Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права 1 страница




Для понимания процессов правообразования, а также для пони­мания того, откуда брать право в решении юридических дел, необ­ходимо обратиться к источникам права. Об источниках права гово­рят прежде всего как офакторах, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность госу­дарства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете — материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответст­венно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судеб­ные речи, труды юристов и др.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена суще­ствующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закре­пить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демо­кратических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохожде­ния нормативных актов в законодательном органе.

Основным источником права Беларуси является норматив­ный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в качестве источников права в республике признаются норма­тивные договоры и правовые обычаи, которые также характе­ризуются нормативным содержанием.

Не являются источниками права в Беларуси судебные и иные решения по конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания.

 

3.Систематизация нормативных правовых актов. Правотворчество. Правовая система. Общая характеристика правовой системы Республики Беларусь.

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями.

Правотворчество — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, то есть деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Методами такого воздействия могут быть закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция. Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Основные элементы правовой системы:

- право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;

- законодательство и иные источники права;

- юридическая практика, ядро которой - судебная практика; причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;

- правосознание.

Современная правовая система Республики Беларусь входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней (вместе с Россией и другими республиками СНГ) самостоятельную «евразийскую» группу.

 

4.Правовые отношения.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, то есть становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения.

Общественные отношения – это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права.

Правоотношению присущи следующие признаки:

1. Правовые отношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей.

Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.

Принято считать, что правоотношения, возникающие на основе норм права, выполняют следующие основные функции в правовой системе и в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений:

1) определяют круг субъектов, на которых в конкретные ситуации распространяется действие конкретных юридических норм;

2) индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер;

3) как правило, выступают необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.

По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные

По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатов одинаковые правосубъектные возможности, гарантируемые государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормалями права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Структура правоотношения.

В юридической науке принято использовать понятие "структура правоотношения". Элементы этой структуры следующие:

а) субъекты правоотношения;

б) объект правоотношения.

в) содержание правоотношения;

Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъекты права подразделяются, прежде всего, на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

Объект правоотношений.

В частности, объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает, существует само правовое отношение. Все то, на что направлены действия сторон, что составляет предмет их интересов, и является объектом соответствующего правоотношения.

 

5.Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Общественный порядок, правопорядок и законность.

Правомерное поведение – это осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям, а также поведение, которое формально содержит признаки правонарушения, но совершенное в состоянии и при условиях, обеспечиваемых охраняемых и гарантируемых государством с помощью норм права.

Признаки правомерного поведения:

1) соответствие требованиям правовых норм, кроме случаев необходимой обороны, крайней необходимости и некоторых других;

2) совершается осознанным дееспособным лицом;

3) поддерживается и стимулируется компетентными государственными органами с использованием соответствующих юридических средств.

Структура правомерного поведения:

1) субъект – это лицо, обладающее дееспособностью;

2) объект – это определенные блага, на достижение которых направлены поступки субъектов;

3) объективная сторона – это действие или бездействие, соответствующее требованиям правовых норм кроме случаев необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.;

4) субъективная сторона – это внутреннее, психическое отношение субъекта, предопределяющее правомерность его действия. Главным признаком субъективной стороны является мотив.

Мотивы правомерного поведения: глубокое осознание необходимости поступать в соответствии с требованиями норм права; по привычке; правовой конформизм, т.е. по принципу поступать так, как поступают все; страх перед наказанием.

Виды правомерного поведения:

1) в зависимости от характера деяния (действие или бездействие);

2) в зависимости от содержания норм права: может выступать в виде соблюдения, исполнения, использования или применения;

3) в зависимости от мотива.

Правонарушение – это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит предписанию норм права, причиняет вред общественному отношению и влечет за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

1) это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии, правонарушениями не могут быть мысли, чувства;

2) это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права;

3) правонарушением признается виновное поведение человека;

4) как правонарушение рассматриваются акты поведения дееспособного лица;

5) правонарушение причиняет вред личности, обществу или государству;

6) правонарушение влечет применение к правонарушителю мер государственного воздействия.

Юридическая ответственность – это особая, личная, субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные личные и материальные последствия, совершенного им противоправного виновного деяния.

Юридическая ответственность возникает лишь на основе норм права. Юридическая ответственность – это личная обязанность конкретного правонарушителя отвечать за содеянное.

Юридическая ответственность заключается в необходимости претерпеть карающие правонарушителя правовые санкции, но при этом юридическая ответственность не сводится только к наказанию, правонарушитель может освобождаться по различным предусмотренным законом основаниям от наказания при сохранении за ним юридической ответственности.

Общественный порядок - это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений:

1) закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства;

2) развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами;

3) пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния.

Законность - это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).

Законность закрепляется в конституции и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.

 

6.Общие положения трудового права. Субъекты трудового права.

Предмет трудового права относится лишь часть отношений, связанных с трудовой деятельностью, а именно те отношения, которые складываются по поводу применения труда.

Объектом трудовых отношений выступает сам труд, различные аспекты его применения, способность осуществлять определенный вид трудовой деятельности.

Трудовые отношения обладают рядом характерных, специфических признаков.

1.выполнение работником своих обязанностей.

2.зачисленный в штат работник должен осуществлять трудовую функцию сам лично, своим собственным трудом.

3.наемный работник обязан подчинятся установленным в организации правилам внутреннего трудового распорядка.

Субъектами трудового права явл –работник, наниматель, органы гос службы занятости, профсоюзы и их органы и т.д.

 

7.Коллективный договор. Трудовой договор. Контракт.

Трудовой договор – это соглашение между работникам и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставить работнику обусловленную трудовым договорам работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательствам о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику зп.

Сторонами трудового договора явл наниматель и работник. Если наниматель может быть как физ так и юр лицо, то работник это физ лицо, гражданин.

В кач обязательных трудовой договор должен содержать:

1.данные о работнике и нанимателе

2.место работы с указанием структурного подразделения.

3.трудовая функция работника.

4.основные права и обязанности сторон.

5.срок трудового договора.

6.условия оплаты труда.

7.режим труда и отдыха.

Коллективный договор – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и соц-эк отношение между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключатся в любых организациях, являющихся юр лицами. Разрешается так же заключать коллективный договор в обособленных подразделениях организации, но только по вопросам, относящихся к компетенции этих подразделений.

Стороны коллективного договора выступают, с одной стороны, работники организации, с другой – наниматель. Заключение коллективного договора предшествует стадия коллективных переговоров.

Контракт – Основанием перевода работника на контрактную форму найма может быть наличие производственных, организационных или экономических причин для изменения существенных условий труда работника (рационализация рабочих мест, изменение техники и технологии производства, введение новых форм организации труда, создание условий экономической заинтересованности работников в результатах труда и т.д.).

Порядок перевода работника на контрактную форму найма следующий. Работнику вручается письменное предупреждение о переводе на контракт с обоснованием причин и проект контракта со всеми обязательными условиями, предусмотренными Декретом №29. Через один месяц с даты вручения проекта можно заключать контракт с работником. При отказе работника от заключения контракта, трудовой договор с ним расторгается согласно п.5 ст.35 ТК РБ. Ниже приведена сравнительная таблица разных систем найма.

 

 

8.Рабочее время и время отдыха.

Понятие«рабочее время» употребляется в трех основных аспектах:

1)как определенная норма (мера) труда работников. Норма продолжительности рабочего времени представляет собой уста­новленную величину рабочего времени, которую необходимо отработать работнику на протяжении календарной недели и в течение суток:

2)как установленное время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правила­ми внутреннего трудового распорядка обязан находиться на ра­бочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

3)как фактически отработанное время, в течение которого работник действительно выполнял свои трудовые обязанности. Это время не всегда совпадает с установленным, оно может быть и меньше, и больше его: в частности, недоработка рабоче­го времени может быть вызвана болезнью работника, прогу­лом, переработка - привлечением его к сверхурочным работам, к работе в выходные дни и т.п.

Различают следующие виды (нормы продолжительности на протяжении календарной недели) рабочего времени:

- нормальное (предельное) рабочее время (нормальная про­должительность рабочего времени);

- неполное рабочее время.

Полное рабочее время в соответствии с Конституцией и ТК не может превышать 40 часов в неделю.

Сокращенное рабочее время предусмотрено законодатель­ством для некоторых категорий работников в качестве льгот­ной нормы рабочего временя. При этом дифференцированно учитываются условия труда, характер трудовой деятельности, возраст работников и другие факторы.

Сокращенная продолжительность рабочего времени уста­новлена для некоторых других категорий работников (ст. 114 ТК). Так, для работников моложе 18 лет установлена следую­щая продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет - не более 23 часов в неделю, от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся общеобра­зовательных школ, профессионально-технических учебных заве­дений, (т.е. не более 11 часов 30 минут и 17 часов 30 минут в неделю).

Для инвалидов I и II группы, а также для работающих в зо­не эвакуации (в связи с повышенным радиоактивным загрязне­нием территории), в том числе временно направленных или ко­мандированных в эти зоны, установлена продолжительность ра­бочего времени не более 35 часов в неделю.

В ТК предусмотрено неполное рабочее время в виде непол­ного рабочего дня или неполной рабочей недели. В отличие от сокращенного продолжительность неполного рабочего времени ТК не определена. Установление неполного рабочего времени и его конкретной продолжительности (с уменьшением рабочего времени на любое количество часов или рабочих дней) осуще­ствляется, по общему правилу, по соглашению между работни­ком и нанимателем.

Однако определенным категориям работников наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время:

1)по просьбе беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (в том числе находяще­гося на ее попечении) или осуществляющей уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;

2)инвалидам в соответствии с медицинскими рекомендаци­ями;

3)при приеме на работу по совместительству;

4)другим категориям работников, предусмотренным коллективным договором, соглашением.

Ночным считается время с 22 часов до 6 часов. При работе в ночное время установленная продолжительность работы (сме­ны) сокращается на 1 час с соответствующим сокращением ра­бочей недели.

За работу в ночное время производятся доплаты.

Сверхурочной считается работа, выполненная работником сверх установленной для него продолжительности рабочего вре­мени.

Ненормированный рабочий день можно определить как особое условие труда, при котором в случаях производственной необходимости по требованию нанимателя либо по инициативе самого работника допускается выполнение работы сверх уста­новленной продолжительности рабочего дня без дополнитель­ной оплаты или компенсации отгулом.

Компенсацией за работу в условиях ненормированного рабо­чего дня является дополнительный отпуск.

Время отдыха (внерабочее время) - время, в течение кото­рого работник должен быть свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмо­трению.

Существует два способа регулирования продолжительности времени отдыха: косвенный и прямой. Косвенный способ состо­ит в законодательном ограничении продолжительности рабоче­го времени, прямой - в законодательном закреплении конкрет­ных видов времени отдыха.

Основные виды времени отдыха:

- перерывы в течение рабочего дня;

- междудневные перерывы (ежедневный отдых);

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- государственные праздники и праздничные дни;

- отпуска.

В соответствии со ст. 143 ТК наниматель вправе привлекать работника к работе в выходной день без его согласия в исключительных случаях.

Праздничные дни. Работа не производится в государствен­ные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочи

 

9.Правила внутреннего распорядка. Трудовая дисциплина.

Под трудовой дисциплиной след понимать добросовестное выполнение работником своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, творческое отношение к работе, бережное обращение с оборудованием и материальными ценностями, четкое исполнение приказов и распоряжений руководителей и достижение высоких результатов в труде.

С трудовой дисциплиной тесно связана производственная дисциплина – выполнение работником установленных технологических правил и производственных инструкций.

Под правовыми методами обеспечение трудовой дисциплины понимаются предусмотренные законодательством способы ее обеспечения т.е. выполнение работником и нанимателем своих обязанностей.

Под внутренним трудовым распорядком понимается порядок, установленный внутри организации, где трудится работник. Внутренний трудовой распорядок вкл в себя порядок взаимоотношений работника и нанимателя, который по поручению собственника управляет трудом в организации, и порядок взаимоотношений между работником а процессе труда. Осн его элементами явл: основные права и обязанности нанимателя и работников, режим рабочего времени работников, порядок их поощрения

и привлечение к дисциплинарной ответственности.

Внутренний трудовой распорядок направлен на установление такого трудового режима, который обеспечивает не только надлежащую трудовую дисцеплину, но и соответствующую организацию труда.

 

 

10.Охрана труда.

Охрана труда- система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, соц-эк, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические и т.д.

Нормы и требования, предусмотренные институтом охраны труда в отросли трудового права, сгруппированы в государственный реестр действующих в РБ нормативных правовых актов по охране труда, вкл:

1.правила охраны труда и безопасности труда

2.государственные стандарты системы безопасности труда и отраслевые стандарты.

3.страительные нормы и правила СНиП, СНБ

4.санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы

5. др документы (положение инструкции)

 

 

11.Индивидуальные трудовые споры. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Индивидуальные трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работником и нанимателем по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, а так же условий трудового договора, контракта, если эти разногласия не были урегулированы предварительно работником и уполномоченными должностными лицами нанимателя.

В индивидуальных трудовых спорах защищаются права конкретного работника, его законный интерес. К таким спорам относятся например споры о переводе работника на др работу, о выплате работнику ср зп во время вынужденного прогула и др.

 

12.Общие положения гражданского права.

Гражданское право – наука, система категорий, выводов о гражданско-правовых явлениях, система знаний об общественных отношениях, регулируемых гражданским правом. Гражданское право – это отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих имущественные товарно-денежные отношения между самостоятельными и равноправными лицами, которые сами распоряжаются принадлежащим им имуществом, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения и иные личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Система гражданского права - это его структура, состав отдельных институтов и норм в их определенной последовательности.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены законодательством в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате создания и приобретения имущества по основаниям, не запрещенным законодательством;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.

2. Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации этого имущества или соответствующих прав на него, если иное не установлено законодательством.

 

13.Гражданское правоотношение.

Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права называются гражданскими правоотношениями.

Особенности гражданских правоотношений:

· Эти отношения возникают между равноправными, независимыми друг от друга субъектами. Там, где нет такой независимости, где субъекты связаны отношениями власти и подчинения, нет и не может быть гражданских правоотношений.

· Регулируемые гражданским правом имущественные отношения являются базисными. Их особенность в том, что они не зависят от воли людей. Подчиняются имущественные отношения объективным общественным отношениям.

· Специфика гражданских правоотношений обусловлена предметом и методом гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Всякое гражданское правоотношение имеет свою структуру, состоит из взаимосвязанных элементов: субъекты, объекты и содержание.

Виды гражданских правоотношений:

· вещные и обязательственные;

· абсолютные, относительные и смешанные;

· имущественные и личные неимущественные.

Вещные – неразрывно связанные с вещами: право собственности, право оперативного управления, полного хозяйственного ведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.