Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль личности в процессе социально-политического развития




Личность — одновременно и

субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют

политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются

«убежать» от полити­ки. Одни стремятся к утверждению существующего

политиче­ского строя и проявляют конструктивное политическое поведе­ние,

другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и

демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политиче­скому режиму и

всякой власти. Такое разнообразие видов по­литического поведения во многом

обусловлено характером по­литической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis — обществен­ный) — это

процесс активного воспроизводства личностью со­циального опыта, осуществляемый

в ее деятельности и обще­нии. Политическую социализацию личности можно

определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта,

определенной системы норм, ценностей и установок поли­тической деятельности и

политических отношений. Можно ска­зать и по-другому: политическая

социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько

этапов фор­мируются определенная картина политического мира, опыт по­литической

деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со­циальной

системы политического взаимодействия с различны­ми политическими

организациями;

2) сохранение динамиче­ского равновесия политической системы, а вместе с тем

и са­мого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и

ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим

опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре.

Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации,

убежде­ний и норм политической жизни общества. По мере ее усвое­ния человек все

больше адаптируется к существующей полити­ческой системе, становится в

состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом

политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний

процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие

различного рода по­литических субъектов, а с другой стороны, по мере

социализа­ции сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь

общества.

Процесс политической социализации включает в себя раз­личные уровни, механизмы и

факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий

международные сообщест­ва и организации. Здесь на личность воздействуют

принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: не­допущение

распространения ядерного оружия, угрозы между­народных конфликтов,

предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом

и большие социальные группы: классы, про­фессии, национально-этнические

общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как

государ­ство, правительство, политические партии, социально-эконо­мические

кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социа­лизации, на котором

личность испытывает воздействие со сто­роны людей, составляющих

непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее

политическую психоло­гию, ценности и установки. Среди механизмов политической

социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые

помогают человеку адаптироваться к поли­тическим условиям и сформировать

политическую идентифи­кацию.

Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше,

политическая социализация личности происходит в про­цессе взаимодействия ее с

обществом. Характер такого взаимо­действия обусловлен прежде всего соотношением

экономиче­ских, политических и других интересов человека и общества, гражданина

и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или

модели политической со­циализации личности. Под типом политической социализации

имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образ­цов взаимодействия

личности и политических институтов об­щества. На него оказывает влияние

совокупность ряда факто­ров: уровень исторического развития общества,

экономические условия, политическая культура, социальная структура общест­ва,

доминирующие агенты политической социализации и др.

В общем плане тип политической социализации определя­ется теми стандартами

политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее

политического по­ведения, соответствующий политической культуре данного

об­щества. В результате обеспечиваются политическая стабиль­ность и

преемственность в развитии общества. С большой сте­пенью вероятности можно

сказать: какой тип политической социализации личности господствует в

обществе, таково и со­стояние самого общества, и наоборот, каково общество,

таков и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения

современная политология выделяет четыре основных типа политической

социализации личности.

• Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью

существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к

государству, политической сис­теме в целом. Личность рассматривается как

сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъ­ект

политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается

обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед

властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в

условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового

государства. По существу это идеальный тип политической социализации,

обеспечивающий бескон­фликтное развитие политической системы и личности как

субъекта политики.

• Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к

ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых

признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности

преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци­пах

частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества.

Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый

гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической

социализации — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность

гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность

свободы личности. Это являет­ся гарантом, что. плюрализм не превратится в

анархизм и не перерастет в гегемонизм.

• Гегемонистский тип характерен для общества закрытого па. Его

сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым

политическим системам и Организациям, кроме той, с которой она себя

идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и

нормах своей группы, класса, общности. Девиз полити­ческого поведения человека:

«партия (нация, государство и т.д.)!выше всего».

Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими

группировками общества, в основе >рой лежат различные, но вместе с тем

взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить

себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к

какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не

существует. Данная модель политической социализации формируется при

недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его

большой социально-экономической и культурной дифференциации. Глав­ой принцип

политического взаимодействия здесь — лозунг «кто не с нами, тот против нас».

Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще

сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на

кланы и касты, сохраняются агрессивные ре­лигиозные объединения.

Стадии политической социализации личности

В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая

социализация личности — это непрерывный про­цесс ее развития, продолжающийся

в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях.

Можно вы­делить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в

политическом развитии личности. Однако при объяснении спе­цифики этих стадий

сегодня нет единой точки зрения,

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем,

что концепция политической социализации на­чала формироваться после создания

теории общей социализа­ции личности и на ее основе. Однако и по сей день

существует несколько теорий общей социализации личности, наличие ко­торых и

затрудняет создание концепции политической социа­лизации. Назовем лишь

некоторые из теорий общей социали­зации личности.

I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида.

Со­гласно последнему, процесс развития личности включает три ста­дии, связанные

с принятием на себя роли других людей:

1) имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;

2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как ис­полнение

определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);

3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только

близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и

стандартам других людей.

II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего

теорию социализации личности на протяжении всей жизни че­ловека. Согласно этой

теории личность проходит восемь ста­дий, каждая из которых связана с

преодолением кризисов ин­дивидуального развития.

III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже,

исследовав­шего процесс развития познания человека, обучение его мыш­лению.

Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые

познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1)

сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у

детей формируется способ­ность надолго сохранять в памяти образы предметов

окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) —

связана с различением детьми символов и значений. В конце ее | дети понимают

разницу между символами предметов и самими S предметами; 3) стадия

конкретных операций (от 7 до 11 лет) — | ребенок учится совершать

мыслительные операции, переносить 1 в идеальный план те действия, которые он

ранее выполнял I только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до

15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи,

осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

IV. Теория социализации Т. Парсонса.

Согласно этой теории |в процессе социализации происходит обучение человека

социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную

систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в

процессе ее общения со зна­чимыми для нее. Основной общностью первичной

социализа­ции является семья, хотя на уровне семьи социализация не

за­канчивается. Она представляет собой постоянный процесс при­способления

человека к существующим в обществе ценност­ным образцам поведения.

Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической

социализации личности носит социокультурный характер. На политическую

социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст

развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках ко­торой

происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую

социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы:

характер социальной стратифика­ции общества, система образования и

воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т.д.

Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран

теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня

об этом еще преждевременно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.