Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения




Философия Возрождения становится антропоцентричной (главный объект изучения человек и природа). Монополизм религиозного мировоззрения ослабляется.

Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к.

Гуманизм – идея, по которой человек признаётся высшей ценностью (Данте, Петрарка: сущность человека определяется не только Богом, но и природой; всё в обществе должно быть подчинено разуму; государство и церковь имеют социальное происхождение (а не Божественное)). Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень: гуманизм в своей основе натуралистичен, т.е. человек (как природное существо) в жизни должен следовать “зову природы” =>аскетизм аморален, человек сам создает свою жизнь и мало зависит от Бога, самоценен, самостоятелен, идеал всесторонне развитой личности; критика образа жизни духовенства (но это не реформаторы); философия должна освободится от “мёртвых» догм, а стать собранием истин, которые помогают человеку жить; Томас Мор: 1516г. – “Утопия ” в ней возрождается стремление древнегреческих философов создания идеального общества (“Утопия” – “место которого нет”, нечто несовершенное, нереализованное). Предположим, что все равны, нет бедных, голодающих. Но Томас Мор был премьер-министром (современный) в Англии, т.е. сам был обеспечен, но хотел, чтобы не было бедности (причины бедности):

ü паразитизм господствующих классов (духовенство, дворянство);

ü войны, которые уничтожают богатство;

ü причина – частная собственность.

Ø - господствующая общественная собственность на все предметы, всеобщая занятость людей (6-ти часовой рабочий день) => достаточное количество продуктов. Нет зарплаты, а все свозится на общественные склады и распределяется по общинам => все поровну, быт обобществлен но семьи отдельные, бедных нет, войн нет;

Ø -в основе формирования организованной власти – всеобщие выборы, переизбрание каждый год;

Ø -духовность, идеалогичная жизнь: плюрализм идеологий, религий, нет вражды, в одни храмы ходят но молятся разным богам.

Томато Кампанелла- “город Солнца” (уравнительный коммунизм — казарменный).

 

ИЗ УМК

 

Запомните, в чем заключается сущность нового отношения к человеку, выразившееся в таких принципах философии эпохи Возрождения как гуманизм и антропоцентризм.

2.1. Принцип гуманизма. Происхождение собственно термина «гуманизм» связано с понятием studia humanitatis — буквально, «гуманитарные студии». Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Их изучение изначально строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентирует и значение античного наследия для воспитания человечности. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Гуманизм также оказывается не чем иным, как культом творческой индивидуальности. Творчество - вот главный путь раскрытия способностей человека.

2.2. Принцип антропоцентризма. Центром теоретических построений гуманистов является исключительно индивид, личность. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Если философия эпохи Средневековья в целом утверждала, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге. Отныне человек уподобляется богу, он словно некий смертный бог, он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец великого и прекрасного, царства культуры (Соколов – С.24).

2. 3. Обратите внимание на следующих мыслителей-гуманистов:

ПЕРСОНАЛИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321) Судьба благородного человека отнюдь не предопределена условностью рождения в том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его животной доли, а на основе неустанного стремления к доблести и знанию.
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304— 1374) Пусть небожители занимаются небесным, задача человека думать о земном.
ДЖАНОЦЦО МАНЕТТИ (1396-1459) Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536) • Истинная знатность человека заключена в активности и непрерывной борьбе за моральное совершенствование. • Начало и конец человеческой жизни в руках бога, но ее протекание невозможно без свободно-волевых действий человека. • Невозможна без определенного минимума свободы воли и любая человеческая мораль. И она тем выше, чем больше такой минимум. • Человек обязан непрерывно обуздывать свою волю силою разума, как бы ни сбивала его с толку всемогущая Глупость.
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) Главное для человека – жить умеючи, ибо жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что превратили ее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.