Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности. Возрастная динамика и гендерные особенности социализации




Политические институты. Государство как важный политический институт.

Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза

По Гумилеву этнос представл собой процесс, кот закономерно протекает в историч времени. Любой непосредственно наблюдаемый этнос,- та нли иная

фаза этногенеза(глубинный процесс в биосфере), обнаруживаемый лишь при взаимод-ии с общ-ой формой движения материи. Внешнее проявление этногенеза носит соц хар-р. Этногенез как явление биосферы протекает по законам природы. Кажд этнос рождается, проявл активность, постепенно растрачивая ее, поле чего наступ либо смерть(для этноса это не поголовное вымирание, а распад системной целостности), либо превращение в реликт(состояние, характеризуемое отсутствием активности и равновесием с окр средой), Весь процесс этногенеза укладывается в 1200-1500 лет. А кажд этнос в процессе развития проходит одни и те же фазы этногенеза. Этнос-особый, возникший исторически вид соц группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др образованиями. Виды: 1.гтемя-то тип этнич общности, присущий преимущественно первобытно общинному строю и основанный на кровнородственном единстве 2.народность-чип этнич общности, возникающ в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном, а на территориал единстве З.нж$ия- историч-и высщ тип этнич общности, для кот характерны единство тер-рии, экон жизни, культуры и нац-го самосознания

Полит как соц институт - совок определ орг-ций, регулирующ полит поведение людей в соотв с принятыми нормами, законами, правилами. В центре вниман полит-власть и управл в общ. Гл носит полит вл- roe-во, кот опирается на право и закон, осущ принуднтел регулиров и контроль над соц процессами с целью обеспеч нормал и стабильн функнионир общ. Гос как ядро социополитич сист обеспеч соц интеграцию общ: 1.безопасн жизнедеят людей и общ 2.распредел ресурсов и соц благ З.культурно-образоват деят 4.контроль над разложением общ Основа полит-власть, в основе подчин власти лежат: 1.традиции и обычаи(рабовладелецг^раб) 2.преданность чел, наделенному высш влаетыо(харизматич вл лидера-Ленин, Стали, Гитлер) З.сазнател убежденность в правильность формальных правил и необходимости их выполнения.

Обращение к политическим институтам – распространенная в политической науке традиция. В начале ХХ в. под политическими институтами понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. Однако уже в середине этого же века политологи отказались от понятия «институт», заменив институциональный анализ структурно-функциональным. В определенном смысле понятие института «вернулось» в теорию политики из социологии. Социологи, в отличие от правоведов, трактовали институты не столько как формально-юридические организации, сколько как устойчивые верования, традиции и нормы, воплощенные в различных социальных организациях. Такой подход был характерен для французского социолога Э. Дюркгейма, который образно определял социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. Спустя полвека его соотечественник М. Дюверже определил институт и как организационные структуры, и как модели отношений, формирующие эти структуры. «Модели отношений» – это определенные правила и определенные «рамки». М. Вебер трактовал институты как рациональные установления, на которые обязан ориентироваться в своем поведении индивид.Такое понимание института проникло как в экономическую, так и в политическую науку в 1970-1980-е гг. В этот период происходит становление нового направления в политической науке – неоинституционализма. Неоинституционализм трактует институты как «правила игры в обществе или, выражаясь формально, созданные людьми правила, ограничивающие их взаимодействие» (Д. Норт). В. Меркель и А. Круассан полагают, что институты – это «относительно долговечные и нормативные образцы социальных связей, которые считаются легитимными и обладают потенциалом для решения проблем и регулирования человеческих отношений». Значение политических институтов заключается в том, что они, обеспечивая стабильность и порядок, снижают трансакционные издержки взаимодействий между политическими акторами.

В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство».

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам:

1) наличие единой территории с определенными границами;

2) население, проживающее на данной территории;

3) суверенная власть.

Такое толкование понятия государства носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории.

В политической науке особое внимание уделяется проблеме происхождения государства. В зависимости от ее решения определяется природа государства и способы его легитимации. Эта проблема находилась в поле зрения античных и средневековых мыслителей, философов и юристов Нового времени. В современной политической науке к этой проблеме обратились представители неоинституционализма.

Приверженцы неоинституционализма рассматривают две полярные модели государства: контрактную и эксплуататорскую. С точки зрения контрактной модели, государство использует делегированное ему гражданами право на применение насилия в их интересах. Целью подобного государства является такое перераспределение прав собственности, которое максимизирует доход общества. В противовес ему эксплуататорское государство использует монополию на насилие в собственных интересах, т. е. для максимизации собственной прибыли. Интересы правителя ставятся выше интересов общества, а государственный аппарат стремится поставить под свой контроль все сферы общества. Перераспределение собственности и поборы государства приобретают систематический характер.

36. Понятие личности в социологии. Человек – индивид - личность

Чел это общественноприродн сущ-во, это родовое понятие выражающие общие особен, присущие чел-му роду. Lkuk сущ-во общ-е Ч стремиться объедин с себе подобными, чтобы жить и реализовывать свои потреби 2.=мыслящ Ч сохраняет, трансформир, передает и совершенств опыт других, учится кодировать эл-ты своего опытаи моделиров различи ситуации 3-духовн Ч живет в мире воображ, представл и ценностей 4=творч Ч создает разнообразн искусствен продукты для удовлетв потреби Индивид- это Хар-ка Ч в его особен измерении. Наряду с общ (биолог-конституц, раса, тип ВНД, пол способн) сущ индивид черты-природн задатки(темперамент, воображ, хар-р). Наличие Зх соетавл определ особенности мышления: взгляды, суждения, мнения, потреби, запросы Личн- это системное кач-во Ч, обусловленное его включенностью в сист соц отнош и институтов. Это то что приобретено индивидом в процессе предметной деят и общения. Уровни структуры Л: деят(общение, предметно-манипулятивн, игра, учение, труд) и возраст. Л выкристаллизовывалась в теч многих веков и «заверш» в эпоху Возрожд. Чтобы индивид стал Л, треб время, чтобы он.постоянно наход в общ-е и вступал во взаимодействие.

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо- и микроусловий на процесс его функционирования.

В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так и в советский период.

Человек – представитель вида Homo sapiens.
человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее (вот почему так важна экологическая проблема), но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. человеке.
Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого
представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то
целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности
субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
Индивид соединяет в себе общее, которое в то же время характеризуется специфическими чертами. Индивид - это понятие, фиксирующее единичный, и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид (индивидуум) - (лат. неделимое,особое) означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других.
Индивид уникален, единичен.
Личность, персона (от лат. - маска, роль актера). Так называли индивида уже в период античности, т.к. он является не только природным организмом, но выступает и в социальном качестве. Все относящееся к личности (персоне) называется личностным, или персональным. В ходе исторического развития, с накоплением знаний о человеке изменялось и понятие личности.
Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Деятельность личности осуществляется в конкретной общественной среде, которая определяет и формы этой деятельности, и ее характер.

С-Я- процесс усвоения образцов поведения, соц норм и
ценностей, необходимых для его функционир в общ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Таким образом, гендерная проблематика в образовании возникла как следствие утверждения гуманистической парадигмы в педагогике, осознания важности сохранения интеллектуального потенциала общества и понимания роли личностных аспектов в развитии способностей, усиления борьбы женщин за свои права.

Гендерная социализация (полоролевая социализация) — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;

б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.

Выделяются две фазы полоролевой социализации:

1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);

2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) — социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.