КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правительство в политической системе
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес. Стоимость полной версии книги 59,90р. (на 02.04.2014). Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.
В странах Северной Европы принято терминологически различать понятия “правительство” (regering — Hallitus) и “Государственный совет” (Statsrad, Valtioneuvosto). Термин “правительство” служит для обозначения факта совместного заседания главы государства с членами Государственного совета. Именно в таком своем составе он образует конституционно значимое правительство — орган, решения которого имеют действенную силу и могут составлять отдельный вид источника права. Государственный совет есть простое обозначение собрания министров, их кабинета под председательством премьера, неправомочного в таком составе принимать юридически действенное решение. Подобные терминологические тонкости следует различать, ибо, например, сравнивая с российскими условиями, читатель может впасть в заблуждение, поскольку наш государственный строй радикально отличается по своей сути от государственного строя скандинавских стран, не отличаясь существенно в области формального обозначения (терминологии) фактов государственной жизни развитых стран Запада. Итак, правительство рассматривается в конституционной доктрине как один из важнейших органов государственной власти, которому глава государства делегировал свои исполнительные полномочия. Однако роль правительства фактически только этим формальным предназначением не исчерпывается. Правительство в парламентарных демократиях давно уже превратилось в настоящий исполнительный комитет господствующей политической партии или коалиции нескольких партий. Именно через правительство партия реализует программные положения, которые получили поддержку у избирателей, через организованные правительством в лице его министров специальные комитеты происходит фактическое сращивание формальных государственных структур с организациями корпоративного сектора стран Северной Европы. Кроме того, притягательность именно правительства как центра власти и политического влияния обеспечивает ему весьма большую роль как субъекта политического процесса. Правительство фактически вносит большинство законопроектов в парламент (до 99%), оно и только оно отвечает за исполнение уже существующих. Ему принадлежит последнее слово в деле распределения благ в обществе, сюда входят как официальное субсидирование субъектов политического процесса через государственный бюджет, так и финансирование посредством широкой сети правительственных фондов все тех же субъектов политического общения и оказание им иных услуг. Наконец, согласно конституции, правительство страны, будучи ответственным за свою политику перед парламентом и тем самым от него зависимым же, сохраняет за собой набор необходимых рычагов воздействия на “непокорный” парламент — имеется в виду угроза внесения вотума недоверия или применения права роспуска парламента с назначением новых парламентских выборов, например. Из всех скандинавских стран только у норвежского правительства отсутствует такое правомочие. Автономность правительства тем самым получает необходимую интенсивность и стойкость форм. Структурно правительство состоит из следующих подразделений. Главный его орган, на котором выносятся все важные решения, получающие при этом требуемую по конституции форму, — это Государственный совет под председательством главы государства. Однако получилось так, что заседания Госсовета в скандинавских странах посвящены только оформлению заранее уже найденных решений, поэтому неформальное обсуждение этих решений происходит в рамках других структурных подразделений правительства. Самым главным из них и в то же время неформальным является подготовительное заседание Государственного совета (forberedende statsrad, в Финляндии это regeringens aftonskola). С усилением роли правительства после Второй мировой войны понадобилось проводить уже несколько таких подготовительных заседаний, на которых в неформальной обстановке происходит обмен мнениями и достигается окончательный консенсус. Неформальность таких заседаний гарантируется еще и тем, что протоколы его не подчиняются контролю со стороны парламента, хотя зачастую и сам протокол может не вестись. Председателем подготовительного заседания Госсовета является уже премьер. В скандинавских странах принято различать также более формальную стадию заседания Госсовета под председательством премьера — правительственную конференцию (regjeringens konferense). Последняя есть по сути то, что в английском конституционном праве определялось как “кабинет премьера”. Следующим по важности структурным подразделением правительства являются его специальные комиссии или комитеты, образованные на постоянной основе. Образованы они могут быть как под председательством самого премьера, так и под руководством министра по принадлежности. Классификация их может быть следующей: В Финляндии это специальные комиссии с особым предназначением: (1) Комитет по иностранным делам. (2) Комитет по финансовым делам. В Норвегии же принят несколько иной порядок: (1) Правительственные комитеты (de egentlige regjeringsutvalg). (2) Специальные комитеты экспертов (embetsmannsutvalg). В Швеции это аналитические комитеты (berednings komiteer), подчиняющиеся непосредственно Государственному совету или соответствующему министерству по принадлежности. Аналогичный порядок мы встречаем и в Дании. Наконец, last but not least, именно правительство напрямую связано с национальной бюрократией, сосредоточенной в министерствах и ведомствах, что, в конце концов, превращает его нередко в ширму для решений и действий бюрократов в политической системе. Однако эта область до сих пор серьезно не исследована, в большей степени проанализирована роль самих министерств и ведомств стран Севера Европы.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |