Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямые и косвенные издержки




Общие и предельные издержки

Переменные и условно-постоянные издержки

По отношению к изменению объема товарооборота издержки обращения подразделяются на две группы:

  • переменные издержки, величина которых зависит от изменения объема товарооборота;
  • условно-постоянные издержки, практически не зависящие от изменения величины товарооборота.

К переменным издержкам обращения относятся следующие их виды: транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользование кредитами и займами и другие).

Условно-постоянные издержки обращения включают в себя: расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию основных фондов, расходы на их ремонт, повременную заработную плату, внутрихозяйственные отчисления и др.).

В совокупности переменные и условно-постоянные издержки составляют общие издержки обращения. Существует также понятие предельных издержек. Предельными издержками обращения называются дополнительные или добавочные издержки, связанные с реализацией еще одной единицы товара. Понятие предельных издержек имеет стратегическое значение; здесь определяется величина тех издержек обращения, которую необходимо контролировать. Иначе говоря, предельные издержки отражают те издержки, которые придется осуществить торгового предприятию при реализации последней единицы товара, и одновременно они отражают те издержки, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема продаж на эту последнюю единицу товара.

Для принятия окончательного решения о целесообразности дальнейшего увеличения объема розничного товарооборота необходимо сопоставить сумму предельных издержек обращения с суммой дополнительных доходов, получаемых от продажи дополнительной партии товаров.

По способу калькуляции издержки обращения подразделяются на два вида: прямые и косвенные. Прямые расходы (затраты) непосредственно могут быть отнесены на определенный вид товара или товарную группу. Косвенные же затраты не могут быть прямо отнесены на определенный товар или товарную группу. Косвенные издержки обращения в процессе калькулирования издержек обращения распределяются между отдельными группами товаров.

Определим влияние отдельных факторов на сумму издержек обращения. К этим факторам относятся:

  • изменение объема товарооборота;
  • изменение структуры товарооборота;
  • изменение розничных цен на реализуемые товары;
  • экономия или перерасход по отдельным статьям издержек обращения.

Увеличение объема товарооборота повышает сумму только переменных издержек.

Чтобы найти влияние изменения объема товарооборота на издержки обращения умножим плановую сумму переменных издержек на % перевыполнения плана по товарообороту:

406*4/100 = 16 тыс. руб.

Перевыполнение плана по товарообороту увеличило сумму издержек обращения на 16 тыс. руб. Величина условно-постоянных издержек возросла на 4 тыс. руб. вне связи с изменением объема товарооборота.

По отдельным статьям издержек обращения имеет место экономия на общую сумму 37 тыс. руб. (385 — 406*104/100).

Следовательно, в результате влияния отдельных факторов издержки обращения анализируемого торгового предприятия понизились по сравнению с планом на сумму: 16 + 4 — 37 = — 17 тыс. руб.

Эта экономия достигнута за счет более экономного использования средств, предназначенных для покрытия различных расходов.

Затем рассмотрим влияние изменения структуры товарооборота на издержки обращения. Приближенно можно считать, что уровень издержек обращения под влиянием изменения структуры товарооборота изменяется на столько же пунктов, что и уровень торговых наценок. Теперь проанализируем влияние изменения розничных цен на товары на издержки обращения. Чем ниже розничные цены, тем выше будет при прочих равных условиях уровень издержек обращения. Влияние этого фактора следует принимать во внимание при сравнении уровня издержек обращения за несколько периодов. В этих целях объем товарооборота пересчитывают в сопоставимых ценах. Затем уровень издержек обращения исчисляется по отношению к скорректированной сумме товарооборота.

Рассмотрим порядок анализа на примере.

Исходные данные:

  • Товарооборот в действующих розничных ценах: 12480 тыс. руб.
  • Индекс цен: 0,97.
  • Товарооборот в базисных ценах: 12480 / 0,97 = 12864 тыс. руб.
  • Издержки обращения: 559 тыс. руб.
  • Уровень издержек обращения:
    в процентах к товарообороту в действующих ценах: 4,48 %;
    в процентах к товарообороту с учетом изменения цен: 559 х 100/12864 = 4,35 %.
  • Изменение уровня издержек обращения за счет снижения розничных цен составляет: 4,48 — 4,35 = +0,13.

Итак, снижение розничных цен на товары вызвало повышение уровня издержек обращения на 0,13 пункта.

Лучших результатов добиваются не при полной минимизации издержек, а при их оптимизации, когда фактическое снижение издержек составляет 80 — 90% от максимально возможного снижения. Дело в том, что осуществление оставшихся 10 % потенциальной экономии требует таких больших затрат, что является экономически невыгодным. Не всякое снижение затрат является оправданным и приводит к повышению эффективности деятельности торгового предприятия. Так, снижение расходов на фасовку и упаковку товаров, на рекламу не следует оценивать положительно, если оно ухудшает качество обслуживания покупателей, снижает сумму продаж, так как это в конечном итоге приводит к снижению конкурентоспособности данного торгового предприятия на рынке.

Для выявления обоснованных резервов дальнейшего снижения издержек обращения необходимо рассмотреть их в разрезе основных статей расходов.

Так, при анализе транспортных расходов определяются отклонения фактической суммы этих расходов от сметной и устанавливаются причины этих отклонений. Такими причинами могут являться: степень выполнения плана по товарообороту, изменение транспортных тарифов или себестоимости одного тонно-километра, изменение формы транспортировки товаров, полнота использования транспорта, изменение степени механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.

Одной из важнейших статей издержек обращения являются расходы на оплату труда. На величину этих расходов влияют два основных фактора, влияние которых можно рассчитать способом разниц:

  • изменение численности персонала;
  • изменение среднегодовой заработной платы одного работника.

В процессе анализа необходимо вскрыть причины перерасходов по фонду заработной платы и наметить мероприятия по устранению этих причин.

При анализе нужно проверить соблюдение сметы и по другим статьям издержек обращения, обратив особое внимание на перерасходы по конкретным статьям, их причины и пути устранения этих причин.

Анализ издержек обращения торговой организации следует завершить сводным подсчетом резервов их снижения и разработкой мероприятий по мобилизации (использованию) выявленных резервов. Наиболее крупные суммы резервов связаны со снижением транспортных расходов, расходов на оплату труда, на содержание зданий, на топливо, на хранение товаров.

 

12.Преимущества и недостатки рыночного механизма.

Интегрирующая функция рынка состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого российского рынка.

Регулирующая функция рынка предполагает воздействие рынка на все стороны экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой.

Контролирующая функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.
Преимущества рыночного механизма:
- эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;
- возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках);
- гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия в режиме саморегулирования;
- оптимальное использование достижений НТР;
- регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т. е. свобода выбора и действий экономических субъектов;
- способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.
Недостатки рыночного механизма:
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- не имеет эффективного экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);
- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);
- не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;
- не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;
- не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т. д.).
Недостатки рыночного механизма саморегулирования предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику, но преимущества этого механизма требуют такого вмешательства государства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

 

13.Критическая точка производства в условиях совершенной конкуренции.

14.Критическая точка производства в условиях несовершенной конкуренции.

15.Основные виды несовершенно конкурентных рынков.

На совершенно конкурентном рынке имеется мно-жество продавцов и покупателей, ни один из кото-рых не является достаточно крупным для того, что-бы влиять на рыночную цену. Вследствие этого поку-патели и продавцы на конкурентном рынке рас-сматривают цену как неизменную и находящуюсявне их контроля. Чтобы максимизировать свои при-были, продавцы выбирают такой объем выпуска,при котором предельные издержки равняются цене.Однако на несовершенно конкурентных рынках ин-дивидуальные продавцы могут влиять на цену, кото-рую они получают за свою продукцию. Прикидывая,как им максимизировать прибыли, они, естественно,принимают в расчет эту способность. Следовательно,как мы увидим, правило выбора конкурентного объ-ема выпуска P = MC не годится для максимизацииприбыли в условиях несовершенной конкуренции.
В табл. 11-1 подытожены основные характерныечерты трех укрупненных типов несовершенно кон-курентных рынков: монополистической конкурен-ции, олигополии и монополии, имеющих наиболееважное значение на практике. Далее мы рассмот-
рим каждый из них более подробно. На рынкахвсех этих трех типов, как и на совершенно конку-рентных рынках, имеется множество продавцов,каждый из которых слишком мал для того, чтобыоказывать заметное влияние на рыночную цену сво-ими собственными действиями. Покупатели, следо-вательно, являются ценополучателями, и их поведе-ние описывается рыночными кривыми спроса.
Монополия и монопольная власть
Самым крайним случаем несовершенной конкурен-ции является монополия, т.е. рынок с единственнымпродавцом и исключающий возможность вхожденияв него других. Например, до начала 80-х годов ком-пания «Объединенные прииски Де Бирс» фактиче-ски контролировала все источники поставок алмазовв некоммунистическом мире.

В качестве других при-меров можно привести монополию «Полароид» намоментальную фотографию, единственный бакалей-ный магазин в уединенном маленьком городке ивладельцев подавляющей части каналов местного ка-бельного телевидения. В большинстве крупных горо-дов услуги местной телефонной связи и снабжениеэлектричеством также обеспечиваются монополия-ми, но цены, устанавливаемые этими продавцами,регулируются государственными организациями, чтоявляется предметом нашего обсуждения в гл. 14.
В реальной жизни монополия — это всегда во-прос меры (власти над рынком. — Прим. пер.).Можно было бы утверждать, что каждый бакалей-ный магазин является монополистом, поскольку несуществует далее двух магазинов с абсолютно одина-ковым ассортиментом продуктов. Однако такойподход к рассмотрению бакалейного бизнеса, какправило, оказывается непригодным, так как цены,назначенные одним магазином, влияют на спрос, скоторым сталкиваются другие расположенные по-близости магазины. Истинный же монополист неимеет таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственнымпоставщиком некоего товара или вида услуг, цена,
ТАБЛИЦА 11-1. Основные типы рынков
Совершенная Несовершенная конкуренция Структурная
монополистическая характеристика конкуренция конкуренция олигополия монополия Число продавцов Много Много. Мало Один Барьеры вхождения Нет Нет Обычно есть Да (нет вхождения) Дифференциация продукции Нет Есть Возможна Нет (один продукт) Примеры Сельское хозяйство, рынок Рестораны, аптеки Автомобили, готовые Алмазы, моментальная акций, находящихся в завтраки из круп фотография собственности частных лиц которую он получает за свою продукцию, определя-ется рыночной кривой спроса на его продукцию.

Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы явля-ется убывающей, компания «Де Бирс» знает, что,чем больше алмазов она произведет, тем ниже бу-дет цена, которую она получит за каждый экземп-ляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею ко-личество алмазов, она может повышать рыночнуюцену; «Де Бирс» обладает монопольной властью.
0 Продавец обладает монопольной властью(ихи властью над рынком), если он может по-вышать цену на свою продукцию путем огра-ничения своего собственного объема выпуска.
Чтобы обладать некоторой монопольной властью,фирме вовсе не требуется быть монополистом; дажемаленькие бакалейные магазинчики в крупных горо-дах имеют какой-то контроль над ценами, которыеони назначают. Разница между такими фирмами и,скажем, алмазной монополией «Де Бирс» заключает-ся в мере их власти над рынком; «Де Бирс» обладаетбольшим контролем над ценой своей продукции.
Таблица 11-1 указывает также на другое важноеразличие между совершенной конкуренцией и мо-нополией. В условиях совершенной конкуренции несуществует никаких препятствий к вхождению врынок новых производителей. Так, если рыночнаяцена пшеницы поднимается выше величины долгос-рочных средних издержек ее производства, то фер-меры переключаются с других зерновых культур напшеницу. Этот процесс направлен на устранениеразличий в размерах экономической прибыли в со-вершенно конкурентных отраслях1. С другой сторо-ны, на монопольных рынках существуют барьерывхождения, которые делают невозможным проник-новение на рынок любого нового продавца В силуэтого монополия может иметь значительный при-ток прибыли.

 

16.Механизм ценообразования в условиях олигополии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.