Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы




как элемент политической системы

Суды, являющиеся частью государственного аппарата, тради­ционно рассматриваются как органы наименее политизирован-ные и, следовательно, политически нейтральные. Однако это ут­верждение является на самом деле не более чем мифом, по­скольку, с одной стороны, мы имеем известную оговорку о пуб­личном порядке, согласно которой судья оценивает именно по­литические составляющие государственного строя той или иной страны, прежде чем вынести свое решение, если дело касается этого, а с другой стороны, суды, будучи консервативными по своей природе, играют роль сдерживающего механизма в поли­тической жизни общества, если оно вступает в стадию бурных перемен.

Судебная система северных стран знает традиционное деление на суды общей и специальной компетенции. В последнее время наблюдается рост числа специальных судебных установлении, связанный с профессионализацией различных сторон жизни. Са­ма же система общих судов имеет следующий вид.

Дания

Основной закон, регулирующий деятельность судов, — Rets-plejelov — Закон о судопроизводстве 1916 года. Суд первой ин­станции — городской суд (byret), судом второй инстанции явля­ется окружной суд — landsret, высшей судебной инстанцией страны — Hejesteret. Особенность датской судебной системы за­ключается в том, что здесь дела по первой инстанции обсужда­ются и городским, и окружным судом, но одновременно окруж­ные суды являются судами второй инстанции по отношению к городским судам, что не мешает городским судам решать боль­шинство дел в первой инстанции. Большие и наиболее сложные дела обсуждаются в окружном суде по первой инстанции, а в Верховном суде — по второй.

Норвегия

Здесь существует несколько процессуальных законов, регули­рующих порядок деятельности общих судов: Lov om domstolene — Закон о судах 1915 г., lov от rettegangsmeten for tvistemel — Закон о порядке рассмотрения судебных споров того же года и ряд друпнх. Сама система судов такова: мировые суды (forliksred), го­родские суды (byherredsrett), окружные суды (lagmandsrett), апел­ляционное присутствие Верховного суда (Hoyseteretts kjaeremals utvalg), Верховный суд (Hoyesterett).

Швеция

Шведское законодательство представлено процессуальным за­коном 1942 года (Rattegangsbalken), согласно которому мы обна­ружим здесь следующую систему общих судов: сессионный суд (tingsratt), надворный суд (hovratt) и Верховный суд (Hogsta domstol).

Финляндия

В целом здесь предусмотрена точно такая же система двух ин­станций, как и в Швеции. Суды называются тоже точно так же. Особенностью Финляндии является то, что здесь продолжает действовать процессуальный закон от 1734 года с последующими изменениями и поправками

§11. Тайная полиция (контрразведка) и политический процесс в странах Северной Европы

Тайная полиция (geheime polizei) является непременным атри­бутом государственной власти с достаточно древних времен. Ис­торики разведки часто ссылаются на факты времен египетских фараонов и евреев Иисуса Навина, известные, пожалуй, как пер­вые проявления этого специфического рода деятельности. В ус­ловиях демократии западного типа лозунг, гласящий, что у госу­дарства нет вечных врагов, а есть вечные интересы, не утрачивает своей остроты, а лучше сказать, истинности. Тайные службы ста­новятся, таким образом, эффективным средством, находящимся вне текущей политики и сдерживающим разрушительные силы политических конфликтов, из которых и состоит политическое общение.

В выполнении такой задачи мы можем видеть определенную политическую направленность, ибо цель, поставленная как со­хранение и защита государства, предполагает достижение ее все­ми доступными средствами (мы особо подчеркиваем, что подоб­ная категория не должна оцениваться с позиции морали), поли­тическими в том числе.

Разведывательные и контрразведывательные сообщества стран Северной Европы можно подразделить на две части: (1) чисто военная структура; (2) гражданская структура.

Это, в общем-то, два направления деятельности, в рамках ка­ждого из которых можно выделить еще несколько частей или на­правлений.

С военной точки зрения страны Севера неоднородны: Шве­ция и Финляндия — нейтральные страны, Норвегия и Дания — активные участники НАТО. Исходя из этого, уже можно заме­тить, что как датская, так и норвежская военные разведки явля­ются охвостьем натовских спецслужб и не выполняют самостоя­тельных задач. По данным, просочившимся в открытую печать, особенно усердствует в этом Норвегия, мотивируя свою актив­ность географической близостью с Россией. Конечно, нельзя ска­зать, что разведки Швеции и Финляндии стоят в стороне от этого процесса. В мире политики сила (особенно военная) явля­ется центром притяжения, а не отталкивания. Волей-неволей и шведы, и финны оказываются в сфере влияния (достаточно жест­кого и институционализированного через институт офицеров связи, координационных советов и пр.) натовского агрессивного блока.

Военная разведка является тем каналом информации, данные которого необходимы для принятия военных, но в большой сте­пени и внешнеполитических, решений. Важной особенностью этого направления разведдеятельности северных стран является работа в бассейне Балтийского моря. Это, как они считают, сво­его рода их вотчина, “сфера жизненных интересов”. Русский Се­вер, от Кольского полуострова до Петербурга, также входит в зо­ну внимания военных спецслужб скандинавских стран. На этом, как и на предыдущем направлении деятельности, велико влияние исторического прошлого, миграционных процессов и пр. Соот­ветственно, скандинавов здесь ждут их прежние ошибки.

В большей степени активным субъектом политического про­цесса являются гражданские спецслужбы. Происходит это по двум причинам — формальной и неформальной. По формальной причине этим структурам руководящими документами, законами и инструкциями предписаны прямые действия по охране госу­дарственного строя и даны необходимые полномочия для выпол­нения этих задач. Неформальная причина состоит в том, что во­енным заказана политическая деятельность, они находятся в этом смысле под эффективным контролем, в отличие от граж­данских.

Гражданские спецслужбы выполняют, как мы сказали выше, задачи по обеспечению охраны конституционного строя. Парал­лельно с этой традиционной задачей тайной полиции именно гражданские спецслужбы осуществляют основную контрразведы­вательную деятельность, ведут борьбу, в частности, и против на­ших людей, выполняющих в этом регионе миссии, представляю­щие для России интерес.

В общем и целом мы могли бы разделить деятельность граж­данских спецслужб по следующим направлениям:

(1) Борьба с техническим шпионажем и противодействие ему. По сообщениям печати, за последние годы северные контрразве­дывательные сообщества делают ставку на противодействие уси­лиям российской и китайской разведок. Впрочем, не забывают они и друг друга. В конце 80-х годов в Норвегии разразился скандал, связанный с похищением шведской разведкой некото­рых технических секретов (дело судна на воздушной подушке “Викинг”).

(2) Контроль за радикально настроенными группировками как левацкого, так и ультраправого толка и при необходимости про­тиводействие им. Подобные группы представляют известный ис­точник напряжения в основном из-за вероятности обращения ими для достижения своих целей к террористической ста. В годы “холодной войны” в разряд подобных экстремистов в Скандинавии были включены борцы за мир в основном из-за опасности инфильтрации их рядов агентурой Варшавского Дого­вора.

(3) Борьба с международным терроризмом. В этом отношении страны Северной Европы представляют островок благополучия, если не считать Лиллехаммерского инцидента 1977 года и убий­ства Улофа Пальме в 1987 году.

(4) Противодействие иностранным разведкам. Сюда входят как действия самой агентуры внутри страны, так и проведение ответных мероприятий в виде организации собственной агентур­ной сети в объектах внимания и наибольших возможностей. Как известно, скандинавские страны традиционно соперничают со странами Латинской Америки за малопочетное звание самого удобного “моста” для переброски агентуры.

(5) Проведение мероприятий по дискредитации или обезвре­живанию той или иной политической фигуры в собственной стране, хотя формально это запрещено и никто этого не под­твердит. Арсенал средств здесь традиционен — подслушивание, сбор компромата и т.д. l4

(6) Осуществление мер по охране высших должностных лиц страны, особо важных объектов, мест хранения информации и т.п.

Исходя из задач спецслужб, можно в общих чертах определить и их структуру. В качестве легально самостоятельной структуры в северных странах из них не действует никто. Военные работают под вывеской главных штабов или министерств обороны. Граж­данские структурно являются отделом (департаментом) общих полицейских сил страны. Последнее оправдывается и задачами конспирации — под видом простого полицейского профессио­нальному контрразведчику работать проще.

Далее, мы можем предположить существование канцелярии (архива, отдела кадров), службы связи. Безусловно существование оперативных отделов, имеющих структуру в зависимости либо от географического положения, либо от отраслей деятельности.

Высшее руководство (координация усилий) спецслужбами осуществляется правительством страны посредством специально созданного органа. Чаще всего используется вывеска Совета Безопасности и т.п. названия. По должности в него входят: пре­мьер, все ведущие министры, а также все начальники спецслужб. Заседания проводятся регулярно и тайно.

По странам специальные службы представляют собой сле­дующую картину:

Дания

Разведывательная служба министерства обороны (FET) — во­енная разведка.

Разведывательная служба полиции (PET) — контрразведка.

Норвегия

Разведывательное управление штаба Главного командования вооруженных сил — военная разведка.

Тайная полиция (Overvakningspoliti) — контрразведка.

Швеция

Управление разведки и контрразведки Вооруженных сил Швеции (MUST) — военная разведка.

Полицейская служба безопасности (SAPO) — контрразведка.

Финляндия

Разведывательная служба — военная разведка. Полиция безопасности (SUPO) — контрразведка.

 

1 Bei-g О. Stat og samfiinn. S. 3, 5; Rasmussen E. Komparativ politik. Bd. 2, который целиком посвящен означенной проблематике; Nousiainen J. Finlands politiska system. Stockholm, 1966. S. 150 и ел.

2 Мы сразу же можем- указать работу Альфа Росса “Hvorfor demokrati”, вышедшую в свет после Второй мировой войны и переведенную потом на многие языки. Не так давно, кстати, состоялось ее издание и на русском языке.

3 См., например: Andren N. Government and politics in the Nordic countries. Stockholm, 1964. P. 177.

4 Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 501, 503, 505 и др.

5 Sterzel F. Parlamentarismen i forfattningen. Stockholm, 1983. S. 170.

6 Castbeig F. Noiges statsforfatamg. Bd. 1. Oslo, 1947. S. 292.

7 Sterzel F. Op. cit. S. 3.

8 Damgaard E. Folketinget under forandring. Kabenhavn, 1977. S. 74.

9 Могунова М.А. Государственный строй Финляндии. М.: МГИМО, 1979. С. 23, 35.

10 Меуег Р. Offentlig foivaltning. K0benhavn, 1982. S. 67.

12 Rokkan S. Stat, nasjon, klasse. S. 99.

13 Westertahl J., Jansson C.-G. Op. cit. S. 82.

14 См. на этот счет весьма характерную статью: Paime selv ga SAPO ordre ombred meningsregistreiing. Aftenposten. 11.12.1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.