КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллизия интересов государства, общества, личности
Проблема соотношения личности, общества и государства волновала философов, социологов, политологов и юристов на всех этапах развития научной мысли. Античная философия отождествляла общество и государство. В Древней Греции этому как нельзя лучше способствовала идея полисной жизни, существование общества вне государства воспринималось невозможным. Сократ отождествляет полис и гражданина, поскольку гражданин не только лицо частное, но и политическое. Подчинение законам во имя нравственного единства полиса – добродетель, но такое подчинение должно быть результатом свободной воли. Сам термин полис имел несколько значений: государство, город и община граждан. Древние римляне для обозначения своей общины использовали термин «civitas», происходящий от слова «civis» – гражданин, что подчеркивало единение граждан. Цицерон, как мы говорили выше, рассматривал государство как «res publicа civitas Romana» – общую достояние романской общины. Очевидно, что община и его свобода (а не свобода индивида) понимается Цицероном как высшая ценность. В античный период сформировались и два подхода к пониманию соотношения государства и общества: государство, как механизм защиты прав своих граждан, и государство, как механизм ограничения индивидуальной воли субъектов, при этом такое ограничение может быть основано на законе, а может – и на произволе. Период Средневековья характеризуется разделением общественных и государственных интересов. Общество все более уходит в социальное и экономическое, оставляя политическое государству. Политико-правовые взгляды горожан, осознававших свое особое положение, находили свое выражение в идее договорных отношений с сеньором. Горожане были лично свободны и они постепенно освобождались от повинностей. Городское право, включая право на самоуправление, гарантировалось договором города с сеньором. Многие средневековые города получали независимость. Так ряд немецких городов получили статус городов-республик. Город становился самоуправляющейся коммуной. Для Магдебурга разработали специальную систему норм, именовавшуюся Магдебургское право, которое затем распространилось и на другие свободные города. Управление строилось по принципу выборности городского совета, которым, в свою очередь, руководил бургомистр. Все эти нюансы приводили к самоощущению себя как некоей общности, отделенной от системы сеньоральных феодальных властеотношений. Так постепенно формируется концепция гражданского общества. Немало этому способствует и городское право. Горожане очень болезненно реагировали на нарушения феодалом договора, это приводило к серьезным социальным катаклизмам. Так, сохранилось упоминание средневекового историка Гвиберта Ножанского, аббата монастыря Ножана (1053-1124 гг.), о восстании в Лане. Сеньор города и его слуги беззастенчиво грабили горожан. Горожане предложили изрядную сумму денег, взамен требуя лишь прекращения такого произвола, но грабежи возобновились, горожане в гневе вышли на улицы города. Результатом восстания, произошедшего в 1112 году, стало коммунальное самоуправление и городские свободы. Однако такое положение вещей сохраняется недолго, своим эдиктом король вскоре возвращает городу статус королевского и тем самым лишает его коммунальных свобод. Так на протяжении многих веков город то становился свободным, то вновь получал статус королевского. В XIV в. Людовик XII окончательно объявляет город королевским. Однако, это была не единственная тенденция в определении соотношения сил общества, личности и государства. Государство, все более приближаясь к тоталитарным средствам, управления стремилось подавить и личность, и общество. Справедливости ради, следует сказать, что представители католической теократической, доминирующей в средневековой Европе политико-правовой мысли, пытались создать систему ограничений государственной власти. Что такое государство, - говорил Блаженный Августин, как не «шайка разбойников», если создаваемые человеком законы не служат идеалам любви и служения общему благу. Для Возрождения, «развернувшего» политико-правовую мысль лицом к человеку, центром внимания стал индивид, обладающий собственностью. Появилось единое торговое право (les mercantores), закреплявшее индивидуальные права. Стало появляться ощущение обладания такими правами, которое, в свою очередь, сложилось в предощущении гражданского общества. Эпоха просвещения приносит идею поиска формы правления, соответствующей интересам общества. Дж. Локк пишет: «абсолютная монархия … не может быть формой гражданского правления», она не соответствует интересам общества. Но в большей степени формированию понятия гражданского общества мы обязаны классической немецкой философии. И. Кант и Г.В.Ф. Гегель противопоставили идею гражданского общества феодальному произволу. Так, Г.В.Ф. Гегель, считал гражданское общество сферой частных интересов, противопоставляющих свои интересы и объединяющихся в ассоциации. И. Кант считал столкновение интересов полезным, так как это условие самосовершенствования, но основное условие самосовершенствования – свобода, обеспеченная законом (при должном уровне уважения к свободе другого лица) и гарантии человеческого достоинства. Современные концепции взаимоотношения общества, государства и личности бесконечно разнообразны: это и этатистское учение о государстве, и доктрина либерализма, и учение о демократии, и концепция патерналистического государства, так популярная в скандинавских странах, и учение о правовом государстве, которые мы рассмотрели выше. Каждое из этих учений имеет множество интерпретаций. Так появилась концепция плюралистической демократии, учитывающей интересы множества социальных групп. Появились принципиально новые доктрины. К таковым можно отнести доктрину «сервисного государства» (Э. Форстхофф), государства, как системы институтов, обслуживающих население. Идею преобразования государства в лояльные к гражданам обслуживающие компании в своей книге «Государство третьего тысячелетия» излагает Правящий князь Лихтенштейна Ханс-Адам II. Появилась концепция социального государства и государства благоденствия, связанная с реформами социального законодательства. Но и по сей день вопрос соотношения общества, личности и государства остается одним из самых популярных в системе политических и правовых наук.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |