![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Центральные органы управления в политической системе
В странах Северной Европы сложилась своеобразная система центрального управления (sentral statsforfaltning, hallintoelimet) страной. Своеобразие ее заключается в неустойчивом обозначении главных отраслевых органов государственного управления, а также наличии в этом регионе своеобразной двухуровневой системы организации центрального управления вообще. Так, для обозначения центрального органа государственного управления (наш аналог министерства) здесь принято слово “departement” и только в Дании употребляется слово “ministerium”, хотя нередко можно встретить и слово “департамент” как синоним первого. Однако понятно, что в первом и во втором случаях на русский язык эти термины лучше переводить как “министерство”. В то же время не все здесь просто. Так, например, можно считать общепринятой в Скандинавии точку зрения датской специальной исследовательской комиссии (Forvaltningskomissionen), давшей в 1947 г. в одном из своих докладов следующее определение министерства (департамента) как “высшего органа центрального управления, напрямую подчиняющегося соответствующему министру, в котором обсуждение дела, предпринятого в его рамках, оканчивается решением министра (ininisterafgerelse), при этом само дело (в силу своей мало-значимости — aem.) не представляют на рассмотрение министру, а решают по его уполномочию” (P.M.V. — pa ministerens vegne)l°. Такое определение понятия министерства превращает его, по сути, в личную канцелярию министра, kansliet, как говорят шведы, и ставит вопрос о связи остальных органов государственного центрального управления с центральным министерством. Поэтому именование датских органов отраслевого управления “министерствами”, в отличие от, например, именования норвежских, а тем паче шведских и финских аналогов “департаментами”, основывается на том, что в Дании, единственной из всех северных стран, осуществлен более последовательно именно министерский принцип управления, достигнуто более жесткое централизованное подчинение комитетов, ведомств и управлений под эгидой одного ведущего министерства по принадлежности. В Норвегии такой жесткой централизации нет, еще слабее она в Швеции и Финляндии по сравнению даже с Норвегией. Поэтому следующий после министерств уровень отраслевых органов центрального управления здесь принято различать в том числе и в терминологическом плане: sentral embetsverk, centrala ambetsverk, hallitus. Важно также указать на то, что этот второй уровень основан на принятой здесь с середины XVII столетия системе коллегий, неудачную попытку введения которых у нас, как известно, предпринял Петр Первый. По этому последнему признаку северные страны принято подразделять на две группы: (1) Дания — Норвегия и (2) Швеция — Финляндия. В первой группе связь министерств с нижестоящими органами управления жестче и централизованное, нежели во второй. Структурно в северных странах министерства (департаменты) имеют общую организацию. Так, они возглавляются министром в соответствии с членством последнего в Государственном совете. Отсюда часто наименование главы министерства (departementssjef) как государственного советника (statsrad). У министра есть заместитель (в Дании, однако, таковой отсутствует), например, в Норвегии носящий наименование “государственного секретаря” (statssekretaer), вместе с министром эти лица составляют политический состав руководства министерством, сменяемый одновременно со сменой кабинета. Правда, данный порядок, характерный для Норвегии, не следует смешивать со шведским, так как в шведском министерстве пост государственного секретаря (statssekretar) предназначен для руководства соответствующими секретариатами министерства — более обширными структурными единицами его, чем, например, отделы или управления (avdelinger). Среди таковых можем назвать секретариат планирования, бюджетный секретариат и т.п. Неполитический и, следовательно, административный состав министерств тоже разнится от страны к стране. Так, например, в Норвегии высший административный пост — это советник министра (departementsrad), далее по старшинству следуют начальники экспедиций (начальники отделов) — ekspedisjonssjefene или afdelingschefer в Дании, а в Швеции это expeditionschefene. В Норвегии у советника есть еще и заместитель (underdirekter). В шведском министерстве в качестве обязательного структурного подразделения существует еще правовое управление во главе с rattschef. Отдел норвежского министерства, кроме того, имеет подразделение на бюро во главе с начальником бюро — byrasjef, в Дании это отделы во главе с kontorchef соответственно. Своеобразной чертой организации исполнительной власти в Скандинавии, как мы сказали выше, является наличие в ней второго уровня управления, представленного в лице так называемых директоратов (direktorater). Ближайший аналог им в нашей системе — Государственный комитет, правда, наш госкомитет имеет своим образцом министерское управление, наши председатели госкомитетов, как правило, находятся в ранге министра. Итак, в Дании и Норвегии директораты подразделяются на несамостоятельные, входящие в управленческую структуру соответствующего министерства, и самостоятельные (frittstaende, selvstendige direktorater). Однако структура и тех и других директоратов общая. Директорат возглавляется директором (direktor), в помощь ему назначается заместитель (underdirekt0r). По образу управления директоратов их принято подразделять на генеральные и собственно директораты. Управление генеральными директорами единоличное, директоратами — коллегиальное, когда директор является только председателем коллегии (styrelse) директората. В Швеции и Финляндии система несколько иная. Генеральные директораты возглавляются генеральным директором (gene-raldirektoren), имеют в своем составе коллегию, в которую наравне с гендиректором входят начальники структурных подразделений директората, как правило, это начальники его отделов (byraschefer). Вместе с генеральным директором они и составляют полномочное присутствие, решающее дела по существу. Словом, это как раз те самые коллегии, которые были введены у нас в 1719 году. В то же время здесь существуют директораты, по способу управления аналогичные датско-норвежскому образцу. Единолично управляемый директорат здесь обозначается как eneradiga verk, а коллективно управляемый — styrelsesverk. Директораты, управления и т.п. могут иметь различную организационную структуру в зависимости от вверенной им отрасли управления. Именно такая система исполнительной власти в Скандинавии и Финляндии позволяет нам говорить об относительно сильной роли национальной бюрократии в этих странах, о чем мы уже неоднократно упоминали выше. § 7. Органы местного самоуправления в политической системе Сразу надо заметить, что, согласно традиционной точке зрения конституционного права, органы местного самоуправления, будучи по форме видом организации самодеятельности местного населения при удовлетворении его потребностей и нужц, не признаются органами государства, ему противопоставляются и считаются одним из важнейших условий функционировании жизнеспособной формы демократии. Однако скандинавская юридическая доктрина в середине прошлого столетия, как раз тогда, когда здесь стали вводить первые формы местного самоуправления, испытала на себе громадное влияние германской государственной школы. Согласно ей земства (таково правильное наименование этих органов) имеют все же непосредственное отношение к государству, поскольку возникают: а) в силу учредительного акта государства и б) в силу делегации земствам определенных полномочий. Поэтому полностью обособить в конституционной практике органы местного самоуправления так и не удалось. Сказанное относится также и к Финляндии, с той только оговоркой, что, будучи до 1917 года составной частью Российской Империи, то есть не государством, а всего лишь провинцией другого государства, она имела права местной автономии и, соответственно этому, могла организовывать сначала только сословные представительные органы самоуправления. Законы о земстве 1864 года на нее не распространялись. Вместо них действовали местные законы, одобренные императором Александром II в 1865 и 1873 годах для сельских и городских общин соответственно. С начала 70-х годов страны Северной Европы вступили на путь планомерной децентрализации государственного аппарата, что привело к наделению органов местного самоуправления довольно широкими полномочиями. Как подчеркивает Поль Мей-ер, один из ведущих датских политологов, “децентрализация означает наделение соответствующего органа первоначальной компетенцией (primaer kompetence) таким образом, что ни он, ни его решения не могут уже быть объектом формальных директив остальных административных органов или их решений”". Немаловажно также подчеркнуть, что политика децентрализации в скандинавских странах сопровождается постоянной территориально-административной реформой, в основе которой лежит рациональный принцип экономического районирования, являющегося составной частью общегосударственной политики в рамках так называемого “физического планирования” (см. гл. IV настоящей работы). В результате таких мер достигается снятие напряженности между географическими полюсами страны, что в конце концов оказывает благоприятное влияние на всю политическую систему в целом. Структура органов коммунального самоуправления состоит из двух уровней: собственно коммуны и уровня региона. Последние называются амтскоммунами в Дании, фюлькескоммунами в Норвегии и ленскоммунами в Швеции. Финляндия является единственной северной страной, в которой подобная двухуровневая система (подразделение на так называемые primaer- og sekundaer-kommuner) отсутствует. На первом и втором уровнях существует выборный от населения орган представительной власти, который, в свою очередь, назначает собственные коллегиальные органы — правления (styrelser). В общем и целом законодательство о местном самоуправлении таково: в Дании закон 1984 г, в Норвегии — 1992 г., в Швеции — 1977 г., в Финляндии — 1995 г., — причем оно гарантирует достаточно широкую самостоятельность коммун в решении тех вопросов, которые законом отнесены к их исключительной компетенции. Довольно обширны постановления законов, гарантирующие коммунам использование институтов развитой демократии, так, гл. 3 норвежского коммунального закона выводит принцип парламентаризма на уровень фюлькескоммун и коммун, а в Финляндии с 1990 года действует закон о консультативном коммунальном референдуме. Важно отметить также, что местное самоуправление, имея собственную экономическую базу, коммунальную собственность и доходы от нее, а также налоговые поступления от жителей, тем не менее получает целенаправленные субсидии от государства. Одним словом, коммуны являются первичными ячейками формирования общегосударственной политической системы, так как именно они являются первичными избирательными участками, а также первыми самостоятельными административно-территориальными единицами. § 8. СМИ и их роль в политической системе Скандинавская журналистика представляет собой частный слепок с общей картины СМИ на Западе. Здесь так же, как и везде, укрепился тезис о том, что пресса является своеобразной четвертой властью, основная задача которой состоит в том, чтобы уведомлять население (избирателей, в конечном счете) об ошибках власти. Отмеченная черта и не позволяет выделить скандинавские СМИ в особое сообщество — они так же предвзяты и истеричны, как любая пресса мира, не исключая и российскую печать. Информационное сообщество северных стран состоит из национальных телеграфных агентств, одного—двух каналов государственного телевидения и радио, остальные теле- и радиостанции, равно как и практически вся периодическая печать, являются частными. Особенность скандинавского эфира состоит также в том, что в него включено достаточно много программ иностранного производства (преобладает американская продукция). Но национальный производитель информационного продукта пользуется однозначной поддержкой государства как по линии обеспечения культурного, так и языкового развития. Пресса является одним из мощнейших институтов по сплочению нации перед лицом той или иной проблемы. Наконец, пресса является тем каналом, посредством которого и в котором происходит обмен мнениями между реальными политическими силами. Зачастую количество статей и передач “за” или “против” того или иного варианта решений проблем показывает уже, какое именно решение будет принято, — факт, отмеченный в свое время С.Рокканом!2. В то же время не следует преувеличивать роль прессы в принятии действительных, что называется, судьбоносных решений. Скандинавские страны в этом отношении дают нам весьма интересный пример. Здесь, как это ни парадоксально, нельзя обнаружить тесной связи между “валом” публикаций и конечным результатом, выраженным, например, в конкретном решении государственного органа в желаемом направлении. Однако наиболее явственно видна эта закономерность на примере воздействия партийной печати на избирателя. В этом смысле мы можем привести следующие интересные данные. Мы сопоставим количество поданных на выборах за партию голосов с количеством тиража партийных изданий, при этом под шифром “А” мы будем понимать консерваторов, “В” — центристов, “С” — либералов, “D” — социал-демократов, “Е” — коммунистов. Тиражи изданий (%)
Голоса, поданные на выборах (%)
Источник: Westertahl J., Jansson C.-G. Politisk press. Studier till belysning av dagpressens politiska roll i Sverige // Acta Univeisitatis Gothobuigensis. Vol. LXIV. № 10. 1958. S. 15. Но что особенно ценно, авторы этого весьма интересного исследования убедительно доказали, что одновременное чтение нескольких газет (партийных изданий) снижает их влияние на читателя, соответственно снижается и воздействие на избирателя, если тому обеспечен доступ к разным источникам информации, что как раз имеется в Скандинавии. Таким образом, читатель только одной газеты (en tidningslasare) — вот истинный подопытный кролик для промывания мозгов13. Наконец, весьма важно то, как в северных странах относятся к серьезной профессиональной проблеме ответственности журналиста за сказанное им слово. Желтая пресса, порнографические издания есть и здесь, однако, в отличие, например, от аналогичных российских, имеют четкое обозначение своей “желтизны” и не стараются маскироваться под солидные издания. Наконец, что также очень важно, тут действуют достаточно подробные и жесткие предписания, регулирующие ответственность журналиста за распространение предвзятой информации. Подобного рода деяния квалифицируются, например, в Швеции как “преступления против свободы высказываний” (гл. 5 и 6 Закона о свободе высказываний 1991 г. № 1469), в Дании такие действия квалифицируются как “преступления против доброго обычая прессы” (god presseskik), § 34 Закона об ответственности СМИ от 6.06.1991 г. Еще важно отметить, что в Дании существует аналог Суда по информационным спорам (Pressenaevnet), решения которого обязательны для руководителей (редакций) изданий. В Норвегии и Финляндии предвзятые действия журналиста квалифицируются довольно традиционно — диффамацией, ответственность в этом случае наступает по решению обычного суда. Этот же порядок, впрочем, известен и другим северным странам. Правовое регулирование СМИ в Скандинавии представляет самостоятельную и очень большую отрасль. В последние годы законодатель предпринимает попытки поставить под контроль закона бурное развитие информационных технологий. § 9. Церковь в политической системе Кризис традиционных устоев западного общества, спровоцированный так называемой сексуальной революцией, не обошел стороной и северные страны. Население здесь в подавляющем большинстве демонстрирует полное пренебрежение религией и связанными с ней вопросами, что, в конце концов, нейтрализует известный эффект протестантской этики. Однако формы церковного управления в Скандинавии по сию пору остались нетронутыми. В первую очередь это означает, что церковь, согласно лютеранской схизме, продолжает оставаться частью государства, органично вписывающейся в структуру его органов. Кроме того, церковь, будучи все-таки еще и особой общностью, а не только государственным органом, напрямую участвует в политическом процессе, во-первых, через созданные по благословению клерикальных кругов политические партии, а во-вторых, посредством исполнения своей традиционной идеологической роли, как писала не так давно советская атеистическая пресса. Идеологию, представляемую церковью, не стоит окончательно списывать со счетов. Не вызывает сомнения широкое влияние норм, установленных церковью в международном масштабе. Лютеранская церковь, как известно, является одним из активнейших участников так называемого экуменического движения, каноническая безупречность которого более чем сомнительна. Понятно, что влиятельность церкви как института напрямую зависит от количества верующих, но протестантизм, как доказано было Максом Вебером, является религией с весьма специфическими комплексами, влияющими на стереотипы деятельности людей. Протестантизм со временем лишается налета религиозности и становится неким суррогатом деловых правил. Люди руководствуются ими, не подозревая, что главный их источник третируется ими же как пережиток. Сказанное выражается в так называемой показной религиозности, которая влияет и на политику. В результате вера, сильно деградировавшись, так как оказалась оторванной от своего источника, возвращается снова, как верно говорил Маркс, в форме не рабства по обету, а рабства по убеждению. В общем и целом организации церкви в этом регионе имеют следующие формы. Основой церковной жизни и деятельности является епископия — самая крупная и традиционная единица территориального управления. В Дании, Швеции и Финляндии — это stift, но в Норвегии это bispedommet (до 1918 г. они тоже назывались “stift”). Епископство возглавляет выборный епископ. Причем избрание его осуществляют как священники, так и миряне епископии. В Швеции, правда, выборы епископа ограничены выбором среди трех кандидатов, из которых правительство назначает одного. Далее, в Дании и Швеции епископия подразделяется на пастораты (pastoral), в Финляндии это prosteri, а в Норвегии — prostie. Затем уже идет приход, в рамках которого сосредоточена основная религиозная жизнь верующих, кроме того, приход ведет всю работу, которую у нас традиционно выполняют органы ЗАГС. В Швеции и Финляндии — это forsamlingen, а в Дании и Норвегии — sogn. Финляндия, судя по всему, держит пальму первенства по количеству органов управления, которые приходится на эту территориальную единицу. Так, § 2 гл. III Закона о церкви 1993 года знает следующие органы, которые мы помещаем без перевода: kyrkofullmaktige, kyrkorad, forsamlingsrad, direk-tion, kapell- och distriktsrad. В остальных странах приход не так за-бюрократизирован, в Норвегии руководство им осуществляется общественным собранием (meningsmete) и общественным советом (meningsrad), в Дании же имеется только один орган — menighedsrad. Центральное управление осуществляется Церковным советом или съездом, названия могут разниться, кроме того, существуют съезды епископов. Наконец, примасом той или иной народной церкви является епископ старейшей в стране епископской кафедры. Одновременно не следует забывать, что реальное управление церковью находится в руках соответствующего министра. Интересно отметить, что скандинавские страны в принципе исключают прозелитизм национальных церквей. В то же время определенные попытки заняться проповедью среди народов Африки и Азии церкви этих стран делают, но без видимых успехов. Особенностью Финляндии является то, что здесь имеется значительная община православных, которой придан государственный статус, впрочем, нельзя не отметить, что в каноническом отношении православная церковь Финляндии подчиняется константинопольскому патриархату, что является, несомненно, нарушением сути православного церковного канонического права.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |