Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности




Методы оценки активов и обязательств.

Формирование резервов.

Выбор метода оценки материально-производственных запасов и готовой продукции 2.Способ оценки нематериальных активов.

Способ оценки нематериальных активов.

Выбор способа начисления амортизации основных средств.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.

В процессе аудиторской проверки учетной политики следует руководствоваться следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);

• приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Кроме того, необходимо проанализировать приказ об учетной политике организации, график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах, формы первичных документов, описание технологического процесса компьютерной обработки данных и др.

  1. Заключительный:

По результатам аудита учетной политики необходимо оценить выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности – с позиций их соответствия нормам действующего законодательства и с учетом специфики деятельности организации.

В заключение перечислим основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учетной политики:

• организацией применяется метод списания, который не отражен в учетной политике;

• учетная политика датирована текущим годом;

• у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике (график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах, и др.)

 

 

В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов).

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

· общего аудита;

· аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

· аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

· аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:

a. заявление;

b. заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;

c. заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);

d. свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);

e. копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;

f. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов и утверждается состав указанных комиссий.

Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Претенденты сдают квалификационные экзамены в соответствии с программами.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух типов и более, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

Министерство финансов Российской Федерации один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации.

При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Квалификационный аттестат также аннулируется в случаях, если:

· установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

· вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

· установлен факт несоблюдения требований по неразглашению аудиторской тайны, а также требований независимости;

· установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

· установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

· установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;

· аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное федеральным законом.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по причине его получения по подложным документам, разглашения аудиторской тайны, несоблюдения требований независимости, несоблюдения требований закона об аудиторской деятельности и аудиторских правил (стандартов), подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

 

5) Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Целями деятельности саморегулируемых организаций аудитор (СРО аудиторов) являются:

· Объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью.

· Повышение качества выполняемых аудиторских услуг.

· Информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.

Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов ставятся следующие основные задачи:

· Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

· Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.

· Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

 

6) Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

Права проверяемых экономических субъектов

1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для проведения аудита. При этом должны быть соблюдены установленные законодательством Российской Федерации сроки предоставления аудиторского заключения надлежащим пользователям.

2. Экономические субъекты, имеющие в своем составе структурные подразделения и филиалы, имеют право поручить проведение аудита бухгалтерской отчетности данных подразделений и филиалов разным аудиторским организациям. Взаимоотношения между аудиторской организацией, проверяющей сводную бухгалтерскую отчетность, и организациями, проверяющими подразделения и филиалы, регламентируются требованиями правила (стандарта) "Использование работы другой аудиторской организации".

3. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право получать от аудиторских организаций исчерпывающую информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность, а после ознакомления с письменной информацией (отчетом) аудитора и (или) аудиторским заключением также информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы этого отчета и (или) заключения.

4. Проверяемые экономические субъекты имеют право быть осведомленными о предполагаемом использовании аудиторскими организациями привлеченных сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) и отказаться от их участия с предоставлением аудиторским организациям мотивированных возражений в письменной форме.

5. Проверяемые экономические субъекты имеют право по своему усмотрению передавать копии своих документов аудиторским организациям, проводящим аудит.

6. Экономические субъекты, в отношении которых проводился аудит, не имеют права требовать от аудиторских организаций предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Экономические субъекты имеют право обращаться в государственные органы, лицензирующие отдельные виды аудиторской деятельности, а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических принципов аудита.

Обязанности проверяемых экономических субъектов

1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны заключать в случаях, непосредственно предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовым актами или международными договорами, договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту, не вправе предпринимать какие-либо действия в целях уклонения от проведения обязательной аудиторской проверки.

2. Проверяемые экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, а также предоставлять им всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.

3. Экономические субъекты обязаны предоставить по запросу проверяющих аудиторских организаций заключения и акты по результатам проверок, проведенных у них другими аудиторскими организациями и органами надзора.

4. Экономические субъекты обязаны не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

5. Экономические субъекты обязаны оперативно устранять в ходе аудиторской проверки выявленные аудиторскими организациями нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

6. Экономические субъекты обязаны своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций, осуществляющих аудит, в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы или рекомендации, изложенные в аудиторском заключении или в письменной информации (отчете) аудитора, не согласуются с точкой зрения руководства проверяемых экономических субъектов.

 

7) Права аудиторов:

1. Самостоятельно определять формы и методы аудита;

2. Проверять в полном объеме документацию связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица;

3. Получать у должностных лиц аудируемой организации разъяснения с устной и письменной форме;

4. Отказать от проведения аудита или от выражения своего мнения в следующих случаях:

- не предоставлении аудируемым лицом необходимой документации;

- выявлении в ходе аудиторской проверки обстоятельств, которые могут оказать существенное влияние на мнение аудиторов.

5. Осуществлять иные права предусмотренные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству.

Обязанности аудиторов:

1. Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

2. По требованию аудируемого лица предоставить необходимую информацию по требованиям законодательства касающихся аудиторских проверок;

3. В сроки установленные договором передать аудируемому лицу аудиторское заключение;

4. Обеспечивать сохранность документов полученных и составленных в ходе аудита.

 

8) Права аудиторских организаций:

1. Самостоятельно определять формы и методы аудита;

2. Проверять в полном объеме документацию связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица;

3. Получать у должностных лиц аудируемой организации разъяснения с устной и письменной форме;

4. Отказать от проведения аудита или от выражения своего мнения в следующих случаях:

- не предоставлении аудируемым лицом необходимой документации;

- выявлении в ходе аудиторской проверки обстоятельств, которые могут оказать существенное влияние на мнение аудиторов.

5. Осуществлять иные права предусмотренные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству.

Обязанности аудиторских организаций:

1. Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

2. По требованию аудируемого лица предоставить необходимую информацию по требованиям законодательства касающихся аудиторских проверок;

3. В сроки установленные договором передать аудируемому лицу аудиторское заключение;

4. Обеспечивать сохранность документов полученных и составленных в ходе аудита.

 

9) Виды ответственности аудиторов и аудиторской организации:

1. Экономическая – аудитор или аудиторская организация обязаны в полном объеме возместить ущерб нанесенный при проведении аудиторской проверки;

2. Административная – предусмотрена в случаях неоднократного оказания не квалифицированных аудиторских услуг (предписание со стороны Мин Фина аннулирование аттестата);

3. Уголовная – предусмотрена для аудиторов в том случае, если он использует свои полномочия во вред деятельности других лиц и для извлечения выгод и преимуществ для себя, предусмотрен штраф 500-800 МРОТ или лишение свободы до 3-х лет с последующим лишением права заниматься аудиторской деятельностью на срок до 3-х лет.

 

10) Аудиторские правила (стандарты) являются одним из инструментов регулирования предпринимательской деятельности. Стандарты аудита — это общие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

§ на федеральные правила (стандарты);

§ внутренние правила (стандарты), действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также в аудиторских организациях и у индивидуального аудитора, т.е. внутрифирменные правила (стандарты).

 

11) Существенность в аудите — это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

12) Аудиторский риск — объективно существующая вероятность допущения возможных неточностей и отклонений от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки. Оценка аудиторского риска — составная часть работы аудитора. Аудиторский риск является предметом страхования.

Требования к оценке аудиторского риска и его компонентов определены Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. В соответствии с этим стандартом аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск, а также разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Какое значение считается приемлемо низким, правило (стандарт) не определяет. Данный вопрос должен быть раскрыт во внутренних правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

В практике аудита приемлемым считается аудиторский риск — 5%. Это означает, что пять из 100 подписанных аудитором заключений содержат неверные сведения по спорным вопросам. Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность аудиторской организации.

 

13) Этапы проведения аудита:

1. Оферта;

2. Письмо-обязательство (акцепт) – документ направленный аудитором потенциальному клиенту и содержащий предложение о проведении аудиторской проверки;

3. Договор на оказание аудиторских услуг;

4. План (программа) аудита – отражает общую стратегию аудиторской проверки, описывает предполагаемый объем и порядок проведения.

Программа – более подробный документ отражающий детальные подходы к ожидаемому характеру, сроку проведения и объему аудиторских процедур.

5. Аудиторское заключение.

 

14) На этапах организации, планирования и осуществления аудита в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности оформляются следующие документы:

- общий план и программа аудита;

- письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита;

- рабочие документы аудитора.

Письмо о проведении аудита — это документ, направляемый аудитором клиенту и подписываемый руководством аудируемого лица при согласии с основными условиями задания по проведению аудита.

