Рационально-практическая
направленность идей;
уважение к порядку;
акцент на государственной пользе;
отказ от личностного в пользу общественного.
Идея предопределения судьбы Небом. Акцент на моральном убеждении, на силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Следование традиции, знание и добродетели – высшие ценности.
Дао – правильный путь в жизни (взаимность, золотая середина, человеколюбие).
ЛЕГИЗМ
(фа-цзя)
Противопоставление ритуалу (ли) закона (фа). Наказание и страх как средства достижения порядка.
Негативное отношение к знанию, особенно к философскому (философия сбивает людей с толку, вносит смуту, мешает управлению).
МОИЗМ
Отказ от идеи предопределенности судьбы Небом. Небо только желает, чтобы люди любили друг друга. Допускает критическое отношение к традиции.
Знания должны иметь практическую ценность.
ДАОСИЗМ
Не имеет сходных идей
Дао – всеобщий закон и Абсолют, духовный источник всего существующего.
Дао рождает вещи, дэ их вскармливает.
Установка на созерцательное отношению к миру, на недеяние (принцип у-вэй). Отрицание ритуала (ли).
НОМИНАЛИЗМ
(мин-цзя)
Не имеет сходных идей
Решается проблема логического соотношения имен и вещей, что нередко граничит с игрой слов, подменой понятий. Например, доказательство, что «белая лошадь» это не «лошадь», поскольку «лошадь» - это то, что обозначает форму, а «белая» - это то, что обозначает цвет. То, что обозначает цвет не есть то, что обозначает форму. Поэтому «белая лошадь» это не «лошадь».
Древнегреческая философия формируется в период (7-6 века до н.э.), когда прежние
традиционно-мифологические представления античного общества обнаруживают свою
недостаточность. Главную роль здесь сыграли:
- экономический подъем, вызванный, прежде всего, использованием железа;
- развитие торговли, мореходства, колонизация новых земель и, как следствие, расширение
географического горизонта греков, что позволило обнаружить некоторое несоответствие в
мифологическом представлении о вселенной;
- расширение связей и контактов с другими народами, открытие ранее незнакомых грекам
обычаев, нравов и верований не могло не наводить на мысль об относительности их
собственных социальных и политических установлений;
- дух свободной политической дискуссии в сочетании с уважением к закону, к порядку и,
самое главное, к личности, царивший в большинстве полисов, способствовал открытости
древнегреческого общества для всего нового, создавал все условия для развития
- религия не играет в жизни древнегреческого общества такой исключительной роли как на
Востоке.
ПЕРИОДЫ
ВРЕМЯ
ПЕРСОНАЛИИ
ИЛИ ШКОЛЫ
ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ
период зарождения и формирования или периоддосократиков
7 век- первая половина 5-го века до н.э.
Фалес(625-547 до н.э.)
Анаксимандр
(610-ок. 540 до н.э.)
Пифагор
(ок. 570-ок. 500 до н.э.) Анаксимен
(2-я пол. 6 века до н.э.)
Гераклит
(ок. 520— 460 до н.э.)
Парменид
(ок. 515 или 544 до н.э.)
Поиск «архэ». Космоцентризм натурфилософии.
Стихийная диалектика.
Проблема бытия.
классический, или периодсократиков
вторая половина 5-го - 4 век до н.э.
Сократ
(470-399 до н.э.)
Демокрит
(ок.460-?)
Платон
(427-347 до н.э.)
Аристотель
(384-322 до н.э.)
Проблема человека и этический рационализм.
Объективный идеализм.
Первая модель идеального общества.
Определение задач и средств теоретической философии.
эллинистический период
3 – 1 века до н.э.
стоицизм, эпикуреизм скептицизм.
характерен переход от простого комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики,
проблемам жизни и смерти.
период Римской философии
1 - 5 века н. э.
стоицизм:
Сенека, Марк Аврелий,
эпикуреизм:
Тит Лукреций Кар,
скептицизм:
Секст Эмпирик
Формируется под заметным влиянием греческой философии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление