КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация работы хирургического кабинета поликлиники
В поликлинике осуществляется прием и лечение пациентов, которые не нуждаются в госпитализации. Для проведения перевязок и лечебно-диагностических процедур больные посещают хирургическое отделение поликлиники. Хирургические отделения в поликлиниках располагают на нижних этажах здания, это облегчает транспортировку пациентов с переломами, вывихами и т. п. При одном работающем хирурге отделение должно состоять из: При большем числе хирургов дополнительно должны быть перевязочные и операционные. Существуют определенные требования к помещениям. Стены должны быть с гладкой поверхностью, окрашены масляной краской; стены операционной — только с плиточным покрытием. Во всех комнатах должны быть раковины и подача горячей и холодной воды. В течение рабочей смены в отделение приходит большое количество пациентов с улицы, поэтому за чистотой помещений необходимо следить особенно тщательно. Влажную уборку с дезинфицирующими растворами проводят после каждого приема. В конце рабочей смены делают заключительную полную уборку кабинета. Работа в хирургическом отделении требует от медперсонала высокой квалификации, профессионализма и четкого выполнения своих обязанностей. Медсестра хирургического кабинета должна отлично знать правила асептики и антисептики, следить за их соблюдением другими сотрудниками отделения и больными. 27. Асептика в операционной (уборка операционной, обработка рук хирурга и операционной сестры, обработка операционного поля, одевание стерильных халатов)
Чтобы предупредить загрязнение ран микробами, необходимо выявить источники инфицирования (больной человек, медицинский персонал лечебного учреждения — бациллоносители, реже животные) и пути передачи возбудителей — экзогенный (внешний) и эндогенный (внутренний). Различают следующие пути передачи экзогенной инфекции: воздушно-капельный, контактный, имплантационный. При воздушно-капельном пути микробы попадают в организм из воздуха, с брызгами слюны или другой жидкости. Меры по предупреждению загрязнения раны воздушно-капельным путем предусматривают максимальное снижение микробного обсеменения воздуха: разделение отделений, операционных и перевязочных на «чистые» и гнойные, влажная уборка помещений; переодевание медперсонала после прихода на работу в специальную одежду, стерилизация воздуха ультрафиолетовыми лучами или распылением антисептиков; ношение медперсоналом в перевязочной и операционной 4—6-слойной марлевой маски, прикрывающей рот и нос; ограничение разговоров и передвижений в операционной, перевязочной и манипуляционной; отстранение от операций лиц с острыми респираторными заболеваниями. Контактный путь инфицирования обусловлен соприкосновением с раной инфицированных предметов и рук медперсонала. Загрязнение (контаминация) раны происходит или в момент нанесения раны (автомобильная авария и т.д.), или позднее — с одежды и рук пострадавшего, нестерильного мате риала при оказании первой помощи. Во время операции источником контактного заражения могут быть руки хирурга и его ассистентов, плохо простерилизованный перевязочный материал, инструменты, неудовлетворительная изоляция раны от окружающей кожи. Очень важным способом профилактики контактной инфекции через руки является умение работать аподактильно, т.е. не руками, а инструментами (пинцетом, корнцангом и т.д.). Существенную роль играет обработка загрязненного материала. Грязные предметы многоразового пользования (постельное белье) помещают в герметичные пакеты и отправляют в больничную прачечную. Предметы одноразового пользования (шприцы, катетеры, перчатки) помещают в специальные контейнеры и сжигают. Загрязненные инструменты одноразового пользования выбрасывают, многоразового — подвергают обеззараживающей обработке и стерилизации; пролитую кровь немедленно вытирают и обрабатывают раствором хлорной извести, разведенной водой 1:10, лизолом, 2 % раствором хлорамина. Поскольку не всегда можно выявить инфекцию, особенно латентную (СПИД, гепатит В), следует соблюдать осторожность при соприкосновении с кровью и другими жидкостями организма. Чтобы предупредить их попадание на кожу и слизистые оболочки, медицинский персонал должен пользоваться защитными приспособлениями (перчатки, маски, очки и т.д.). Особый риск попадания инфекции существует при часто проводимой катетеризации сосудов. Перед процедурой необходимо вымыть руки с мылом, обработать антисептиком и надеть стерильные перчатки. Место введения катетера дезинфицируют 0,5 % раствором хлоргексидина или другим антисептиком. Имплаитациоиный путь инфицирования связан с внесением микробов в ткани с каким-либо предметом (осколки, щепки, обрывки одежды, шовный материал, сосудистые протезы, металлоконструкции и т.д.) или с жидкостью при введении лекарственных препаратов. Наиболее часто инфицирование происходит при инъекциях с нарушением асептики (постинъекционные абсцессы). Эндогенное инфицирование обусловлено попаданием микробов в рану из организма самого больного. Источниками инфицирования могут быть воспалительные процессы кожи, миндалин, дыхательных путей, кишечника; пути инфицирования — гематогенный, лимфогенный, контактный (например, при вскрытии гнойника, просвета кишки и т.д.). Для профилактики эндогенного инфицирования очаги воспаления, особенно на коже в зоне операции, должны быть ликвидированы (плановая операция при этом откладывается). В экстренных случаях для подавления роста микробов проводится предупредительная антибактериальная терапия, перед экстренной операцией вводят максимальную разовую дозу антибиотика с продолжением терапии в послеоперационном периоде в течение 24—72 ч.
Операционный блок (отделение) представляет собой комплекс помещений, предназначенных для выполнения хирургических операций. Структура и режим работы операционного блока подчинен одному принципу: соблюдению асептики при выполнении хирургических вмешательств. Реализация этого принципа начинается с размещения операционного блока. Желательно, чтобы он находился либо в изолированном крыле здания, либо в специальной пристройке, где располагается центральное стерилизационное отделение (ЦСО). В общем здании операционный блок должен быть расположен не ниже второго этажа. Все подразделения соединяются грузовыми лифтами (для грязных и чистых материалов отдельно). В соответствии с правилами асептики выделяют 4 зоны. I зона — стерильного режима. В этой зоне находятся помещения, предназначенные для проведения операций и подготовки к ним: 1) операционный(е) зал(ы), 2) предоперационная, где происходит обработка рук операционной сестры и хирургов, 3) стерилизационная, в которой производится предстерилизационная очистка и обеспложивание инструментов, используемых повторно или внезапно понадобившихся по ходу операции. Вход в зону стерильного режима строго ограничивается. В нее допускаются только участники операции (операционная сестра, хирург и его ассистенты, анестезиологи и сестра-анестезистка) в стерильной одежде и бахилах. Все помещения зоны должны иметь выход в общий внутренний коридор, соединяющийся тамбуром с коридором второй зоны. При планировании и строительстве операционного блока предусматриваются меры, облегчающие поддержание его чистоты. Стены помещений стерильной зоны до потолка покрывают керамическими плитками, потолок окрашивают масляной краской, пол покрывают керамической или мраморной плиткой. Углы делают закругленными. Отопительные приборы располагают внутри стен, что облегчает уборку помещений. В операционной поддерживаются определенный температурный режим (18,5—23,8 °С), влажность (50—55 %), вентиляция. Последняя обеспечивается установкой кондиционеров с 30-кратной заменой воздуха в течение 1 ч. Это создает климатические параметры, оптимальные для работы операционной бригады. Нежелательна как высокая (более 25 °С), так и низкая температура (ниже 18 °С). В последнем случае возможно переохлаждение больного с развитием таких осложнений, как пневмония и др.; высокая температура воздуха затрудняет работу хирургов. Для поддержания чистоты в помещениях зоны стерильного режима осуществляется 5 видов уборки: предварительная, текущая, послеоперационная, заключительная, генеральная. Перед началом работы в операционной удаляется влажной тряпкой пыль с горизонтальных поверхностей (подоконники, приборы, пол) — предварительная уборка. Текущая уборка проводится в ходе операции: убирают случайно упавшие на пол шарики, салфетки, инструменты, вытирают пролитую жидкость, при загрязнении пола гноем или калом его протирают дезинфицирующими растворами. Послеоперационная уборка производится после того, как больного вывезут из операционной: удаляют использованные салфетки, шарики, операционное белье, инструменты, протирают пол дезинфицирующими растворами, операционный стол протирают и накрывают стерильной простыней. Заключительная уборка выполняется в конце операционного дня: протирают влажной тряпкой аппаратуру, операционный стол, пол, подставки для ног; часть стен моют с помощью щеток или швабр растворами антисептиков (6 % раствор перекиси водорода, первомур, роккал, 2 % раствор хлорамина). Для стерилизации воздуха используют настенные, потолочные, передвижные (типа «Маяк») бактерицидные лампы. Очистка воздуха осуществляется с помощью кондиционеров. Генеральная уборка производится в свободный от операций день (1 раз в неделю). Операционную (пол, стены и потолок) моют водой с моющими веществами типа «Лотос», «Новость» и антисептиками (2 % раствор хлорамина, 6 % раствор перекиси водорода). Антисептиками протирают мебель и приборы. Необходимо подчеркнуть, что поддержание операционной и асептических условиях возможно лишь при добросовестном выполнении своих обязанностей и взаимодействии хирурга, операционной сестры и санитарки, анестезиологической бригады. II зона — строгого режима. В нее входят помещения, в которых проводят работу по обеспечению готовности операционного блока к операциям. Здесь находятся душевая и комнаты для переодевания, двери которой выходят в коридор «стерильной» зоны, комнаты для хранения аппаратов и инструментария для операций; аппаратная анестезиологической службы; материальная, где хранятся перевязочный материал, чистое операционное белье, медикаменты; кладовая для хранения предметов уборки операционных залов; комната для операционных сестер и санитарок; кабинет старшей операционной сестры, комната для записи протоколов операций. Вход и выход из этой зоны производятся через тамбур и разрешены сотрудникам больницы, одетым в больничную одежду — халат, шапочку, тапочки. Нельзя допускать на территорию операционного блока людей, у которых из-под халата выступает одежда, не убраны под шапочку волосы. Технические работники (слесари, водопроводчики и др.) также должны быть переодеты в специальную одежду и обувь, им должны быть заранее разъяснены правила поведения в операционном блоке. Работники операционного блока, придя на работу, должны переодеться и сменить обувь, а в зоне строгого режима еще раз переодеться, сменив халат и шапочку на брючный костюм, а обувь — на тапочки или другие туфли, предназначенные только для работы в операционном блоке. Зоны строгого и стерильного режима разделяют полосой красного цвета, обозначенной на полу. При переходе в стерильное помещение необходимо надеть маску (маски, состоящие из 4—6 слоев марли, должны быть простерилизованы), бахилы. Участникам операции нежелательно иметь бороды, бакенбарды, длинные волосы. III зона — ограниченного режима (техническая зона). В нее входят производственные помещения для обеспечения работы операционного блока: комната с аппаратурой для кондиционирования воздуха; фотолаборатория; аккумуляторная; установка для обеспечения операционной кислородом и наркотическими газами и т.д. IV зона — общего режима. В ней находятся кабинет заведующего отделением, помещение для грязного белья, санузел и др. Поскольку основным источником инфицирования является человек, понятно, что чем меньше людей будет находиться на территории операционного блока, тем меньше он будет загрязнен. Число присутствующих в зоне стерильного режима (кроме участников операции) максимально ограничивается. Учащихся инструктируют о правилах поведения: рекомендуется как можно меньше двигаться, не выходить и вновь входить в операционные залы, ограничить разговоры. Лучше, чтобы студенты наблюдали за работой в операционной через стеклянный колпак, расположенный на 2-м этаже. В операционной периодически осуществляется бактериологический контроль за стерильностью воздуха, инструментария, перевязочного материала, операционного белья. Один раз в неделю проводится выборочный контроль стерильности рук участников операции. В предоперационной берут посевы с тазов для обработки рук. умывальников, мыла. Контролируется стерильность рабочего столика анестезиологов, аппаратуры для наркоза (ларингоскоп, интубационные трубки и т.д.), рук врача-анестезиолога и сестры-анестезистки.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 22858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |