КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Азиатское направление как приоритет внешней энергетической стратегии России в 21 веке
Азиатский энергетический рынок Несмотря на то, что по сравнению с достаточно стабильными западными рынками Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) относится, в целом, к экономически нестабильным частям мира, с неразвитой инфраструктурой и сильным влиянием государства в экономике, за последнее десятилетие он демонстрировал бурное экономическое развитие, что позволяет видеть в нем наиболее перспективный с точки зрения экономического роста и энергопотребления регион. Наиболее быстро развивающимися субрегионами АТР за последние десятилетия являются Китай и страны Южной и Юго-Восточной Азии (ЮВА). В настоящее время АТР является одним из крупнейших энергопроизводящих и энергопотребляющих районов мира. Чистый (нетто) импорт топлива и энергии составляет около 22% суммарного энергопотребления странами АТР. В структуре импорта однозначно преобладает нефть и нефтепродукты (до 96%), тогда как на уголь и природный газ приходится, соответственно, 2% и 1%. Рассматривая отдельные страны в регионе, необходимо отметить, что практически полную зависимость от импортируемых нефти, угля и газа имеют такие страны как Сингапур, Южная Корея, Япония и Тайвань. Таиланд, Индия и Филиппины являются импортерами нефти. Япония является основным импортером сырой нефти в регионе, в середине 90-х гг. ее доля в региональном импорте находилась на уровне 40%) (включая внутрирегиональный импорт). К 2020 г., по прогнозам МЭА, крупнейшим импортером нефти в регионе станет КНР, на долю которой будет приходиться порядка 24%> суммарного импорта стран АТР. Основными нефтедобывающими странами АТР являются Китай, Индонезия, Малайзия, Индия и Австралия. Данная пятерка стран обладает 90% доказанных запасов и среднегодовой добычи нефти в регионе. Менее значительными но также важными производителями нефти являются Бруней, Вьетнам, Папуа Новая Гвинея. В настоящее время отмечается рост добычи Нефти в АТР. Среди нефтедобывающих стран региона экспортерами являются Китай, Индонезия, Малайзия, Австралия, Вьетнам, Бруней и Папуа Новая Гвинея, гт и этом Китай, Австралия и Индонезия также импортируют крупные объемы нефти. Внутрирегиональная торговля нефтью представляет особую важность для Японии и Китая, нефтеперерабатывающие мощности которых ориентированы на малосернистую азиатскую нефть. В период до 2010 г. ожидается снижение возможностей экспорта нефти внутри АТР вследствие стабилизации добычи и увеличения спроса на нефть в добывающих странах. Ближний Восток традиционно является основным источником поставок энергоресурсов в страны АТР по причине своей географической близости и относительно низкой стоимости поставляемой нефти. Доля Ближнего Востока в обеспечении общего спроса на нефть увеличится до 65% к 2010 г. Кроме того, дополнительными источниками поставок нефти в регион являются Латинская Америка, Россия и Центральная Азия. Латинская Америка, традиционно ориентирующаяся на рынки США и Европы, продолжит экспортировать нефть на азиатские рынки, однако ее роль как, внешнего источника нефти останется незначительной. Страны Центральной Азии, и, в частности, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, обладают значительными нефтяными и газовыми ресурсами. Однако экспортные поставки энергоресурсов из данного региона потребуют значительных инвестиций в строительство трубопроводов большой протяженности. Таким образом, будущие экспортные пути центральноазиатской нефти будут зависеть от того, каким маршрутам будет отдано предпочтение. Для стран Центральной Азии выбор маршрута является вопросом стратегическим, так как, если поставки нефти будут осуществляться через Иран или субконтинент, то нефть Центральной Азии станет доступной для стран АТР. Если же (по крайней мере, на начальном этапе) нефть пойдет через Черное море и Турцию, то произойдет закрепление ориентации нефтяного экспорта из стран Центральной Азии в европейском направлении. Необходимо отметить, что с точки зрения географического расположения и стоимости ближневосточные производители нефти имеют значительное преимущество в удовлетворении ожидаемого увеличения спроса на нефть в АТР. Однако соображения энергетической безопасности поставок и диверсификации источников импорта, а также потребность в высококачественной нефти могут обеспечить возможность экспорта российских и/или каспийских нефтей в этот регион. Вследствие того, что мощности нефтепереработки здесь значительно превышают возможности добычи нефти в регионе, импорт сырой нефти в регионе значительно превышает импорт нефтепродуктов. Нефти, добываемые в регионе, в основном являются легкими и/или малосернистыми, и поэтому существует готовый рынок для высококачественных нефтей из внешних источников. В настоящее время в структуре спроса в Азиатском регионе преобладают тяжелые нефтепродукты, однако сама переработка ориентирована на легкую региональную нефть. По мере изменения ассортимента продукции в пользу более чистых продуктов, большим спросом будут пользоваться нефти более высокого качества. Следовательно, региону потребуются не только большие объемы нефти, но также и более легкие нефти. Последствия весьма высоких темпов увеличения спроса в долгосрочной перспективе во многом скажутся на строительстве НПЗ в регионе. Хотя в рамках региона потребности во вводе новых мощностей будут неодинаковы, нефтеперерабатывающий потенциал Юго-Восточной Азии будет, по всей вероятности, увеличиваться более быстрыми темпами ввиду наиболее острого дефицита мощностей в этой части АТР. В среднесрочной перспективе в балансе потребление нефтепродуктов в Азиатском регионе прогнозируется тенденция увеличения объемов чистого импорта нефтепродуктов, и зависимость региона от импорта нефтепродуктов только усилит его зависимость от импортных поставок в нефтяном секторе в целом. ГАЗ Особенности формирования азиатско-тихоокеанского рынка газа (это, в основном, рынок СПГ) наложили свои отпечатки и на трансформации структуры потребления газа в этом регионе. Изначально поставки СПГ ориентировались на крупных потребителей, которыми, в первую очередь, выступали тепловые электростанции. Азиатско-тихоокеанский рынок газа отличается высоким динамизмом: объем потребления газа здесь вырос за последние тридцать пять лет более чем в 18 раз. Этотже динамизм характерен и для потребления газа в целях производства электроэнергии - примерно за тот же период оно выросло в 19,3 раза. Азиатско-Тихоокеанский рынок газа состоит из нескольких сегментов (территориальных секторов), из которых для России наибольший интерес может представлять рынок Северо-Восточной Азии — рынок Японии, потребляющий газа больше, чем остальные страны этого региона вместе взятые, а также Республики Кореи, Тайваня, Сингапура, формируемый емкий и перспективный рынок природного газа в Китае. Другой сегмент - это рынок Юго-Восточной Азии. Азиатско-тихоокеанский газовый рынок в настоящее время зависит от поставок сжиженного метана, цена на который индексируется по цене сырой нефти.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |