Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка проблемы человека в современной философской антропологии




Философская антропология (ФА) – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Предметом изучения начинает выступать не бытие само по себе, а сущность человеческого бытия. Исходная идея ФА заключается в вопросе о том, что есть человек. Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично». Цель ФА – дать целостное, а не совокупное знание о человеке, дать анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы, которые движут им, а главное – благодаря которым движется он. Кризис общества, с точки зрения большинства представителей ФА, есть проявление и результат кризиса личности. Корни проблематичности человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической подосновы, телесности человека, того, что кроме рассудка, разума, сознания, он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое. Человек изначально вписан в мир, но в силу своей природной недостаточности не может быть объяснен из природы, центрирован в ней. Он трансцендирован вовне, вынужден искать центр вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно преодолевать «ничто».

 

 

3. Уровни бытия человека: соотношение биологического и социального.

человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

Формы человеческого бытия:

- бытие человека в мире вещей (человек рассматривается, как часть природы, как вещь);

- специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

Природа человека двойственна: с одной стороны, он принадлежит природному миру как один из биологических видов, с другой - миру социальному. Как же сочетаются в человеке биологическая и социальная составляющие? На этот счёт существуют разные мнения.
1) Биологизаторство (натурализация) есть представление о человеке как существе, прежде всего и в основном природном. Социальность, культура рассматриваются как нечто второстепенное или даже враждебное сущности человека. Подобный взгляд на человека разделяли Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд и др.

2) Социологизаторств о состоит в игнорировании природных, врождённых характеристик человека и абсолютизации социальных факторов развития личности.
Таковы были взгляды, в частности, деятелей эпохи Просвещения (Вольтер, Дидро и др.). Нетрудно заметить, что практически все революционно настроенные мыслители придерживались социологизаторства. Яркие примеры - К. Маркс, В.И. Ленин. Социальные революции оправданны постольку, поскольку они улучшают общественное устройство. Только в совершенных социальных условиях возможно становление совершенного человека. Таким образом, с точки зрения социологизаторства, человек - это существо, прежде всего, социальное со всеми вытекающими отсюда следствиями…
3) Средняя позиция. Например, концепция академика И.Т. Фролова. Две сферы самостоятельны, но переплетены: есть природные задатки, без которых невозможно мышление, да и человек рождается биологическим организмом, который затем социализируется. Но ведь и биологические потребности тоже социализируются (приём пищи, потребность в жилище, сексуальное поведение).
Вывод: Человек – совокупность природного и социального. Ущербность любой из граней одинаково губительна для человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.