Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие педагогических способностей




Психологическое сопровождение дает такой дидактический импульс, который трансформируется в самосовершенствование педагогом своих профессиональных качеств и умений. Самодостаточный учитель может определить, какие способности ему целесообразно вырабатывать и постоянно совершенствовать. В чем же тогда состоит специфика психологического сопровождения: если учитель понимает, зачем организовывать сопровождение, а если он не понимает, к чему тогда сопровождение?

Современный педагог сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от глубины понимания сущности образования. Любой учитель знает, что существуют два понимания внутренней стороны образовательного процесса: оно заключается или в развитии и формировании способностей или в приобретении систематических знаний.

Способности понимаются как свойства функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в степени успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. В определенной мере способности передаются по наследству. Это относится к функциональным механизмам. Также в определенной мере способности являются индивидуальным приобретением. Это относится к операционным механизмам способностей.

Таким образом, способности - индивидуально-психологическое свойство личности, являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности. Способность - живая развивающаяся система, функционирование и развитие которой обусловлено существующими в культуре нормами и образцами деятельности.

Выделяются три основных признака понятия способности:

1. индивидуально - психологические, отличающие одного человека от другого;

2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3. способности, которые не сводятся к уже выработанным у данного человека знаниям, навыкам, привычкам или умениям.

Педагогические способности - это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.


В связи с этим сначала рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей.

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими.

Авторитарный стиль преподавателя характеризуется сосредоточением всей полноты власти и ответственности за студентов в руках педагога. Различают жесткий и мягкий (благожелательный) авторитаризм. Жесткий авторитарный стиль предполагает функционирование педагога в роли абсолютного диктатора, требующего безоговорочного подчинения и выполнения всех его требований.

Студенты в данном случае полностью отстранены от процесса творческого обучения и проявления инициативы. Централизация власти педагога предполагает движение информационных потоков снизу вверх до уровня принятия решения. Благожелательный авторитаризм строится на тех же принципах, хотя и имеет более цивилизованные формы. Преподаватель может продемонстрировать заботу о студентах, выслушать их мнение, по сути, не предполагая считаться с ним. Ученическая деятельность студентов строится на жестком регламентировании исполнения поставленных целей, а студент рассматривается как часть механизма, обеспечивающего выполнение преподавателем учебного плана по дисциплине.

Несмотря на то, что внешне авторитарный стиль не слишком привлекателен и, как правило, менее предпочтителен для студентов, он получил достаточно широкое распространение и до сих пор весьма популярен в практике российских образовательных учреждений.

По всей вероятности, это обстоятельство обусловлено следующими факторами:

1. Корни авторитаризма глубоко уходят в систему религиозного и светского воспитания широких слоев населения. Вера и безоговорочное повиновение долгое время занимали важное место в социальной жизни нашего общества.

2. Авторитаризм не требует высокого профессионализма в области непосредственного направления деятельности.

3. Авторитаризм обеспечивает высокую исполнительскую дисциплину, позволяет быстро получить результат. Его достижение не требует развивающего обучения.

Чтобы добиться расположения к себе авторитарного педагога, следует стать «послушной овечкой», которая, не задумываясь, выполняет все указания преподавателя. При этом следует достаточно продолжительное время очень хорошо готовиться к занятиям, регулярно отвечать на семинарах, всегда сидеть максимально близко в аудитории на лекциях и изображать «сильную научную заинтересованность»!

Наградой за такое поведение станет, то, что преподаватель начнет к Вам относиться положительно, то есть Вы станете его фаворитом. Но при этом не стоит забывать, что несколько «проколов» могут изменить его мнение в худшую сторону и уже после этого ситуацию будет изменить уже очень сложно!

Демократический стиль предполагает передачу части полномочий из сферы деятельности преподавателя студентам. Студенты обладает необходимой методической информацией об изучаемой дисциплине и активно вовлекаются в процесс обучения. Стиль характеризуется интенсивным двухсторонним общением, на основе которого обеспечивается учет мнения студентов. В результате возможности учебной группы существенно возрастают.

Использование стиля формирует дружеские, доверительные отношения между преподавателем и студентами. Перечисленные достоинства стиля не всегда приводят к желаемому результату. Но при наличии у студентов определенных характеристик (например, низкого уровня подготовки, отсутствия мотивации) и в определенных ситуациях (например, на экзамене) результативность стиля существенно снижается.

Демократичный стиль поведения педагога достаточно эффективен и приносит положительные плоды только для студентов, которые хотят учиться. Если Ваш преподаватель ведет себя демократично, это не значит, что он не будет требователен к Вам на экзамене, поэтом не стоит переставать учиться, так как в таком случае Вы рискуете не только остаться без знаний, но и выпуститься из ВУЗа с весьма низкими оценками.

Такого преподавателя нужно уважать, но при этом не стоит переходить на панибратство или же наоборот «тупо» выполнять все его рекомендации. С таким преподавателем стоит иногда спорить по теме занятия и доказывать свою точку мнения, если Вы конечно в этом компетентны. В таком случае Вы заслужите уважение демократичного преподавателя.

Либеральный стиль характеризуется отсутствием демонстративной власти преподавателя. Последний выступает скорее в роли консультанта, координатора учебной деятельности студентов.

Обсуждение материала на семинарских занятиях осуществляется всей группой, которая в данном случае и занимается своим образованием, так как сам преподаватель очень редко выходит за рамки учебников. В учебных группах с таким преподавателем сильны элементы самоконтроля. Вполне естественно, что эффективное функционирование на основе либерального стиля возможно только в условиях высокой личной ответственности студентов, при достаточно высоком уровне их подготовки и сильной мотивации.

Таким образом, если Ваш преподаватель – либерал, то можно совсем не учиться, при этом получать достаточно высокие оценки. С таким преподавателем можно подружиться и тогда Ваша жизнь станет «малиной». Но помните, Вы пришли в ВУЗ не за отметками, а за знаниями, поэтому будьте весьма осторожны!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.