КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Манипулятивное воздействие направлено на все функции лич-
ностного сознания – мышление, чувство, воображение, внимание, па- мять. Мышление подвергается «искусственной шизофрении». Шизоф- рения (от греческих слов «шизо» – расщепляю и «френ» – рассудок) – это расщепление сознания, когда утрачивается связанность мышления, способность критически сопоставлять поступающие сообщения и де- лать логические выводы. Оказалось, что рациональное мышление ин- теллигенции скорее становится жертвой манипуляции, чем «рабоче- крестьянское» мышление, включающее традиционные стереотипы здравого смысла. Примером «искусственной шизофрении» является афера, осуществленная компанией «МММ». Исследователи установи- ли, что 60% пострадавших вкладчиков понимали, что невозможно обеспечить такую прибыль, которую обещала «МММ», но все-таки доверчиво отдавали свои деньги предприимчивым дельцам. По соци- альному составу подавляющее большинство обманутых – представи- тели научно-технической интеллигенции, а рабочих всего 6%. Чувства – первоочередной объект манипуляции, поскольку они более подвиж- ны и податливы, чем другие функции сознания. Особенно легко воз- буждаются страх, зависть, ненависть, самодовольство, а также жа- лость и сочувствие к беззащитному. Воображение используется в коммерческой и политической рекламе для того, чтобы исказить ценностные ориентации человека желательным для манипулятора образом, заставить людей «захотеть то, чего они не хотят». Для этого в воображение внедряются привле- кательные и красочные образы, которые кажутся доступными, зову- щими, жизненно необходимыми. В итоге в большинстве случаев дос- тигается запрограммированное поведение. Манипуляция вниманием заключается в том, чтобы переклю- чить его с одного предмета на другой. Таким образом затушевывается, уводится в тень тот предмет, который манипулятор желает спрятать от взоров общества, избежать его внимательного рассмотрения. Экспе- рименты показали, что если во время словесного или визуального со- общения использовать отвлекающие внимание средства, такие, как музыка, шум, видеоряд, то сила внушения этого сообщения увеличи- вается. При манипулировании память нужно, с одной стороны, загру- зить желательными для манипулятора смыслами, а с другой стороны, - разгрузить от смыслов, защищающих человека от внушения [2. C. 76-78]. Эффективным средством манипуляции общественным сознани- ем являются социальные мифы, которые в индустриальном обществе целенаправленно фабрикуются и распространяются СМИ. В отличие от классических мифов, современный социальный миф политизиро- ван. Его задача – в простой и наглядной форме дать ориентиры, спо- собные мобилизовать волю и эмоциональную энергию зрителей. Сила воздействия мифа в том, что он, используя нравственные и эстетиче- ские смыслы, предъявляет сюжеты чудодейственного преобразовыва- ния социальной реальности в прекрасную или ужасную иллюзию. Та-
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |