КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы государственного регулирования экономики
Антимонопольное регулирование постфактум Метод построен на анализе сложившейся на рынке ситуации, и заключается в выявлении злоупотреблений и вынесении соответствующих мер пресечения к виновному участнику. В результате такого анализа может быть доказано: злоупотребление участником доминирующем и/или исключительным положением, манипулирование ценами, выявления возможного сговора между участниками. В результате рассмотрения таких случаев антимонопольный орган принимает решения и выдает обязательные для исполнения предписания. Во-первых, к виновному участнику могут быть применены меры с целью пресечения возможностей для дальнейших злоупотреблений в виде условий об ограничении заявок и т.д., во-вторых, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно привлечение участника к административной ответственности. В-третьих, уже правилами рынка могут быть заданы условия, определяющие особенности расчетов за электроэнергию и мощность для таких участников. На оптовом рынке электроэнергии и мощности России действует правило, о том, что плата за мощность для участника, в отношении которого установлен факт манипулирования ценами, будет снижена (возможно, за несколько периодов) на величину возмещения убытков другим участникам рынка, связанных с всплеском цены на электрическую энергию на оптовом рынке. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это — снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот — поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, к т.д. Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель — регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики. Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей около – 10% общей численности лиц наемного труда. Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей. 2. Переходная экономика: сущность, закономерности и основные этапы. Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике. К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся: 1. Неустойчивость. Классическая политическая экономия, К. Маркс, Н. Кондратьев исходят из устойчивости экономической системы, маржинализм ставит ее в центр внимания экономической теории, изучающей зрелое состояние рыночной экономической системы. «Переходные процессы... являются неравновесными, их характеризует нелинейность, стохастический, вероятностный характер развития». Объективность неустойчивого характера переходной экономики обусловлена ее нецелостностью. Каждая из выделенных на рис. 1 зрелых ступеней эволюции общества и экономики была целостной системой. Переходная экономика объективно нецелостна, т.к. она характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. 2. Альтернативный характер развития. Итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, потому что в состояние неустойчивости экономика попадает вследствие требований («вызова») экономических, политических, природных и других факторов, которые требуют «ответа». Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития, т. к. после начала переходного периода «система не помнит своего прошлого». 3. Появление и функционирование особых переходных форм, например, денежная рента в период перехода от феодализма к капитализму, индикативное планирование при переходе к постиндустриальному обществу, коллективно-долевая собственность на землю в РФ. 4. Особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). 5. Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические этапы переходной экономики: создание политических и институциональных предпосылок (1991г.); либерализация экономики (1992г.); приватизация (1992 – 1994гг.) макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996г. - первое полугодие 1998г); структурная перестройка. Исторически последовательность этих этапов в России была следующей: 1991-93гг. - развал административной системы, становление основ рыночной экономики, 1994-95гг. - этап инфляционистской, протекционистской политики, 1996-97гг. - достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства, 1998-99гг. – финансовый кризис и его последствия. 2000 г. – выход на траекторию экономического роста. 16(1) Какая бы система распределения ни была справедливой,в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей. Причины, вызывающие неравенство доходов: 1) различие в индивидуальных способностях. Люди — разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ; 2) различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в т.ч. и профессионального, обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует более высокого уровня образовательной 287 подготовки, уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход; 3) различия в готовности и способности работать в особыхусловиях. Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться; 4) различия в собственности. С начала 1990-х гг. заметно расширяется число людей, получающих доходы от Владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов — один из факторов, вызывающих дифференциацию доходов. Дифференциация доходов населения — реально существующие различия в уровне дохода населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода— один изажнейших конструирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т.д.). Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отржает кривая Лоренца
Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией, обозначающей идеальное равенство, и кривой Лоренца. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получают 5% общего дохода, 40% с низкими доходами — 15% и т.д. Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. 16(2) Основами жизнедеятельности человеческого общества являются производство, материальные блага и услуги, ибо распределять, обменивать и потреблять можно лишь то, что реально произведено. Производство — процесс непосредственного создания экономических благ для удовлетворения потребностей человекаи общества. В процессе создания материальных благ и услуг (экономических благ) люди взаимодействуют с природой. Взаимодействие человека с природой называется процессом труда, который включает три основных момента: труд,предметы труда и средства труда (табл. 5.1). В любом обществе основу процесса производства составляет процесс труда. Создание экономических благ, способных удовлетворить многочисленные потребности человека, предполагает производственную деятельность, в ходе которой преобразуется вещество природы. Природа не дает в готовом виде всего того, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей. Все это люди добывают в процессе оизводства. Закономерными для общества являются совместная деятельность людей и обмен продуктами этой деятельности между ними в процессе производства, распределение, обмен и потребление экономических благ. Производство всегда процесс общественный. В процессе производства люди вступают между собой в определенные производственные (экономические) отношения, имеющие объективный характер и не зависящие от их воли и желания. Цель общественного производства — производство экономических (материальных) благ и услуг, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Все этапы кругооборота экономических благ в общественном производстве находятся во взаимосвязи, в зависимости между собой. 1.Процесс общественного производства совершает кругооборот движения, который подразделяется на четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Исходным пунктом является производство, в котором происходит само создание экономических благ (материальных благ и услуг), необходимых для существования и развития человека. Производство — основа (фундамент) любой экономики. 2.Распределение определяет долю каждого человека в произведенных продуктах, зависит от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономическогосубъекта в производство. 3. Третий этап кругооборота экономических благ — обмен, он охватывает систему связей и отношений, позволяющую производителям обмениваться продуктами своего труда, т.е.это процесс движения экономических благ и услуг от одногосубъекта к другому 4. Потребление — это использование созданных экономи- ческих благ для удовлетворения разнообразных потребно- стей людей и общества. 15(1) Теневая экономика — это сложные социально-экономические процессы и явления, охватывающие всю систему экономических отношений, не контролируемых обществом, экономических структур, скрываемых от органов государственного управления и контроля. Эти хозяйствующие субъекты используют государственную, негосударственную и криминально нажитую собственность в целях извлечения сверхдоходов для удовлетворения личных и групповых потребностей. Теневая экономика тесно связана и переплетена с легальной экономикой, является составной частью хозяйствующих субъектов легальной экономики, пользующихся в своей деятельности ≪услугами≫ государства, его производственными факторами, не вступая в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования. Теневая экономика — противоправные, неучтенные государством виды экономической деятельности; включает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также социально экономические отношения между гражданами, социальными группами и обществом в целом. Теневая экономика существует практически во всех странах мира. Согласно исследованию зарубежных экспертов во второй половине 1990-х гг. в развитых странах мира теневая экономика занимала 12% от ВВП, в странах с переходной экономикой — 23%, а в развивающихся — 39%. В России 357 удельный вес теневой экономики к ВВП составляет примерно 40%. Структурно она состоит из криминальных и некриминальных секторов. К первому из них относятся сугубокриминальные элементы (торговцы наркотиками, оружи- ем, рэкетиры, коррупционеры, фальшивомонетчики, лица и организации, занимающиеся отмыванием грязных денег,и др.). Некриминальный сектор включает в себя хозяйственную деятельность, которая не попадает в отчетность (либо отражается в ней с искажением) и не фиксируется в договорах. Речь идет о домашнем хозяйстве, епетиторстве, частном извозе,строительстве дач, ремонте техники, сдаче в поднаем жилья,частной медицинской практике, обслуживании автомобилей,самогоноварении и др. На рост теневого сектора экономики влияют чрезмерно высокие налоги, вынуждающие предпринимателей уводить свои капиталы в тень. Итак, теневая экономика — это не контролируемые государством производство, распределение, обмен, потреблениетоварно-материальных ценностей и услуг; скрываемые оторганов государственного управления незаконные отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной, частной, акционерной и других видов собственности в корыстных личных и групповых интересах. 15(2) Что такое экономический агент? АГЕНТ, экономический [economic actor, agent] — действующее лицо в экономике (как физическое, так и юридическое), которое может принимать экономические решения, самостоятельно составлять хозяйственные планы и действовать согласно им, получать задания на производство или распределение тех или иных продуктов или услуг, выступать в качестве их покупателя. Другие термины, отражающие то же понятие, - экономический субъект; хозяйственный (иногда — хозяйствующий) субъект. Агент в экономике (экономический агент) – это производитель (фирма) и потребитель (домашнее хозяйство). Экономические агентыпредставляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей. Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: 1) домашние (индивидуальные) хозяйства (домохозяйства); 2) предприятия (фирмы); 3) государство. Домашнее хозяйство базируется на труде, но не сводится к нему. В последующем оно модифицируется в потребительскую ячейку рыночной экономики. 30% экономической деятельности всего мира приходится на домашние хозяйства. По мере обособления производства от домохозяйства в качестве предприятия, производственная функция домашнего хозяйства падает. Домашнее хозяйство стало основой для возникновения эксплуататорских формаций. Производящая функция домохозяйств сохраняется и в современном мире. Во многих современных домашних хозяйствах имеется производство. Потребительское домохозяйство - последняя форма домашних хозяйств, которая быстро распространяется в рыночной экономике, прежде всего, в современных городах. В потребительском домашнем хозяйстве не ведется производство, которое обособляется в качестве отдельного предприятия. Оно (домохозяйство) оказывается основным поставщиком наемной рабочей силы для производства, которое осуществляется не в его рамках, и потребителем товаров производственных предприятий. Потребительское домашнее хозяйство не исключает производственных процессов, которые являются вспомогательным источником доходов для всего коллектива конкретного домохозяйства.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |