КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правоохранительные органы
как элемент политической системы Суды, являющиеся частью государственного аппарата, традиционно рассматриваются как органы наименее политизирован-ные и, следовательно, политически нейтральные. Однако это утверждение является на самом деле не более чем мифом, поскольку, с одной стороны, мы имеем известную оговорку о публичном порядке, согласно которой судья оценивает именно политические составляющие государственного строя той или иной страны, прежде чем вынести свое решение, если дело касается этого, а с другой стороны, суды, будучи консервативными по своей природе, играют роль сдерживающего механизма в политической жизни общества, если оно вступает в стадию бурных перемен. Судебная система северных стран знает традиционное деление на суды общей и специальной компетенции. В последнее время наблюдается рост числа специальных судебных установлении, связанный с профессионализацией различных сторон жизни. Сама же система общих судов имеет следующий вид. Дания Основной закон, регулирующий деятельность судов, — Rets-plejelov — Закон о судопроизводстве 1916 года. Суд первой инстанции — городской суд (byret), судом второй инстанции является окружной суд — landsret, высшей судебной инстанцией страны — Hejesteret. Особенность датской судебной системы заключается в том, что здесь дела по первой инстанции обсуждаются и городским, и окружным судом, но одновременно окружные суды являются судами второй инстанции по отношению к городским судам, что не мешает городским судам решать большинство дел в первой инстанции. Большие и наиболее сложные дела обсуждаются в окружном суде по первой инстанции, а в Верховном суде — по второй. Норвегия Здесь существует несколько процессуальных законов, регулирующих порядок деятельности общих судов: Lov om domstolene — Закон о судах 1915 г., lov от rettegangsmeten for tvistemel — Закон о порядке рассмотрения судебных споров того же года и ряд друпнх. Сама система судов такова: мировые суды (forliksred), городские суды (byherredsrett), окружные суды (lagmandsrett), апелляционное присутствие Верховного суда (Hoyseteretts kjaeremals utvalg), Верховный суд (Hoyesterett). Швеция Шведское законодательство представлено процессуальным законом 1942 года (Rattegangsbalken), согласно которому мы обнаружим здесь следующую систему общих судов: сессионный суд (tingsratt), надворный суд (hovratt) и Верховный суд (Hogsta domstol). Финляндия В целом здесь предусмотрена точно такая же система двух инстанций, как и в Швеции. Суды называются тоже точно так же. Особенностью Финляндии является то, что здесь продолжает действовать процессуальный закон от 1734 года с последующими изменениями и поправками §11. Тайная полиция (контрразведка) и политический процесс в странах Северной Европы Тайная полиция (geheime polizei) является непременным атрибутом государственной власти с достаточно древних времен. Историки разведки часто ссылаются на факты времен египетских фараонов и евреев Иисуса Навина, известные, пожалуй, как первые проявления этого специфического рода деятельности. В условиях демократии западного типа лозунг, гласящий, что у государства нет вечных врагов, а есть вечные интересы, не утрачивает своей остроты, а лучше сказать, истинности. Тайные службы становятся, таким образом, эффективным средством, находящимся вне текущей политики и сдерживающим разрушительные силы политических конфликтов, из которых и состоит политическое общение. В выполнении такой задачи мы можем видеть определенную политическую направленность, ибо цель, поставленная как сохранение и защита государства, предполагает достижение ее всеми доступными средствами (мы особо подчеркиваем, что подобная категория не должна оцениваться с позиции морали), политическими в том числе. Разведывательные и контрразведывательные сообщества стран Северной Европы можно подразделить на две части: (1) чисто военная структура; (2) гражданская структура. Это, в общем-то, два направления деятельности, в рамках каждого из которых можно выделить еще несколько частей или направлений. С военной точки зрения страны Севера неоднородны: Швеция и Финляндия — нейтральные страны, Норвегия и Дания — активные участники НАТО. Исходя из этого, уже можно заметить, что как датская, так и норвежская военные разведки являются охвостьем натовских спецслужб и не выполняют самостоятельных задач. По данным, просочившимся в открытую печать, особенно усердствует в этом Норвегия, мотивируя свою активность географической близостью с Россией. Конечно, нельзя сказать, что разведки Швеции и Финляндии стоят в стороне от этого процесса. В мире политики сила (особенно военная) является центром притяжения, а не отталкивания. Волей-неволей и шведы, и финны оказываются в сфере влияния (достаточно жесткого и институционализированного через институт офицеров связи, координационных советов и пр.) натовского агрессивного блока. Военная разведка является тем каналом информации, данные которого необходимы для принятия военных, но в большой степени и внешнеполитических, решений. Важной особенностью этого направления разведдеятельности северных стран является работа в бассейне Балтийского моря. Это, как они считают, своего рода их вотчина, “сфера жизненных интересов”. Русский Север, от Кольского полуострова до Петербурга, также входит в зону внимания военных спецслужб скандинавских стран. На этом, как и на предыдущем направлении деятельности, велико влияние исторического прошлого, миграционных процессов и пр. Соответственно, скандинавов здесь ждут их прежние ошибки. В большей степени активным субъектом политического процесса являются гражданские спецслужбы. Происходит это по двум причинам — формальной и неформальной. По формальной причине этим структурам руководящими документами, законами и инструкциями предписаны прямые действия по охране государственного строя и даны необходимые полномочия для выполнения этих задач. Неформальная причина состоит в том, что военным заказана политическая деятельность, они находятся в этом смысле под эффективным контролем, в отличие от гражданских. Гражданские спецслужбы выполняют, как мы сказали выше, задачи по обеспечению охраны конституционного строя. Параллельно с этой традиционной задачей тайной полиции именно гражданские спецслужбы осуществляют основную контрразведывательную деятельность, ведут борьбу, в частности, и против наших людей, выполняющих в этом регионе миссии, представляющие для России интерес. В общем и целом мы могли бы разделить деятельность гражданских спецслужб по следующим направлениям: (1) Борьба с техническим шпионажем и противодействие ему. По сообщениям печати, за последние годы северные контрразведывательные сообщества делают ставку на противодействие усилиям российской и китайской разведок. Впрочем, не забывают они и друг друга. В конце 80-х годов в Норвегии разразился скандал, связанный с похищением шведской разведкой некоторых технических секретов (дело судна на воздушной подушке “Викинг”). (2) Контроль за радикально настроенными группировками как левацкого, так и ультраправого толка и при необходимости противодействие им. Подобные группы представляют известный источник напряжения в основном из-за вероятности обращения ими для достижения своих целей к террористической ста. В годы “холодной войны” в разряд подобных экстремистов в Скандинавии были включены борцы за мир в основном из-за опасности инфильтрации их рядов агентурой Варшавского Договора. (3) Борьба с международным терроризмом. В этом отношении страны Северной Европы представляют островок благополучия, если не считать Лиллехаммерского инцидента 1977 года и убийства Улофа Пальме в 1987 году. (4) Противодействие иностранным разведкам. Сюда входят как действия самой агентуры внутри страны, так и проведение ответных мероприятий в виде организации собственной агентурной сети в объектах внимания и наибольших возможностей. Как известно, скандинавские страны традиционно соперничают со странами Латинской Америки за малопочетное звание самого удобного “моста” для переброски агентуры. (5) Проведение мероприятий по дискредитации или обезвреживанию той или иной политической фигуры в собственной стране, хотя формально это запрещено и никто этого не подтвердит. Арсенал средств здесь традиционен — подслушивание, сбор компромата и т.д. l4 (6) Осуществление мер по охране высших должностных лиц страны, особо важных объектов, мест хранения информации и т.п. Исходя из задач спецслужб, можно в общих чертах определить и их структуру. В качестве легально самостоятельной структуры в северных странах из них не действует никто. Военные работают под вывеской главных штабов или министерств обороны. Гражданские структурно являются отделом (департаментом) общих полицейских сил страны. Последнее оправдывается и задачами конспирации — под видом простого полицейского профессиональному контрразведчику работать проще. Далее, мы можем предположить существование канцелярии (архива, отдела кадров), службы связи. Безусловно существование оперативных отделов, имеющих структуру в зависимости либо от географического положения, либо от отраслей деятельности. Высшее руководство (координация усилий) спецслужбами осуществляется правительством страны посредством специально созданного органа. Чаще всего используется вывеска Совета Безопасности и т.п. названия. По должности в него входят: премьер, все ведущие министры, а также все начальники спецслужб. Заседания проводятся регулярно и тайно. По странам специальные службы представляют собой следующую картину: Дания Разведывательная служба министерства обороны (FET) — военная разведка. Разведывательная служба полиции (PET) — контрразведка. Норвегия Разведывательное управление штаба Главного командования вооруженных сил — военная разведка. Тайная полиция (Overvakningspoliti) — контрразведка. Швеция Управление разведки и контрразведки Вооруженных сил Швеции (MUST) — военная разведка. Полицейская служба безопасности (SAPO) — контрразведка. Финляндия Разведывательная служба — военная разведка. Полиция безопасности (SUPO) — контрразведка.
1 Bei-g О. Stat og samfiinn. S. 3, 5; Rasmussen E. Komparativ politik. Bd. 2, который целиком посвящен означенной проблематике; Nousiainen J. Finlands politiska system. Stockholm, 1966. S. 150 и ел. 2 Мы сразу же можем- указать работу Альфа Росса “Hvorfor demokrati”, вышедшую в свет после Второй мировой войны и переведенную потом на многие языки. Не так давно, кстати, состоялось ее издание и на русском языке. 3 См., например: Andren N. Government and politics in the Nordic countries. Stockholm, 1964. P. 177. 4 Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 501, 503, 505 и др. 5 Sterzel F. Parlamentarismen i forfattningen. Stockholm, 1983. S. 170. 6 Castbeig F. Noiges statsforfatamg. Bd. 1. Oslo, 1947. S. 292. 7 Sterzel F. Op. cit. S. 3. 8 Damgaard E. Folketinget under forandring. Kabenhavn, 1977. S. 74. 9 Могунова М.А. Государственный строй Финляндии. М.: МГИМО, 1979. С. 23, 35. 10 Меуег Р. Offentlig foivaltning. K0benhavn, 1982. S. 67. 12 Rokkan S. Stat, nasjon, klasse. S. 99. 13 Westertahl J., Jansson C.-G. Op. cit. S. 82. 14 См. на этот счет весьма характерную статью: Paime selv ga SAPO ordre ombred meningsregistreiing. Aftenposten. 11.12.1997.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |