Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правительство в политической системе




Конец ознакомительного фрагмента.

 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 59,90р. (на 02.04.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

 

В странах Северной Европы принято терминологически раз­личать понятия “правительство” (regering — Hallitus) и “Государ­ственный совет” (Statsrad, Valtioneuvosto). Термин “правительст­во” служит для обозначения факта совместного заседания главы государства с членами Государственного совета. Именно в таком своем составе он образует конституционно значимое правитель­ство — орган, решения которого имеют действенную силу и мо­гут составлять отдельный вид источника права. Государственный совет есть простое обозначение собрания министров, их кабинета под председательством премьера, неправомочного в таком соста­ве принимать юридически действенное решение. Подобные тер­минологические тонкости следует различать, ибо, например, сравнивая с российскими условиями, читатель может впасть в заблуждение, поскольку наш государственный строй радикально отличается по своей сути от государственного строя скандинав­ских стран, не отличаясь существенно в области формального обозначения (терминологии) фактов государственной жизни раз­витых стран Запада.

Итак, правительство рассматривается в конституционной док­трине как один из важнейших органов государственной власти, которому глава государства делегировал свои исполнительные полномочия. Однако роль правительства фактически только этим формальным предназначением не исчерпывается. Правительство в парламентарных демократиях давно уже превратилось в на­стоящий исполнительный комитет господствующей политиче­ской партии или коалиции нескольких партий. Именно через правительство партия реализует программные положения, кото­рые получили поддержку у избирателей, через организованные правительством в лице его министров специальные комитеты происходит фактическое сращивание формальных государствен­ных структур с организациями корпоративного сектора стран Се­верной Европы. Кроме того, притягательность именно прави­тельства как центра власти и политического влияния обеспечива­ет ему весьма большую роль как субъекта политического процес­са. Правительство фактически вносит большинство законопроек­тов в парламент (до 99%), оно и только оно отвечает за исполне­ние уже существующих. Ему принадлежит последнее слово в деле распределения благ в обществе, сюда входят как официальное субсидирование субъектов политического процесса через госу­дарственный бюджет, так и финансирование посредством широ­кой сети правительственных фондов все тех же субъектов поли­тического общения и оказание им иных услуг. Наконец, согласно конституции, правительство страны, будучи ответственным за свою политику перед парламентом и тем самым от него зависи­мым же, сохраняет за собой набор необходимых рычагов воздей­ствия на “непокорный” парламент — имеется в виду угроза вне­сения вотума недоверия или применения права роспуска парла­мента с назначением новых парламентских выборов, например. Из всех скандинавских стран только у норвежского правительст­ва отсутствует такое правомочие. Автономность правительства тем самым получает необходимую интенсивность и стойкость форм.

Структурно правительство состоит из следующих подразделе­ний. Главный его орган, на котором выносятся все важные решения, получающие при этом требуемую по конституции форму, — это Государственный совет под председательством главы государ­ства. Однако получилось так, что заседания Госсовета в сканди­навских странах посвящены только оформлению заранее уже найденных решений, поэтому неформальное обсуждение этих решений происходит в рамках других структурных подразделений правительства.

Самым главным из них и в то же время неформальным явля­ется подготовительное заседание Государственного совета (forberedende statsrad, в Финляндии это regeringens aftonskola). С усилением роли правительства после Второй мировой войны по­надобилось проводить уже несколько таких подготовительных за­седаний, на которых в неформальной обстановке происходит об­мен мнениями и достигается окончательный консенсус. Нефор­мальность таких заседаний гарантируется еще и тем, что прото­колы его не подчиняются контролю со стороны парламента, хотя зачастую и сам протокол может не вестись. Председателем под­готовительного заседания Госсовета является уже премьер. В скандинавских странах принято различать также более формаль­ную стадию заседания Госсовета под председательством премьера — правительственную конференцию (regjeringens konferense). По­следняя есть по сути то, что в английском конституционном пра­ве определялось как “кабинет премьера”.

Следующим по важности структурным подразделением прави­тельства являются его специальные комиссии или комитеты, об­разованные на постоянной основе. Образованы они могут быть как под председательством самого премьера, так и под руково­дством министра по принадлежности. Классификация их может быть следующей:

В Финляндии это специальные комиссии с особым предна­значением:

(1) Комитет по иностранным делам.

(2) Комитет по финансовым делам.

В Норвегии же принят несколько иной порядок:

(1) Правительственные комитеты (de egentlige regjeringsutvalg).

(2) Специальные комитеты экспертов (embetsmannsutvalg). В Швеции это аналитические комитеты (berednings komiteer), подчиняющиеся непосредственно Государственному совету или соответствующему министерству по принадлежности. Аналогич­ный порядок мы встречаем и в Дании.

Наконец, last but not least, именно правительство напрямую связано с национальной бюрократией, сосредоточенной в мини­стерствах и ведомствах, что, в конце концов, превращает его не­редко в ширму для решений и действий бюрократов в политической системе. Однако эта область до сих пор серьезно не иссле­дована, в большей степени проанализирована роль самих мини­стерств и ведомств стран Севера Европы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.