Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Финансовая система РФ




 

Целенаправленная деятельность, осуществляемая посредством фи­нансово-кредитной и денежной системы государства, обеспечивает экономические связи всех субъектов общественного воспроизводства. Финансовая деятельность государства связана с образованием, распре­делением и использованием фондов денежных средств. Однако сами денежные средства — это не финансы. Ими являются отношения между субъектами экономической жизни по поводу формирования и перерас­пределения денежных средств.

Фонды денежных средств в государстве представляют собой диффе­ренцированное целое, состоящее из централизованных и децентрали­зованных финансов. Централизованные финансы включают денежные средства, аккумулируемые в бюджете государства; государственные внебюджетные фонды; кредитование (государственное и кредитных учреждений); государственное страхование — личное и имуществен­ное. К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Государственное регулирование в части централизованных и децен­трализованных финансов выражается по-разному. Первые из них ори­ентированы на осуществление общественных интересов, вторые — на получение прибыли. Государство имеет возможность принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогообложения, эмиссию де­нег и т. п. В отношении децентрализованных финансов государственное регулирование должно учитывать тот основополагающий факт, что со­стояние и динамика финансов частных предприятий зависят от законов рыночной экономики.

Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но вместе с тем имеют некоторые общие черты, позво­ляющие объединить их в отдельные относительно обособленные под­системы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по опре­деленному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему.

В финансовую систему государства входят две подсистемы:

♦ совокупность финансовых институтов, каждый из которых пред­ставляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств;

♦ совокупность государственных органов и учреждений, осуществ­ляющих непосредственную финансовую работу.

Кратко охарактеризуем первую из этих подсистем.

Основные финансовые институты. Наличие различных институтов в рамках финансовой системы связано с тем, что финансы охватывают всю экономику страны и обслуживают многообразные потребности об­щественного развития. Каждый из финансовых институтов способству­ет образованию и использованию соответствующего денежного фонда. Вся совокупность правовых институтов, регулирующих формирование, распределение и использование фондов денежных средств, образует рассматриваемую подсистему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рыночной экономике.

В специализированной литературе финансовая система и структура ее правовых институтов обычно определяются авторами по-разному. В юридической литературе взаимосвязанные звенья, входящие в фи­нансовую систему Российской Федерации, представлены следующими фондами денежных средств.

Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды. Через них реализуется политика государства в области обязательного социального стра­хования, которое является частью системы социальной защиты граждан. Социальное обеспечение по возрасту осуществляется через Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и других предусмотренных законодательством случаях — через Фонд соци­ального страхования Российской Федерации. Бесплатная меди­цинская помощь и охрана здоровья финансируются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства го­сударственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов каких-либо уровней. До 1 января 2010 г. взносы в эти фонды были отнесены к феде­ральным налогам и сборам, поэтому на них распространялись все положения налогового законодательства.

Фонды, консолидированные в бюджете. Это специальные фонды, аккумулированные в бюджетах различных уровней. Создание целевых фондов возможно на федеральном уровне (например, Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Каждый такой фонд образуется в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда использу­ются по отдельной смете.

Внебюджетные децентрализованные фонды, К ним относятся: отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды; финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий. В качестве ресурсных фондов государства выступали внебюджет­ные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые создавались за счет отчислений предприятий и ор­ганизаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 % себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Следует иметь в виду, что система целевых фондов находится в состоянии перманентного развития и преобразования.

Фонды страхования. Одной из функций государства является образование резервных фондов для покрытия расходов по стра­ховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т. п.). Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному. В настоящее время получает широкое распростране­ние коммерческое страхование, связанное с покрытием рисков от предпринимательской деятельности.

Кредит (государственный и банковский). Государственный кре­дит — это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических, физических лиц и других государств. Кредитова­ние осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит — это деятельность по привлечению вложений вкладчи­ков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же усло­виях.

Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов вклю­чает финансы коммерческих предприятий и организаций (не­финансовые предприятия, кредитные организации) и финансы некоммерческих организаций.

Возможны также интерпретации финансовой системы с несколько иных позиций.

Финансовая система может быть представлена как совокупность трех основных звеньев.

1. Государственные финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные сред­ства Центрального банка Российской Федерации (Банка России), денежные средства государственных унитарных предприятий и го­сударственных учреждений.

2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципаль­ные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предпри­ятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граж­дан.

3. Частные финансы — это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и Денежные средства физических лиц.

Еще одна классификация финансовой системы основана на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность:

финансов предприятий, учреждений и организаций;

страхования;

государственных финансов.

Важным является отграничение субъектов финансовых отношений как организаторов страховой защиты и государственного регулирования от непосредственных участников производства.

Следует обратить внимание, что в рамках финансовой системы (при любой ее классификации) выделяется совокупность или подсистема фи­нансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.