КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса и предложения
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью* (В математике эластичность - это отношение относительного прироста функции (зависимой переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной).)
Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Hачнем со спроса и прежде всего - с его реакции на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Hапример, подорожание коробка спичек с 1 коп. до 5 коп. (то есть в 5 раз!) в свое время не вызвало сокращение спроса на этот товар. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время практически парализовать спрос на подорожавший товар.
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия (см. рис. 24). Однако необходимо сделать два замечания.
Во-первых, наклон и вид кривой спроса зависит от масштаба координатных осей, и потому не всегда можно верно оценить степень эластичности спроса по внешнему виду кривой. Можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, меняя масштабы осей. Hа следующих двух графиках изображена одна и та же функция спроса, но при разном масштабе осей (рис. 29).
Судя только по внешнему виду (углу наклона) можно сказать, что на первом графике изображен неэластичный спрос, а на втором - эластичный. Следует запомнить, что эластичность зависит от относительных (выраженных в процентах), а не от абсолютных изменений цены и количества товара.
Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто требуется дать точную количественную оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E, price elasticity):
Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной. Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина (|E|).
Применение процентов при исчислении коэффициентов эластичности позволяет исключить влияние единиц измерения (тонн, литров, рублей и так далее) на величину эластичности.
Во-вторых, в случае линейного вида функции спроса (прямая линия) независимо от наклона к координатным осям эластичность спроса будет различной на разных участках (рис. 30).
При одинаковых абсолютных изменениях цен ( P) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса ( Qd), то есть Q/ P = const. Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке P' (В отношении Q/Q: P/P при постоянных числителях первая дробь при движении к (·) P' увеличивается, а вторая - уменьшается). В нижней части графика ситуация обратная. Первая дробь уменьшается, а вторая увеличивается. В результате абсолютное значение коэффициента эластичности уменьшается, стремясь к 0 в точке Q'. И только в середине графика, в точке N (Q'/2;P'/2) эластичность спроса будет равна единице.
Естественно, при нелинейном виде функции спроса ее можно задать так, чтобы на любом участке кривой спроса эластичность была равна единице (при том, что отношение Q/ P будет меняться на всем ее протяжении) (рис. 31).
Кроме эластичности спроса по цене товара существуют, как уже упоминалось, другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов (условий). К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:
EdI = Qd/Qd: I/I = Qd/ I ·I/Qd,
где Qd и I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.
Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству. Если EdI > 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при EdI < 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < EdI < 1), второй необходимости (EdI = 1), и предметы роскоши (EdI > 1).
Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар «a» от процентного изменения цены на какой-то другой товар «b»:
Edab = Qda/Qda: Pb/Pb = Qda/ Pb ·Pb/Qda.
Характер изменения спроса на товар «a» от изменения цены на товар «b» зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары «a» и «b»:
если Edab > 0, то «a» и «b» скорее всего взаимозаменяемые товары (например, разные прохладительные напитки);
если Edab < 0, то товары «a» и «b» являются взаимодополняющими (автомобиль и бензин и т. п.);
если Edab = 0, то товары «a» и «b» практически не зависят друг от друга (например, хлеб и цемент).
Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:
Обратимся теперь к эластичности предложения.
Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - от рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. При тех же самых оговорках различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения (см. рис. 26).
Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, - абсолютно эластичному. Другие положения линии предложения будут характеризовать либо эластичное (при ES > 1), либо неэластичное (при ES < 1) предложение. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям. В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. Hа нижнем, наоборот, эластичность больше 1 (рис. 32).
Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:
Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.
Проанализируем взаимосвязь общей выручки (дохода) и эластичности спроса на условном примере продажи продукции (например, помидоров). Величина общей выручки определяется как, TR = P·Q, где TR - общая выручка.
Представим рыночную ситуацию графически.
Hа рис. 33 видно, что при снижении цены до уровня в точке D с координатами P = 4, Q = 7, общая выручка постепенно увеличивается, так как уменьшение цены компенсируется приростом продаж. После прохождения точки D размер выручки будет падать. Сведем данные по основным показателям в таблицу.
Таблица 4.
Hа основе табличных данных можно сделать следующие выводы. При эластичном спросе с уменьшением (увеличением) цены общая выручка увеличивается (уменьшается). То есть связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный, между ними возникает прямая зависимость. Единичная эластичность не меняет величину дохода.
Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель, чтобы манипулировать ценами, не нанося ущерба своим доходам.
Следует обратить внимание, что во всех формулах коэффициента эластичности мы до сих пор измеряли так называемую «точечную» эластичность, или «эластичность в точке». Точечная эластичность - это величина эластичности спроса (предложения) по цене (или другому фактору), определяемая для каждого значения цены (дохода и т. п.), то есть для каждой точки кривой спроса (предложения). Эластичность в «точке» - это реакция спроса (предложения) на бесконечно малое изменение цены (или другого фактора). Однако часто требуется знать эластичность на некотором участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В этом случае, как правило, функция спроса (предложения) аналитически не задана, а имеется лишь несколько наблюдений цены и объема спроса (предложения).
Обратимся к нашему условному примеру продажи помидоров. Если мы будем рассматривать изменения цены и объема, двигаясь вниз от точки A к точке В (рис. 33), то коэффициент эластичности спроса окажется равным 5 (то есть в точке A). Обратное направление движения (от B к A) покажет нам коэффициент эластичности спроса в точке B, равный 2. Таким образом, расчет эластичности будет зависеть от направления изменения цены. Во избежание этих неудобств применяется дуговая эластичность, которая измеряет эластичность спроса (предложения) между двумя точками с использованием показателей средней цены и среднего объема.
Дуговая эластичность спроса (предложения) =
где и - среднее значение цены и объема спроса (предложения).
Дуговая эластичность спроса на отрезке AB в нашем случае будет равна 3 22. Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо; Информация специфической формой информации является технология. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом. Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства. Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: · организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; · принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; · рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; · быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства. Впрочем, деятельность предпринимателя, при всех её особенностях, можно рассматривать как разновидность труда. Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений» В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход: · рента (земля.); · процент (капитал); · заработная плата (труд); · прибыль (предпринимательская способность). Немецкий экономист и философ XIX в. Карл Маркс выделял личный и вещественный факторы производства, при этом в качестве личного фактора выступает сам человек, как носитель рабочей силы, а под вещественным фактором производства подразумеваются средства производства, которые в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда. Средство труда есть «… вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет». Средства труда, и, прежде всего, орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т. д. Применение и создание средств труда — характерная черта трудовой деятельности человека. К средствам труда в более широком смысле относятся все материальные условия труда, без которых он не может совершаться. Всеобщим условием труда является земля, условиями труда также являются производственные здания, дороги и т. д. Результаты общественного познания природы воплощаются в средствах труда и процессах их производственного применения, в технике и технологии. Уровень развития техники (и технологии) служит главным показателем степени овладения обществом силами природы. «Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни» Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется Сырьем. Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). «Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата — продукта, то и средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд — как производительный труд» По К. Марксу совокупность факторов производства выступают как производительные силы, которые неразрывно связаны с производственными отношениями. Одни характеризуют материально-вещественную содержание процесса общественного производства, а другие его исторически определенную форму. Эволюционируя, каждая ступень развития производительных сил характеризуемая типом производственных отношений составляет уникальный способ производства. Немарксистские экономические теоретики не согласны с положением К. Маркса о том, что новая стоимость создается только наёмными рабочими, а считают, что в ее создании принимают равное участие все факторы производства. Так, Альфред Маршалл писал: «капитал вообще и труд вообще взаимодействуют в производстве национального дивиденда и получают из него свои доходы соответственно в меру своей (предельной) производительности. Их взаимная зависимость самая тесная; капитал без труда мертв; рабочий без помощи своего собственного или чьего-либо другого капитала проживет недолго. Когда труд энергичен, капитал пожинает богатые плоды и быстро возрастает; благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильем во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиком и ткачом; небольшой приоритет на стороне прядильщика, но это не дает ему никакого преимущества. Процветание каждого из них теснейшим образом связано с силой и энергией другого, хотя каждый из них может выгадать себе временно, а то и постоянно, за счет другого, несколько большую долю национального дивиденда.»[1] 23. в лекциях 24. в лекциях 25. По характеру используемых средств разграничивают прямое и косвенное воздействие государства на экономику. 26. Номинальная и реальная заработная плата Количество различных средств существования, получаемое рабочими в оплату их рабочей силы, называется реальной заработной платой.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |