Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци. 1 страница




Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой.

Песта­лоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспита­ние ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появле­ния его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искус­ство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продол­жаться в школе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному(включает физи­ческое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодейст­вии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически раз­витого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих поль­зу другим. В семье закладываются основы нравст­венного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осу­ществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основывать­ся на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщени­ям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слу­ховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

44. Основные идеи педагогической системы К.Д. Ушинского. К.Д Ушинский (1824-1870 гг.) является выдающимся русским педагогом. Он внес ценный вклад в научную разработку проблем воспитания и обучения, которые нашли свое отражение в практике русской народной школы.
1. Ушинский отмечал основную задачу отечественной школы – формирование человека, подготовленного к жизни, к активной трудовой деятельности.
2. Трактовка понятия образования подразумевала предна-меренное или непреднамеренное воздействие со стороны взрослых, родителей в виде школьного или общественно-го влияния.
В статье «Человек – как предмет воспитания» Ушинский дает высокую оценку роли воспитания, т. к. оно направля-ет на формирование у человека интеллектуальной и нравственной активности.
1. Ушинский в статье воскресной школы разрабатывал вопросы отечественной дидактики. В те годы существо-вали 2 концепции, точки зрения на образование: фор-мальное образование и материальное образование.
Формалисты полагали, что главная задача образования – развитие логического мышления, упражнять умственные силы. А лучшим средством для этого является изучение языков иностранных и математики. Точка зрения матери-ального образования заключалась в том, что дети должны приобрести знания прикладного характера, т.е., что способствуют развитию промышленности. Ушинский критично отнесся и той и к другой позиции. Он считал, что в школе необходима и формальная и материальная цель.
2. Ушинский поставил вопрос о конкретном содержании образования.
- О совместимости формальных и материальных знаний.
- На их основе разработать учебный план, программы, учебники (для начальной школы сам принимал участие в разработке)
- При отборе содержания необходимо учитывать уровень развития науки в целом, материалы подбирать из жизни. А также учитывать возрастные особенности детей.
- При отборе содержания не забывать историю своего народа.
3. Как отмечает профессор Пискунов, Ушинский одним из первых педагогов обосновал принципы дидактики, кото-рые широко известны:
- природосообразности;
- антропологичности;
- осознанности;
- систематичности;
- наглядности;
- гуманностью и т.д.
4. Ушинскому принадлежит заслуга в разработке средств, методов, форм обучения и воспитания. В отечественной школе среди путей и средств воспитания широко исполь-зуется наказание. Ушинский ценил убеждение, пример, упражнения в привычках. В практике работы данного столетия наблюдалось следующие крайности:
А) механическое заучивание материала,
Б) идея свободного руссоизма,
В) концепция обучения в форме игры (потешающая педагогика).
Ушинский рассматривал обучение как серьезную умст-венную деятельность, под руководством педагога. Допус-кал при этом элементы занимательного характера. Счи-тал, что в старших классах необходимо готовить детей к непрерывной самостоятельной учебе. Как психолог и педагог, Ушинский полагал, что учебные занятия должны сочетаться с физическим трудом. Об этом свидетельству-ет его статья «Труд в его физическом и воспитательном значении». Особое значение имеет его идея народности воспитания. Известны такие его статьи: «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими»; книга «Детский мир». Многочисленные идеи, выдвинутые Ушинским в его педагогической системе, имеют актуаль-ное значение и сегодня. Он считал, что детей надо знако-мить с науками о природе и о человеке, они должны знать родной язык и литературу, историю, географию, матема-тику, и др. естественные науки. В своих трудах он гово-рил о громадном образовательном и воспитательном значении естествознания и защищает реальное направле-ние общественного образования. Он указывает, что естественные науки развивают умение наблюдать жизнь, интересуют детей несравненно больше и имеют большое практическое значение. Осуществляемое сейчас в про-цессе обучения содержание образования призвано обес-печить передачу и освоение подрастающим поколением опыта старших поколений. Этот опыт на любом этапе развития нашего общества включает в себя 4 элемента: 1. Знание о природе, обществе, технике, мышлении и спосо-бах деятельности; 2. Опыт осуществления известных способов деятельности; 3. Опыт творческой, поисковой деятельности; 4. Опыт ценностного отношения к объек-там или средствам деятельности человека, его проявление к окружающему миру. Государственный образователь-ный стандарт – система требований к знаниям учащихся, которая дает им возможность поступить в ВУЗы. Стан-дарт определяет минимальные требования к уровню подготовки выпускника. Эти требования должны учиты-ваться при приеме экзаменов в ВУЗы. Стандарт не огра-ничивает учителя в выработке дополнительных (разум-ных) требований, учитель в зависимости от реальных условий (учебно-методическое обеспечение, уровень квалификации) может разработать свою программу, однако не вправе удалять из программы какой-либо компонент. Цель стандарта: оказание помощи учителю в организации учебного процесса, дать ориентиры по выработке обоснованных требований к подготовке выпу-скников. В основе педагогической теории Ушинского лежит идея народности – это одна из характерных черт воспитания русского народа. Он говорил, что детей нужно приучать к самостоятельности.
45 Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах.

Такими принципами К. Д. Ушинский считает:

1) своевременность;

2) постепенность;

3) ограниченность;

4) постоянство;

5) твердость усвоения;

6) ясность;

7) самодеятельность учащегося;

8) отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости;

9) нравственность;

10) полезность.

Анализ содержания каждого их них ясно показывает, что под «нравственностью» К. Д. Ушинский понимал воспитывающий характер обучения, под «полезностью» – связь обучения с жизнью, под «своевременностью» и «ограниченностью» – природосообразность в обучении, а под остальными «условиями» – то, что мы называем дидактическими принципами обучения.

Основными дидактическими принципами К. Д. Ушин-ский считал:

1) сознательность и активность учащихся в процессе обучения («ясность», «самодеятельность учащегося») – К. Д. Ушинский понимал, что психологическое содержание принципа сознательности делает процесс обучения активным, т. е. обеспечивает активность каждого учащегося во всем процессе обучения; поэтому и сознательность и активность не отделимы друг от друга: активность – это форма, в которой осуществляется сознательное обучение учащегося;

2) наглядность в обучении – для К. Д. Ушинского наглядность является не каким-то «высшим» или «универсальным» принципом обучения, способным заменить даже учителя, как на это часто указывали представители так называемого «свободного воспитания», а одним из таких условий обучения, которое, при руководстве учителя, наряду с другими условиями обеспечивает получение учащимися твердых, полноценных знаний;

3) последовательность («постепенность», «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости») – главной задачей этого принципа для Ушинского является построение всего процесса обучения на той основе, чтобы она постепенно, в определенной последовательности вырабатывала у учащихся единую систему знаний и навыков;

4) прочность знаний и навыков («твердость усвоения») – большое значение для закрепления знаний и навыков имеют специальные упражнения.

При этом следует учесть, что К. Д. Ушинский, который всякое обучение рассматривал как единый процесс, указывал, что эти дидактические принципы самостоятельно, в чистом виде не могут существовать, и они в процессе обучения органически переплетаются друг с другом и обуславливают друг друга.

47. Макаренко об этапах и уровнях развития коллектива.
Личность; человеческий индивид как продукт общест-венного развития, субъект труда, общение и познание, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. В педагогике коллектив определяется, как высокоорганизованная группа школьников и учите-лей, объединённых общими целями, совместной деятель-ностью, ответственной зависимостью друг перед другом и имеющими точки взаимоотношения как взаимопонима-ния, защищённости, сплочённости, причастность ко всему, что делается в классе (школе), доброжелатель-ность, здоровая критика, умение подчинять свои желания к требованиям других. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нём деловых и межличностных отношений. С первых лет создания советской школы одной из центральных её задач было создание самодеятельного сплочённого коллектива школьников. Коллективная жизнедеятельность школьни-ков открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потен-циала личности. Физкультурно-оздоровительная и худо-жественно-эстетическая деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и её сотворчества. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организа-ции жизнедеятельности (реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни). Педагогически ориентированный коллектив создаёт благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления её индивидуальности. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внёс А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспи-тательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали чёткую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. На основе анализа своего опыта А. С. Макаренко определил, что коллектив; это такая группа детей, которую объеди-няют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достиже-ния. Этапы развития коллектива:
1 этап. На этом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требо-вание педагога к учащимся. По Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых парах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога.
2 этап. На этом этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от зло-употребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Категориче-ское требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истин-ном смысле.
3 этап. Он ограниченно вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближа-ется в известном тоне и стиле, работа воспитателя стано-вится математически точной, организованной работой»,; писал Макаренко. Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нём системе управления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главная, наде-ление их реальными полномочиями, преданными педаго-гами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
Самое существенное качество группы; уровень её социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный орга-низм; в группу-коллектив.

Основные идеи педагогической системы В.А. Сухомлин-ского.
Родился он в крестьянской семье, закончил 7 классов, затем поступил в техникум (медицинский), но он его не закончил, а перешел в педагогический, а потом в Полтав-ский пединститут. Он сравнивал педагогический опыт с кустом розы, т.е. если куст бездумно выкопать и переса-дить в свой сад, то он завянет. Он был по образованию филолог, преподавал украинский и русский языки и литературу. После госпиталя (на войне его ранило) становится чиновником, но потом становится директором в Полтавской сельской школе. Он создает школу радости, начинает создавать коллектив единомышленников. Его цель - совместный труд. Он доказал что нет плохих учеников, нет неспособных учеников; все дети идут в школу с радостью. Все ученики в условиях школы могут осваивать программы по максимуму. Он очень плодо-творно решал задачу: воспитание всесторонне и гармо-нично развитого человека. Все стороны воспитания (идейное, умственное, нравственное, физическое, трудо-вое, эстетическое) для Сухомлинского важны в той степени, в которой они влияют на духовный мир ребенка. Нельзя какую-нибудь одну сторону (воспитание человеч-ности, трудолюбия, убеждений) из системы воспитания исключить (иначе не решить никакой другой задачи). Детей нужно готовить к школе. В первый день он повел детей в поле и рассказывал им о жизни. Он начал с воспитания чувств. Многие его выпускники пошли по его стопам. Он подтвердил, что эти эксперименты возможны тогда, когда теория совпадает с практикой. Он выпустил свою книгу «Сердце отдаю детям». Основная его цель: воспитание нравственности. Если человек сделал доброе дело и получил радость, то надо стремиться к большему. Главная цель воспитания – трудовое воспитание. Василий Александрович в своих трудах подчеркивал, что воспи-тание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, большой любви к детям, уважения к личности ребенка и заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отношения воспитателей к чести и достоин-ству своих воспитанников, а также строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания. Давая советы молодым дирек-торам школ, Сухомлинский в книге "Разговор с молодым директором школы" писал: "Знать ребёнка - это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школы коллективом". Много внимания уделял он вопросам формирования у школьников граж-данской зрелости, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами. В работах, посвящённых методи-ке воспитания, роли и деятельности коллектива, он осветил ряд острых современных проблем на эту тему ("Методика воспитания коллектива"). Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравст-венному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подав-ляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александ-ровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обраще-но к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновени-ем к сердцу», которое способно сделать человека счастли-вым и несчастным. Большинство же школьных конфлик-тов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.
46. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л.Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царскойвласти.

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача - открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.

Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л.Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л.П. Толстого.

Примечательно, что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н.Н. Петерсон, бывший воспитанник И.Н. Ульянова, которого отец В.И. Ленина высоко ценил за передовые взгляды и преданность народным интересам. Н.Н. Петерсон был, по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866 году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но был освобожден.

Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л.Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.

Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л.Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л.Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию - признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907-1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л.Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

46. Педагогика гуманизации Л.Н. Толстого и современность

В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л.Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих «Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых» - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.

К сожалению, в изучении педагогических исканий Льва Николаевича долгое время существовали некоторые методологические просчеты, как следствие прямолинейного толкования и упрощенного понимания, поверхностное отношение к философской специфике взглядов, замалчивание непонятных положений и т.д. Например, идеи Л.Н. Толстого о религиозно-нравственном воспитании долгое время замалчивались, как будто их просто не было.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть и доказать, что сегодня, в период осознания ряда негативных явлений в современном состоянии общественных наук, в частности, педагогики, не потеряли актуальности «уроки Л.Н. Толстого» - искателя истинных путей демократизации и гуманизации педагогики и народного образования. Ведь все гениальное - вечно.

Цель школы, по Л.Н. Толстому, - это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания - это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, - указывал он, - не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося. В теоретическом наследии и практическом педагогическом опыте прошлого школа, открытая Л.Н. Толстым для крестьянских детей Ясной Поляны, занимает особое место. В этой школе закладывались основы «педагогики ненасилия». Не случайно педагогические взгляды Л.Н. Толстого и его педагогический опыт оказали огромное влияние на многих педагогов-гуманистов.

Значительная часть взглядов Толстого на образование и воспитание ребенка оформилась именно в период существования Яснополянской школы, хотя и позже он обращался к этим проблемам неоднократно. Они нашли выражение в статьях разных лет: «Воспитание и образование», «О народном образовании», «Прогресс и образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в Дневнике Яснополянской школы (50-е - 60-е гг.), в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней (70 - е г.), в статье «О воспитании» (1909), книгах афоризмов мудрецов мира.

2. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого

педагогика гуманизация толстой учебный

Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы».

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

Л.Н. Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие… к достижению высшего идеала гармонии».

3. Основополагающие педагогические принципы Льва Николаевича Толстова

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой - педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции «личность ребенка», он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в часности, следующие принципы:

1. принцип сознательности и активности обучения;

2. принцип связи обучения с жизнью;

3. принцип доступности обучения;

4. принцип прочности усвоения знаний;

5. принцип природосообразности.

Принцип сознательности и активности обучения.

Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов».

После ознакомления с саксонскими школами Толстой отмечал в своем

дневнике, что все обучение построено там на бездумном заучивании наизусть, а детская психика изуродована запугиванием, побоями. Ярко и точно описал Толстой различия в психическом состоянии детей: «Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе, - то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик, все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то другим, полуживотным способностям… одним словом способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием - страх, напряжение памяти и внимание…». Какое ужасающее своей справедливостью наблюдение!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.