Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и культура руководителя




Руководитель – человек, уполномоченный осуществлять управленческую деятельность. Руководителями образовательных учреждений являются директор и его заместители, их основными функциями являются следующие:

1) информационно-аналитическая;

2) мотивационно-целевая;

3) планово-прогностическая;

4) организационно-исполнительская;

5) контрольно-диагностическая;

6) регулятивно-коррекционная.

Кроме функций, у директора общеобразовательного учреждения существует ряд функциональных обязанностей.

Директор должен осуществлять строгий контроль соблюдения прав человека. Он несет ответственность на составление и организацию плана учебно-воспитательной работы учреждения, а так же контролирует процесс его протекания и результаты.

Директор представляет интересы учебного заведения в различных государственных и общественных органах. В его обязанности входит подбор и организация деятельности управленческого состава учреждения, однако, учитывая демократический характер системы образования в России, он должен осуществлять подобную деятельность с учетом мнений и высказываний остальных педагогов, родителей и самих учащихся. Директор принимает решение в остальных кадровых вопросах, контролирует финансовые поступления и распределяет их в соответствии с потребностями учебного заведения. В его полномочия входит реализация материальных поощрений педагогов и установления им надбавок к заработной плате в соответствии с особенностями их трудовой деятельности. Директор должен создавать условия для прогрессивного развития педагогической деятельности в учреждении с учетом современных достижений науки и техники, культуры и искусства, способствовать профессиональному росту педагогов и стимулировать стремления к повышению уровня квалификации. Кроме перечисленного, директор несет ответственность перед высшими органами власти за свою деятельность.

Управленческая культура руководителя – это творческая самореализация его личности через все сферы его деятельности, направленной на создание, укрепление, передачу ценностей и технологий в управлении учебным заведением. Управленческая культура состоит из нескольких компонентов.

Аксеологический компонент состоит в системе ценностей, имеющих большое значение при организации управленческой деятельности. Выделяется четыре основных видов ценностей, имеющих место при управлении общеобразовательным учреждением: цели, знания, отношения, качества.

Ценности-цели – это глобальные и локальные цели управленческой деятельности учебного учреждения разного характера, они могут быть связаны с педагогическим коллективом, ученическими коллективами, родителями, всеми людьми, имеющими непосредственное отношение к школе, либо это могут быть цели, касающиеся финансовых вопросов и статуса учебного заведения и т. д.

Ценности-знания подразумевают уровень знаний субъекта управления в этой области, его квалификация, опыт работы, деятельность, направленная на постоянное пополнение собственных знаний в этой области, а так же, способствованию повышения уровня знаний в области управления своих заместителей и всех людей, имеющих отношение к этому виду деятельности.

Ценности-отношения. Здесь подразумеваются все виды отношений, имеющие значение в работе по управлению учебным заведением. Важно не только отношение руководителя к своим обязанностям, но и его отношения с коллегами, учениками и их родителями, отношение к себе. Все это играет роль при формировании авторитета руководителя, необходимого для осуществления полноценной управленческой деятельности, особенно в условиях столь разнообразного состава объекта управления. Руководитель учебного заведения, то есть директор школы, является примером подражания для педагогов и детей, поэтому его отношение к себе, своей личности, вопросам совершенствования личностных качеств и самовоспитания играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Ценности-качества вытекают из результатов ценностей отношений в первую очередь к себе, как личности, призванной нести большую ответственность. От качеств директора школы зависит многое, в том числе его успешное сотрудничество с внутришкольными коллективами и органами власти, его умение учитывать интересы педагогов и общества в процессе организации школьной деятельности, способность ставить реальные и значимые цели и разрабатывать программу по их достижению, а так же уметь прогнозировать результаты деятельности своей и своих коллег.

Технологический компонент включает методы, средства и приемы управленческой деятельности. Культура руководителя во многом определяется уровнем знаний и владений им технологией управления в целом и применительно к учебным заведениям. Руководитель должен уметь организовывать, регулировать, контролировать, планировать и анализировать все процессы, протекающие в школе.

Личностно-творческий компонент необходим при управлении коллективами людей, так как общие методы не могут быть применены в чистом теоретическом виде. В задачи руководителя входит адаптация их к конкретным условиям, особенностям коллектива, направлениям школьной деятельности. Директор школы, сам являясь личностью со своими особенностями делает собственные поправки и вносит модификации, на его взгляд наиболее подходящие для конкретной ситуации и наиболее естественные для применения им самим.

 

30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль

Управление педагогическим процессом складывается из последовательности взаимосвязанных действий педагогического анализа, планирования и контроля. В связи с этим имеет смысл остановиться на их рассмотрении более подробно.

Педагогический анализ содержит три основных направления: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ представляет собой действия директора учебного заведения и его заместителей, направленные на сравнение, обобщение, исследование и поиск причин возникновения различных явлений педагогического процесса. К предметам параметрического анализа относится успеваемость, посещаемость, общая дисциплина как учеников так и педагогов. В рамках педагогического анализа осуществляется так же прогнозирование результатов управленческой деятельности, выявление ее влияния на предметы параметрического анализа, разработка действий по улучшению этих предметов и их реализация.

Тематический анализ содержит деятельность по изучению, анализу, прогнозированию и планированию действий, направленных на управление наиболее устойчивыми элементами педагогического процесса. Такими элементами являются методы и средства учебно-воспитательной работы, их эффективность и актуальность, способы и периодичность организации внеклассной деятельности, организация деятельности педагогов, направленной на повышения уровня квалификации и развитии в направлении своей профессиональной деятельности и т. д. В ходе тематического анализа учитываются данные, полученные в результате параметрического анализа.

Итоговый анализ сводится к изучению результатов параметрического и тематического анализов за определенный период времени. Источниками информации итогового анализа являются контрольные работы, экзамены, зачеты, статистические данные по дисциплине и соблюдению правил учебного заведения, отчеты педагогов и руководителей всех уровней. Результатом итогового анализа является оценка общего состояния дел по разным направлениям деятельности учебного заведения, причины получения таких результатов, фиксирование положительно и отрицательно влияющих факторов с целью учета их в будущем.

Педагогическая деятельность целенаправленна. Из этого следует, что любая педагогическая работа начинается с постановки целей и, на их основе, определения задач, требуемых решения в процессе предстоящей работы. Эта функция педагогического управления называется целеполаганием. Цели деятельности учебного заведения определяются на основе требований общества к их членам, а так же с учетом возрастных и психологических особенностей учеников. Таким образом, глобальной целью учебного заведения является формирование полноценных членов современного общества, социально адаптирванных и всесторонне подготовленных, посредством методов учебно-воспитательной работы, применимых в конкретных условиях для конкретных людей.

Планирование в педагогической деятельности является следующим этапом после целеполагания и производится на основе результатов педагогического анализа в направлении определенных целей. Планирование может быть местным (локальным), то есть направленным на решение промежуточных задач воспитания, обучения, организации и т. д. А может быть глобальным, к которому относится составление учебных планов, общих планов организации и управления.

В управлении педагогическими системами выделяют перспективный план, который составляется по результатам анализа деятельности учебного заведения за истекший период сроком на пять лет. Его структура такова:

1) задачи школы на планируемый срок;

2) перспективы развития контингента учащихся по годам;

3) перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

4) кадровые перестройки и количество предполагаемых учащихся;

5) повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов учебного заведения;

6) обновление оборудования и оснащения учебного заведения;

7) социальная защита педагогов и учащихся, задачи по улучшению их быта, труда и отдыха.

В общеобразовательных учреждениях разрабатывается так же годовой план, охватывающий весь временной период от начала учебного года до начала следующего, включая летние каникулы. Разработка годового плана – сложный многоуровневый процесс, подготовкой которого занимается специально назначенная группа людей из числа педагогического состава учебного заведения. Годовой план на следующий год составляется на протяжении всего текущего года и состоит из следующих уровней:

1) изучение нормативов и нововведений в области образования;

2) сбор необходимой информации;

3) анализ полученной информации, выявление и устранение затруднений на пути решения педагогических задач;

4) составление проекта плана и утверждение его советом учебного заведения.

Как правило, временные рамки этапов разработки годового плана совпадают с учебными четвертями и к концу последней учебной четверти план на следующий год оказывается сформированным.

Контроль деятельности учебного заведения имеет несколько видов. Одним из них является тематический контроль. Его сущность заключается в углубленном, детальном изучении какого-либо узко-направленного вопроса, входящего в педагогический процесс.

Фронтальный контроль направлен на исследование деятельности педагогического коллектива в целом, его подгрупп по разным направлениям или одного педагога. При этом изучаются все стороны его жизнедеятельности, как профессиональной, так и вне работы.

В зависимости от объекта контроля принято выделять следующие его виды: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий и комплексно-обобщающий.

Персональный контроль, как вытекает из самого названия. Направлен на контроль деятельности одного педагога, он может быть как тематическим или фронтальным, так и комплексным, то есть включающим совокупность этих двух форм. Персональный контроль проводится с целью стимулирования деятельности педагога и правильной ориентации в направлении его профессионального развития.

Классно-обобщающий контроль охватывает деятельность педагогов, работающих с одним классом и их деятельность по формированию, развитию и стимулированию ученического коллектива в классе, его классной и внеклассной деятельности, внутриколлективных отношений.

Предметно-обобщающий контроль имеет своим объектом отдельную дисциплину и может рассматриваться с точки зрения преподавания ее в отдельном классе, в параллели классов или в учебном заведении в целом. Такой контроль осуществляется с привлечением компетентных лиц со стороны.

Тематически-обобщающий вид контроля заключается в изучении отдельного направления педагогической деятельности одного или нескольких педагогов, одного или нескольких, сгруппированных по какому-либо признаку классов.

Комплексно-обобщающий контроль направлен на изучение вопросов преподавания ряда дисциплин в одном или нескольких классах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.