Договор на проведение аудита представляет собой соглашение, условие, заключаемое между двумя и более лицами, взаимное обязательство в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Письма о проведении аудита (договор на проведение аудита) для клиентов могут иметь особенности, а также разные форму и содержание, но, как правило, включают в себя:

- цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- объем аудита, в том числе ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

- информацию о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск необнаружения некоторых, в том числе существенных, искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- требование предоставления свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

- цену проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

 

15) Сопутствующие аудиту услуги:

1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование;

2. Налоговое консультирование;

3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;

4. Управленческое консультирование;

5. Правовое консультирование;

6. Автоматизация бухгалтерского учета;

7. Оценка стоимости имущества;

8. Разработка и анализ инвестиционных проектов;

9. Проведение научных исследований в области аудита;

10. Обучение специалистов в области аудита.

 

16) Аудиторская тайна - право аудируемого лица на неразглашение информации, полученной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе проведения аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг, установленное в ст. 8 Закона об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1. Хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги;

2. Обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами.

 

17) Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности ~ это проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена с выдачей кандидатам, успешно его сдавшим, документа - квалификационного аттестата аудитора. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока его действия. Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудиторов утверждаются органами, проводящими аттестацию.

К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие изложенным в ст. 15 Закона об аудите требованиям. В частности, претенденты должны иметь высшее экономическое либо юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях (имеющих государственную аккредитацию) или в образовательном учреждении иностранного государства (при наличии свидетельства об эквивалентности подтверждающего образование документа российскому документу государственного образца); стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Дополнительные требования к претендентам могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом.

Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора. Аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Лицо, не прошедшее аттестацию, может обжаловать отказ квалификационной комиссии в выдаче аттестата в суде в месячный срок с момента уведомления о подобном решении.

Квалификационный аттестат подтверждает соответствие профессиональных навыков будущего аудитора требованиям, изложенным в нормативных актах и предъявляемым квалификационной комиссией, в целях обеспечения в дальнейшем квалифицированного проведения аудита. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации утвержденным в установленном порядке.

 

18) Министерство финансов Российской Федерации один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации.

При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Квалификационный аттестат также аннулируется в случаях, если:

· установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

· вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

· установлен факт несоблюдения требований по неразглашению аудиторской тайны, а также требований независимости;

· установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

· установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

· установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;

· аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное федеральным законом.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по причине его получения по подложным документам, разглашения аудиторской тайны, несоблюдения требований независимости, несоблюдения требований закона об аудиторской деятельности и аудиторских правил (стандартов), подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

 

19) Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), учреждения и т.д. При этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения аудиторской проверки.

Основными критериями выбора аудиторской фирмы являются:

- рекомендации деловых партнеров, вышестоящих организаций, реклама;

- наличие лицензии;

- опыт работы фирмы на рынке аудиторских услуг;

- ответственность фирмы и гарантии качества аудита;

- уровень цен на предоставляемые услуги;

- сроки исполнения работ.

Выбрав аудиторскую фирму, заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет ей официальное именное письмо-предложение о проведении аудита.

В письме должно быть указано полное наименование предприятия, его основные характеристики (дата и номер государственной регистрации, состав учредителей и участников, юридический и фактический адреса, размер уставного капитала, виды деятельности и др.). Согласно ст. 435 ГК РФ такое официальное предложение называется офертой.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с адресатом (аудиторской фирмой или аудитором) с момента ее получения адресатом.

Аудитор, рассмотрев полученное предложение, направляет экономическому субъекту письмо о проведении аудита до заключения договора для документального подтверждения согласия на проведение аудита и разъяснения его условий. Для разовых соглашений между аудитором и экономическим субъектом письмо-обязательство является офертой.

Письменное подтверждение экономическим субъектом своего согласия на условия письма о проведении аудита является акцептом.

В случае, если потенциальный клиент в самый последний момент передумал заключать договор на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой (аудитором), он направляет аудиторской фирме (аудитору) извещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве оферты поступило раньше или одновременно с самой офертой, оферта считается аудиторской фирмой (аудитором) не полученной.

 

20) В связи с расширением круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку и представлять аудиторские заключения собранию акционеров, пайщиков и т.п., у аудиторских фирм одновременно растет число клиентов по другим вопросам деятельности. Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования.

Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом, то есть с выбора клиентов. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы между аудиторскими фирмами важнейшим аспектом контроля качества деятельности аудиторской фирмы является система подбора новых клиентов, а также политика фирмы в отношении имеющихся клиентов. Аудиторские фирмы не обязаны сотрудничать с нежелательными клиентами и продолжать обслуживание клиентов, взаимоотношения с которыми стали почему-то нежелательными.

Клиентов аудиторской фирмы можно условно разделить на несколько типов в зависимости от взаимоотношений «клиент-аудитор» в ходе аудиторской проверки:

формально-официальный: клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки;

неформальный: клиенты устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет некоторые функции внутреннего аудита и оказывает ряд сопутствующих услуг (консультации, анализ и т.п.).

Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

К числу основных процедур отбора клиентов относятся:

- оценка характера отрасли;

- определение цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

- выяснение особенностей руководителей;

- предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка причины смены или смен аудиторов;

- знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;

- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента:

- получение рекомендаций (от различных организаций, профессионалов и т.д.);

- экспресс-анализ отчетности;

- предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, текущими и предстоящими проблемами клиента;

- оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы (с учетом наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.).

На стадии предварительного планирования с руководством экономического субъекта должны быть обсуждены и согласованы также соответствующие организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы и оплатой указанных услуг.

Большой осторожности требует проверка тех организаций, у которых сложилась сомнительная репутация. Поэтому, прежде чем заключить договор с такими организациями о проведении аудита, необходимо выяснить, кто их руководитель, учредители, уровень квалификации учетно-финансовых работников организации, каковы результаты предыдущих проверок в данной организации (если это возможно), получить сведения о формах и методах организации управления, учета, оценить эффективность системы внутрихозяйственного контроля и др. Только в результате предварительного изучения экономического субъекта можно определить примерный объем и трудоемкость предстоящих работ, а также продолжительность аудита. В соответствии с объемом работы, ее сложностью и продолжительностью определяется стоимость аудита.

Получив письмо-предложение о проведении аудита, аудитор (аудиторская фирма) должен также проверить и соблюдение принципа независимости, закрепленного в настоящее время ст. 12 Закона «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская проверка не может проводиться:

1) аудиторами, являющимися:

учредителями;

собственниками или акционерами;

руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

2) аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся:

их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;

их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю аудиторской фирмы, а также аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является:

учредителем;

собственником или акционером;

3) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности.

Если перечисленные обстоятельства будут выяснены после заключения договора на проверку или выдачи поручения, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

При умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с заключением договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с данным клиентом. На принятие этого решения влияют несколько факторов. Во-первых, аудиторская организация должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита. Во-вторых, аудитор должен оценить субъективные факторы, влияющие на его желания работать с клиентом: репутация клиента, платежеспособность и т.д. В-третьих, аудитор должен оценить наличие в своей организации необходимых кадров.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

 

21) Оценка стоимости аудируемых услуг:

1. Аккордная оплата – сумма оплаты заранее определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала;

2. Повременная оплата – базируется на оценке стоимости одного часа работы аудитора;

3. Сдельная оплата – расчет производиться исходя из определения стоимости одной операции выполняемой аудитором или стоимости одного показателя в отчетности (применяется как правило при восстановлении бухгалтерского учета);

4. Комбинированная оплата.

 

22) Аудиторская выборка — это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций.

Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Процесс проведения выборочного аудита состоит из следующих этапов:

1. Определение метода отбора;

2. Нахождение объема и получения выборки;

3. Выполнение аудиторских процедур по отношению к отобранным элементам выборки;

4. Анализ полученных результатов и распространение их на генеральную совокупность.

Генеральная совокупность представляет собой полную совокупность документов или хозяйственных операций, которые проверяет аудитор посредством выборки и изучения выборочной совокупности для того, чтобы в дальнейшем формировать заключения.

 

23) Аудиторские доказательства — это информация, на основе которой составляется аудиторское заключение и делается вывод о бухгалтерской отчетности предприятия.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства - это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства - это информация, полученная от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

Смешанные аудиторские доказательства - это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.

По степени ценности и достоверности для аудиторской организации эти виды доказательств располагаются следующим образом: внешние доказательства, затем смешанные и внутренние доказательства.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

1. Внешние (от 3-х лиц) и внутренние (в самой организации);

2. Визуальные;

3. Документальные;

4. Устные.

 

24) Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чеголибо. В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности.

1. Методы фактического контроля (органолептические методы).
К этой группе методов относятся: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки.

2. Документальные методы. Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.