КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 11. Понятие и особенности финансово-правовых норм
Вопрос 10. Отграничение финансового права от смежных отраслей права.
Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении с другими отраслями права и отграничении от них., В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно связано, например, с конституционным и административным правом, чьи нормы регулируют организацию и деятельность государства в целом. Конституционное право вместе с тем содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву, закрепляющие основы организации финансовой деятельности государства. Финансово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государственных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе РФ, о разнообразии форм собственности как ее основе. Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. Тесная связь прослеживается между финансовым и гражданским правом, так как предметом их рассмотрения являются денежные отношения. Нормы финансового права устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций. Финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Финансовое право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Отграничение финансового права от других отраслей права способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований, помогает в необходимых случаях правильному применению юридических мер воздействия.
Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы содержат признаки как общие для любых правовых норм, так и специфические, характерные только для норм финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие: норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства; норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений; норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права; норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления. Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены в конечном счете особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования: финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права непосредственно по целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств; редко возникает как фактическая, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы; является средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов; отличается от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумя причинами: 1) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являются в основе экономическими и подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах; 2) бюджётно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально; · особенности отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм весьма редкой разновидности норм, а именно: норм-расчетов, которые представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровни развития. Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обусловленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний. Финансово-правовые нормы в подавляющем большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъектов финансового права. Финансово-правовые нормы имеют структуру. Под структурой финансово-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяются гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза — это первая часть финансово-правовой нормы, в которой указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой. Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Санкция — это та часть нормы, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме. Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению. Управомочивающие финансово-правовые нормы бывают двух видов. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или нереализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируются. Специализированные нормы не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы. Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Коллизионные нормы определяют законы, которые должны быть применены в конкретном случае. В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления. Финансово-правовые нормы классифицируются по объему действия на общие и специальные. Общими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: на всей территории Российской Федерации; территории соответствующего субъекта РФ; территории соответствующего муниципального образования. По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на общие и временные. Общие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением. Временные нормы — это нормы, установленные на определенный срок. В зависимости от особенностей предмета финансово -правового регулирования финансово-правовые нормы, подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансово-правовые нормы определяют источники образования денежных фондов государства и муниципальных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |