птицу»...»). Поэтому надо избегать банальных вопросов.

· Беспроигрышны биографические вопросы. Правда, желательно заранее выяснить, какой период жизни собеседнику будет интересно обсудить. Спрашивайте и о любопытных эпизодах, наиболее запомнившихся историях из жизни — они пригодятся при подготовке материала.

· Проявленный личный интерес придаст беседе элемент непосредственности, искренности.

· Проводить интервью в помещении, где присутствуют различные шумы

· Разговаривать с людьми в присутствии их начальника

· Проводить интервью в доме у собеседника, так человек будет чувствовать себя свободнее и раскрепощённее. Родные будут заходить в комнату, могут помочь, уточнить факты и детали, обстановка комнаты даст подсказку о человеке

· Можно проводить интервью в мастерской или творческой студии

· Не рекомендуется брать интервью посреди рабочего дня

· Не рекомендуется, когда человек голоден

· Не повышать «температуру» разговора

· Учитывать тип (сова/жаворонок)

· Иногда требуется присутствие свидетеля

 

22. Специфика журналистского общения: виды респондентов

1)Простодушный. Объединяет людей открытых, бесхитростных, отзывчивых. Чистосердечный рассказ о себе, о событиях, свидетелем которых он был, точно излагает, что знает. Их ответы часто бывают наивными, но всегда отличаются искренностью. Можно доверять им, наиболее удобны для начинающего журналиста.

2)Эгоцентрик. Люди с наиболее или менее выраженным эгоцентрическим характером. Ж необходимо постоянно выражать повышенный интерес к рассказу собеседника, и к нему самому, чтобы поддержать, для доверительного контакта. Увлекшись (человек такого типа может завысить свои заслуги, приписать себе то, что не происходило, приукрасить ситуацию, если это представит его в более выгодном свете). Эти сведения требуют дополнительной проверки, уточнения.

3)Исповедальный (возраст может сказываться на тип). Причисляют люей,по своему внутреннему настрою склонных к исповеди. Не считаются с задачей Ж,е задумываются на тем, что журналист пришел не просто поговорить, а пообщаться на конкретную тему. Жаждущего исповеди бывает невозможно остановить.

4)Научный. Наиболее авторитетный тип. У таких людей обширное познание в любой области. Они не только рассказывают, но и тут же доказывают, аргументируя свою точку зрения. Свободно оперируют научными определениями. Ссылаются на специальную литературу, используют цитаты, сравнения. Нужно тщательно готовиться к встрече с такими людьми.

5)Спорщик. Стремится затеять диалог и переубедить. Лучше знать об этом заранее, иногда такой тип полезен в коллективном интервью, интервью дискуссий. Может придать беседе динамичность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.