КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация личности. Возрастная динамика и гендерные особенности социализации
Политические институты. Государство как важный политический институт. Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза По Гумилеву этнос представл собой процесс, кот закономерно протекает в историч времени. Любой непосредственно наблюдаемый этнос,- та нли иная фаза этногенеза(глубинный процесс в биосфере), обнаруживаемый лишь при взаимод-ии с общ-ой формой движения материи. Внешнее проявление этногенеза носит соц хар-р. Этногенез как явление биосферы протекает по законам природы. Кажд этнос рождается, проявл активность, постепенно растрачивая ее, поле чего наступ либо смерть(для этноса это не поголовное вымирание, а распад системной целостности), либо превращение в реликт(состояние, характеризуемое отсутствием активности и равновесием с окр средой), Весь процесс этногенеза укладывается в 1200-1500 лет. А кажд этнос в процессе развития проходит одни и те же фазы этногенеза. Этнос-особый, возникший исторически вид соц группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др образованиями. Виды: 1.гтемя-то тип этнич общности, присущий преимущественно первобытно общинному строю и основанный на кровнородственном единстве 2.народность-чип этнич общности, возникающ в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном, а на территориал единстве З.нж$ия- историч-и высщ тип этнич общности, для кот характерны единство тер-рии, экон жизни, культуры и нац-го самосознания Полит как соц институт - совок определ орг-ций, регулирующ полит поведение людей в соотв с принятыми нормами, законами, правилами. В центре вниман полит-власть и управл в общ. Гл носит полит вл- roe-во, кот опирается на право и закон, осущ принуднтел регулиров и контроль над соц процессами с целью обеспеч нормал и стабильн функнионир общ. Гос как ядро социополитич сист обеспеч соц интеграцию общ: 1.безопасн жизнедеят людей и общ 2.распредел ресурсов и соц благ З.культурно-образоват деят 4.контроль над разложением общ Основа полит-власть, в основе подчин власти лежат: 1.традиции и обычаи(рабовладелецг^раб) 2.преданность чел, наделенному высш влаетыо(харизматич вл лидера-Ленин, Стали, Гитлер) З.сазнател убежденность в правильность формальных правил и необходимости их выполнения.
Обращение к политическим институтам – распространенная в политической науке традиция. В начале ХХ в. под политическими институтами понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. Однако уже в середине этого же века политологи отказались от понятия «институт», заменив институциональный анализ структурно-функциональным. В определенном смысле понятие института «вернулось» в теорию политики из социологии. Социологи, в отличие от правоведов, трактовали институты не столько как формально-юридические организации, сколько как устойчивые верования, традиции и нормы, воплощенные в различных социальных организациях. Такой подход был характерен для французского социолога Э. Дюркгейма, который образно определял социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. Спустя полвека его соотечественник М. Дюверже определил институт и как организационные структуры, и как модели отношений, формирующие эти структуры. «Модели отношений» – это определенные правила и определенные «рамки». М. Вебер трактовал институты как рациональные установления, на которые обязан ориентироваться в своем поведении индивид.Такое понимание института проникло как в экономическую, так и в политическую науку в 1970-1980-е гг. В этот период происходит становление нового направления в политической науке – неоинституционализма. Неоинституционализм трактует институты как «правила игры в обществе или, выражаясь формально, созданные людьми правила, ограничивающие их взаимодействие» (Д. Норт). В. Меркель и А. Круассан полагают, что институты – это «относительно долговечные и нормативные образцы социальных связей, которые считаются легитимными и обладают потенциалом для решения проблем и регулирования человеческих отношений». Значение политических институтов заключается в том, что они, обеспечивая стабильность и порядок, снижают трансакционные издержки взаимодействий между политическими акторами.
В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство». В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам: 1) наличие единой территории с определенными границами; 2) население, проживающее на данной территории; 3) суверенная власть. Такое толкование понятия государства носит преимущественно юридический характер. В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. В политической науке особое внимание уделяется проблеме происхождения государства. В зависимости от ее решения определяется природа государства и способы его легитимации. Эта проблема находилась в поле зрения античных и средневековых мыслителей, философов и юристов Нового времени. В современной политической науке к этой проблеме обратились представители неоинституционализма. Приверженцы неоинституционализма рассматривают две полярные модели государства: контрактную и эксплуататорскую. С точки зрения контрактной модели, государство использует делегированное ему гражданами право на применение насилия в их интересах. Целью подобного государства является такое перераспределение прав собственности, которое максимизирует доход общества. В противовес ему эксплуататорское государство использует монополию на насилие в собственных интересах, т. е. для максимизации собственной прибыли. Интересы правителя ставятся выше интересов общества, а государственный аппарат стремится поставить под свой контроль все сферы общества. Перераспределение собственности и поборы государства приобретают систематический характер.
36. Понятие личности в социологии. Человек – индивид - личность Чел это общественноприродн сущ-во, это родовое понятие выражающие общие особен, присущие чел-му роду. Lkuk сущ-во общ-е Ч стремиться объедин с себе подобными, чтобы жить и реализовывать свои потреби 2.=мыслящ Ч сохраняет, трансформир, передает и совершенств опыт других, учится кодировать эл-ты своего опытаи моделиров различи ситуации 3-духовн Ч живет в мире воображ, представл и ценностей 4=творч Ч создает разнообразн искусствен продукты для удовлетв потреби Индивид- это Хар-ка Ч в его особен измерении. Наряду с общ (биолог-конституц, раса, тип ВНД, пол способн) сущ индивид черты-природн задатки(темперамент, воображ, хар-р). Наличие Зх соетавл определ особенности мышления: взгляды, суждения, мнения, потреби, запросы Личн- это системное кач-во Ч, обусловленное его включенностью в сист соц отнош и институтов. Это то что приобретено индивидом в процессе предметной деят и общения. Уровни структуры Л: деят(общение, предметно-манипулятивн, игра, учение, труд) и возраст. Л выкристаллизовывалась в теч многих веков и «заверш» в эпоху Возрожд. Чтобы индивид стал Л, треб время, чтобы он.постоянно наход в общ-е и вступал во взаимодействие. Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо- и микроусловий на процесс его функционирования. В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так и в советский период. Человек – представитель вида Homo sapiens.
С-Я- процесс усвоения образцов поведения, соц норм и Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа. Таким образом, гендерная проблематика в образовании возникла как следствие утверждения гуманистической парадигмы в педагогике, осознания важности сохранения интеллектуального потенциала общества и понимания роли личностных аспектов в развитии способностей, усиления борьбы женщин за свои права. Гендерная социализация (полоролевая социализация) — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) — социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |