Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци. 2 страница




Усвоение памятью непроверенных или непонятных обобщений Толстой считал величайшим злом, нарушающим естественность процесса мышления. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями.

Принцип связи обучения с жизнью.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о национальной природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

Принцип доступности обучения.

Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».

Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде «Общие замечания для учителя»: «Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.»

Данный принцип однако не означает того, что образовательный процесс

должен быть максимально упрощен. Требуя соблюдения принципа доступности обучения, Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся. Такой подход, справедливо замечал он, часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий.

Принцип прочности усвоения знаний.

Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.

Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.

Свои педагогические соображения о сути прочных знаний и путях их достижения он разрабатывал не только на основе своего личного опыта, наблюдений за деятельностью школ в России и за рубежом и обобщения педагогической практики, критического осмысления педагогической литературы, но и с учетом научных данных современного ему естествознания об условно-рефлекторной деятельности мозга, роли анализаторов в восприятии и усвоении информации, единстве организма с факторами внешней среды. В частности, он опирался на известные труды великого русского физиолога И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Элементы мысли».

Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, мы вновь отмечаем в педагогической концепции Толстого тесную взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. «Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться, - писал Толстой, - ежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать… Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем».

Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути изучаемого, умение связать части знания в целое, установить причинно - следственные отношения явлений, умение объяснить и разъяснить другому то, что самому ясно и понятно. Именно о прочности знания говорит умение самостоятельно связать новое знание с прежним запасом знаний по принципу сходства, различия, противопоставления, умение свободно оперировать ими, применить теоретическое знание к практике, объяснить те или иные явления окружающей действительности с точки зрения усвоенных знаний, и, наконец, быстрое, точное и легкое воспроизведение имеющихся знаний в связи с новым материалом, через любой промежуток времени.

Прочность знаний Толстой справедливо рассматривал как один из важнейших результатов правильного обучения, одну из практических целей образования. Прочные знания учащихся - это высшая оценка работы учителя, его радость и гордость.

Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. К важнейшим условиям достижения основательности знаний Толстой относил следующие:

1. Сознание в школе естественной, здоровой, доброжелательной обстановки («дух школы»), отвечающей детской природе, любознательности, потребности в свободе развития;

2. Постоянную и разностороннюю связь обучения жизнью, обучения с воспитанием;

3. Применение в обучении различных методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями;

4. Предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно-познавательной и творческой работы, при незаметном направляющем влиянии учителя;

5. Стремление к установлению межпредметных связей;

6. Систематическое, продуманное повторение и обобщение изучаемого;

7. Наличие полного душевного согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимися;

8. Тесная органическая связь между урочной и внеурочной познавательной деятельностью детей;

9. Обеспечение в школе связи умственного с физическим развитием ребенка.

Принцип природосообразности.

Исходной психолого-педагогической позицией Л.Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.

«Желание учиться в детях так сильно, - отмечал он, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков». Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно - педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. «Образование есть потребность всякого человека, - писал Толстой в статье «Сельский учитель», - поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся».

 

48. Педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского 1918-1970 гг. Педагог, украинец, со своим индивидуальным почерком. Он разработал многие вопросы воспитания, в т.ч. проблему всесторонне-развитой личности, вопросы политехнического образования, вопросы общей дидактики семейного воспитания, вопросы профессионального мастерства учителя и т.д. Самое главное отношение к ребёнку. Он как и Мак-ко закончил Полтавский педагогический институт. Сначала работал учителем, затем завучем. Потом добровольно идёт на фронт, под Ржевом был ранен, отправлен в госпиталь, осколок так и остался в лёгком (около сердца) Сухомлинского.С 1947 года Сухомлинский до конца своей жизни работал директором Павлышской средней школы. Поставил перед собой задачу: создать дружный сплочённый, учительский коллектив с едиными педагогическими взглядами, требованиями. Коллектив который работал творчески. Затем был создан дружный педагогический коллектив (учителя и ученики).Учителя выпускали свой рукописный сборник "Педагогическая мысль". Учителя собирались на свои педсоветы с тем, чтобы всем вместе обсудить как помочь ребёнку, его семье как воспитать его. Было организовано наставничество, помощь молодому учителю, у каждого учителя был свой наставник.В школе была организована работа с родителями. Работа с родителями: Главная миссия в школе - это укрепить авторитет родителей в глазах детей. Уделял огромное внимание семейному воспитанию. Семейное воспитание было поднято до общественного уровня. Была организована школя для родителей: где были отделения для родителей детей разного возраста. Школа брала под контроль воспитание детей ещё дошкольного возраста. Занятия проводились 2 раза в месяц по 1,5 часа (даже бабушки, мамы и папы). Проводились индивидуальные консультации по воспитанию детей. В школе воспитывался культ матери. Плакат "Дите берегите своих матерей" висел в вестибюле школы. Дети дарили своей матери цветы в "День матери" или то, что сделали своими руками. Проводился и "Праздник отцов". Взаимосвязь семьи и школы строилась на взаимном уважении. Миссия школы - укреплять семью. Миссия школы в том, чтобы каждый ребёнок мог достичь успеха в школе. Дети из школы должны приносить домой радость. Школа этого добивалась. Учитель должен быть деликатным в разговоре с родителями. В каждом ребёнке нужно поддерживать силу в его способности. Если ребёнок потеряет веру, то он выйдет из-под влияния школы, семья перестанет быть поломником. "Нет такого ребёнка, которого нельзя было бы правильно воспитывать". Все дети разные. Воспитание - это человековедение. Без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитание не достигает поставленной цели. "Каждый ребёнок - это особый, неповторимый мир", - говорил он. Особая ответственность лежит на учителе начальной школы, который должен знать духовный мир ребёнка. У них должны быть общие увлечения, стремления. Главная задача - воспитать нравственность человека, любовь ко всему живому, добрые чувства (которые своими корнями уходят в детство всегда). Ребёнок должен жить в мире игры, сказки, фантазии, творчестве. Без всего этого ребёнок - это засушенный цветок. От учителя начальной школы зависит будущая судьба ребёнка. Учитель должен заметить все трудности ребёнка, помочь ему их преодолеть. Нужно уважать личность ребёнка. Учитель в начальной школе не должен ставить двойки. Учитель должен оценивать знания, а не незнания. Сухомлинский провёл эксперимент. В 1953 году, он летом собрал шестилеток и своём селе. И родителям сказал, что хочет подготовить их к школе. Он организовал "Школу радости" для 6-леток. Это была школа под голубым небом. Большая часть занятий проводилась вне школы, на лоне природы. Он проводил уроки, например, за восходом или закатом солнца; совершались прогулки аппетитные. Дети брали с собой еду на природу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребёнка. Дети учились считать, писать через игру. На этих уроках учитель учил детей мыслить, наблюдать за окружающей средой. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей природы, беречь её. Дети учились сочинять свои сказки, работать над словом. Каждый год в школе проводился "Праздник сказки". Они выпускали школьные рукописные журналы. Свою работу с 6-летками Сухомлинский описал в книге: "Сердце отдаю детям", "Школа радости"; "Воспитание гражданина" - 2-ая книга; "Письма к сыну". Сборник "Павлышская средняя школа" "Сто советов учителю", "Разговор с молодым директором школы", "Родительская педагогика", "Трудные судьбы" и т.д. Главная задача школы - воспитать интерес к учению. Секрет успеха учителя лежит в успехах детей. Нужно научить детей учиться, научить их мыслить. Источник желания учиться лежит в самом характере детского ума. Нежелание учиться - это неумение работать. Главное средство предупреждения лени - научить воспитанника самостоятельно трудиться ещё в младшем возрасте. Мышление начинается тогда, когда у ученика появляется потребность ответить на поставленный вопрос. Учитель должен беречь огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Каждый учитель - предметник должен стремиться в каждом классе создать интеллектуальный фон класса. Сухомлинский считал: "Дети должны обязательно посещать кружки, музыкальную школу, спортивный городок и т.д." Он советовал детям вставать в 6 утра и готовить домашнее задание до учёбы (утром). Вторая половина дня отводилась для кружков. В Павлышской школе осуществлялось проблемно обучение. Он выступал против зубрёжки; каждый учитель должен точно разграничить материал: что нужно запомнить на всю жизнь, а что просто понять. Он верил в воспитательную силу книги, слова. У детей воспитывалась любовь к чтению книги. Была заведена традиция - каждый ученик за 10 лет обучения должен был прочитать 300 книг из Золотого фонда. Трудовое воспитание должно стоять в центре внимания школы и семьи. В труде человек утверждает себя как деятеля, он должен испытать радость созидания. Труд воспитывает только тогда, когда он не лёгок. Он должен быть постоянным, повседневным. Необходимо сочетать физический и умственный труд. Любой вид труда должен включать в себя элементы поиска, эксперимента. Нужно сочетать различные виды труда (промышленный и сельскохозяйственный, учебный и производственный, краткосрочный и долгосрочный, платный и бесплатный, ручной и механизированный). Воспитание в коллективе. Книга Сухомлинского "Воспитание коллективизма у школьников". Он расширяет значение коллектива в воспитании детей. Показывает какую важную роль играют коллективные эмоции, совместные переживания детей. Детский коллектив - сообщество детей в котором есть: идейная, эмоциональная, организованная, интеллектуальная общность. Детский коллектив - сильнейшее средство воспитания. Это инструмент которым воспитатель должен пользоваться осторожно. Воспитатель не должен выпускать из-под контроля детские страсти. Детский коллектив может причинить личности неисправимую душевную травму. Нельзя детей воспитывать по общему шаблону. Главная цель воспитания - воспитание личности. Воспитатель должен стремиться к богатству духовной жизни коллектива. Вся обстановка в школе должна помогать развиваться индивидуальному творчеству детей. Воспитание в коллективе у мальчиков - воспитание первичного классного коллектива. Воспитание - это организация жизни детей для руководства их духовной жизнью и нравственностью опыта. В коллективе нужно воспитывать: чуткость, заботливость. Каждый ребёнок должен пережить чувство благодарности к сверстникам за помощь в трудную минуту. Сухомлинский осторожно относиться к наказаниям. Он считал, что они ожесточают детей, главное - любовь к детям. Главное гуманизм, чуткое отношение к ребёнку. Его педагогика - это педагогика 21-ого века. Нравственность воспитания, любовь к людям осуществлялась через деятельные поступки к людям.
49. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Организация школьного обучения все больше демократизируется, повсеместно вводится диверсификация и дифференциация обучения. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов. Одним из проявлений экспериментальной педагогики стала повсеместная организация открытых школ. Программа таких учебных заведений направлена на тесную взаимосвязь в процессе обучения с окружающим миром и формирование самостоятельности детей в сфере обучения, воспитания и повседневной жизнедеятельности. Вопреки классической организации классно-урочной системы возникли альтернативные школы, которые направлены на гуманизацию отношений участников учебно-воспитательного процесса.

В дидактике в настоящее время существует три основных направления: традиционное, рационалистическое и феноменологическое. Нестандартный взгляд на обучение просматривается в феноменологической концепции, которая ставит в центр внимания обучающего процесса индивидуальность, личность. Содержание обучения строится в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ученика, его склонностями, способностями, интересами и т. д.

Теория воспитания содержит два принципиально разных направления: социальное и психологическое. Первое подразумевает под основой воспитания социальную среду человека, второе – биологические особенности и психологические процессы, сопровождающие взросление и развитие человеческой личности.

Все большее распространение получает социальная педагогика, особенно много сторонников она нашла в США и Франции. Второе направление является несколько более гуманным, и имеет много сторонников в разных странах мира.

В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.

Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной противостоять распространенным в настоящее время асоциальным проявлениям ровесников. В этой связи наблюдается конфронтация двух тенденций современной и традиционной педагогики. Многие учебные заведения не отошли от привычного авторитаризма в осуществлении учебно-воспитательной деятельности, который противоречит развитию самостоятельности, формированию ответственности, способностей к нестандартному эвристическому мышлению, гуманных сторон личности, высоких нравственных норм. Одним из последствий борьбы этих направлений явилось возникновение распространенной на Западе поведенческой методики воспитания. Она предполагает создание атмосферы сотрудничества, свободы мысли, способствует проявлению индивидуальности и развитию творческих способностей.

В системе образования подавляющего количества стран наблюдается значительная демократизация, то есть право учебных заведений на автономию, частичное самоуправление. Доступность образования в настоящее время является насущной проблемой многих стран. Не все люди могут получить желаемое образование, в основном по причине финансовых и социальных противоречий. В некоторых странах мира, особенно переживающих экономический кризис, остро стоит проблема обязательности образования, вызванная снижением посещаемости учебных заведений, качества образования, организация диверсификации образования на должном уровне и др.

Большое значение уделяется созданию специальных условий для талантливых, одаренных детей, а так же детей, имеющих различные отклонения, развитие которых производится с использованием методов коррекционной педагогики. Почти во всех странах мира имеет место компенсирующее обучение, направленное на оказание помощи в обучении отстающим ученикам.

Школьные системы запада с начала 1990-х гг. подверглись многочисленным реформам. Большинство зарубежных стран осознало, что высокий уровень образования в стране является важным и необходимым условием прогрессивного развития общества, науки и культуры. Школьные программы, при неизменно устойчивой основе, постоянно подвергаются различного рода модификациям и нововведениям. Кроме того, в общеобразовательной школе имеется несколько типов программ: обязательная и специализированные, обеспечивающие диверсификацию и дифференциацию обучения.

В системе начального образования существует множество частных школ, причем большинство из них имеют какую-либо религиозную направленность. Государственные же школы стран Западной Европы и США либо полностью светские, либо включают религиозные дисциплины. Общая мировая тенденция по этому вопросу характеризуется лояльностью по отношению к религиозной составляющей в программе начального образования, каждому предоставляется свобода выбора в данном вопросе.

Образовалась наиболее четкая преемственность между ступенями образования. Высшее образование получает все большее распространение и развитие, особенно в ведущих странах мира. Это явление имеет и положительные и отрицательные стороны. К первым относится большая социальная дифференциация студентов, ко вторым – снижение качества образования, что объясняется осложнением государственного контроля большего количества высших учебных заведений.

Существенно изменился характер подготовки педагогических кадров, она перешла на качественно новый уровень и в большинстве педагоги имеют высшее образование.

Одной из проблем современного общего образования является функциональная безграмотность, то есть человек, формально окончивший учебное заведение, фактически не обладает должным уровнем знаний, умений и навыков, достижение которого предполагается курсом проведенного обучения.

Важным этапом развития мировой школы является внедрение в процесс обучения и воспитания технических средств, возникших в результате научно-технического прогресса общества. Первыми такими средствами были магнитофон, телевизор, различные механические устройства. Следующим шагом было появление в школе компьютера, который служил не только многофункциональным средством обучения, но и «помощником» в осуществлении организации и контроля различных сфер деятельности школы.

Стремительное развитие средств массовой информации (СМИ) породило даже особое название – параллельная школа. Педагоги всего мира обращают внимание на необходимость контроля доступа детей к различным СМИ с учетом их возрастных и психологических особенностей, так как параллельная школа может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.

Вопрос 50 Введение

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье в России ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них - погибают; 60% - сироты, достигшие трехлетнего возраста, - попадают в специнтернаты с диагнозом "дебильность" (только в 1994 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.