Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления образованием




Структура и принципы системы образования Российской Федерации

 

Термин «структура» означает совокупность устойчивых связей и отношений между частями целого. Организационная структура управления – это совокупность органов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций.

Принимая за основу определение понятия «система образования», данное в Законе РФ «Об образовании» в виде совокупности трех компонентов, рассмотрим каждый из них, а именно:

– преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

– сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно‑правовых форм, типов и видов;

– органы управления образованием и подведомственные учреждения и организации.

Последний из указанных составляющих мы раскроем в следующем параграфе.

Преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности. Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования (т. е. то, чему учат) определенных уровня и направленности. Для объективной оценки уровня образования используются государственные образовательные стандарты, устанавливаемые в порядке, определенном федеральным законом. Следует знать, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования и отсутствие в ней так называемых тупиковых образовательных ветвей.

Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относят программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Например, по данным программам в общеобразовательных учреждениях школьники изучают такие учебные предметы, как физика, математика, русский язык, литература и т. д.

К профессиональным программам относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Например, в вузе по соответствующим программам идет изучение студентами таких дисциплин, как философия, общая физика, педагогика и пр.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ГОС).

Государственный образовательный стандарт – основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Являясь основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, ГОСТы устанавливаются федеральным законом, разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Они включают в себя федеральный и национально‑региональный компоненты. Федеральные компоненты ГОСТов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, действующие на всей территории России, в то же время национально‑региональные компоненты ГОСТов определяют содержание образования, отражающее национальную или региональную специфику и действующее только на территории конкретного субъекта РФ. Например, география России, зарубежных стран как предмет входит в федеральный компонент, а география Республики Татарстан входит в национальный компонент ГОСТов и изучается во всех школах, расположенных на территории данного субъекта РФ.

Для обучающихся с отклонениями в развитии устанавливается специальный государственный образовательный стандарт.

Государственный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) – базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего профессионального образования и призванный обеспечить необходимое качество обучения, сохранение единого образовательного пространства России. Он включает в себя: общие требования к системе высшего образования, его структуре; общие требования к основным образовательным программам и условия их реализации; другие нормы и требования в сфере высшего образования; классификатор направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка в высших учебных заведениях; государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому из направлений и специальностям соответствующего профиля. ГОС ВПО предусматривает различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы, дополнившие традиционную российскую систему подготовки специалистов новыми профессиональными образовательными программами подготовки бакалавров и магистров.

России необходимо новое качество образования с постоянным повышением образовательного уровня населения, с сохранением лучших традиций отечественного образования, достигнутых успехов в математической, проектно‑конструк‑торской, технологической, исследовательской подготовке специалистов. Это качество требует, по мнению многих ученых, перехода России к всеобщему высшему образованию.

Сеть образовательных учреждений. Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательными учреждениями являются такие, в которых:

– осуществляется образовательный процесс;

– реализуется одна или несколько образовательных программ;

– обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Общеобразовательное учреждение (далее – ОУ) является юридическим лицом и может быть по организационно‑правовым формам государственным, муниципальным, негосударственным.

Государственный статус ОУ, т. е. его тип, вид и категория, устанавливается при его государственной аккредитации.

Одним из основных документов, определяющих порядок функционирования ОУ, является его устав, в котором, в частности, должны содержаться такие позиции, как наименование, местонахождение, статус ОУ, кто является учредителем; организационно‑правовая форма ОУ; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса и др.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения профессионального (начального, среднего, высшего и послевузовского) образования;

4) учреждения дополнительного образования детей и взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные учреждения (ясли, детские сады) создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В них предусматривается: сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе.

В современной России созданы различные типы государственных и муниципальных учебных заведений, дающих общее среднее образование: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов и др. Они отличаются своими концепциями обучения и развития, своеобразием построения учебных планов и программ, спецификой организации воспитательного процесса и т. д. Кроме того, созданы первые государственные школы, которые финансируются общественными организациями, частными лицами. Они существуют как одна из возможностей получения образования и гаранта свободы личности в реализации права на образование.

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование включает три ступени, которые соответствуют уровням образовательных программ, о которых мы говорили выше.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.

Основная школа призвана закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования или включения в трудовую деятельность на благо общества. Для более глубокого усвоения основ наук, помимо обязательных предметов, охватывающих 75–80 % учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведения различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы обучающихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации в школе вводятся один или несколько профилей обучения (гуманитарный, физико‑математический, химико‑биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.).

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования может быть реализован в пределах образовательных программ начального или среднего профессионального образования в соответствующих учебных заведениях.

В целях обеспечения взаимосвязи разных ступеней образовательного процесса, создания прочных основ профессиональной ориентации и осмысленного выбора будущей профессии общеобразовательное учреждение может быть преобразовано в школу нового типа (гимназию, лицей, многопрофильную школу и др.).

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляя гражданам возможность повышения уровня образования.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно‑производственных мастерских, учебных участках (цехах), в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально‑технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в ОУ среднего профессионального образования (техникумах, колледжах) или на первой ступени вуза.

Высшее профессиональнее образование (ВПО) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

ВПО ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России оно может быть получено в высших учебных заведениях (гуманитарных, педагогических, медицинских, технических институтах и университетах). За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Как сказал академик Д.С. Лихачев: «Университет – будь он для химиков, физиков, математиков, юристов – учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное».

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование – это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Напомним, что аспирант – это человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а докторант – человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования взрослых является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Дополнительное образование реализуется по соответствующим программам:

– в общеобразовательных учреждениях и ОУ профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

– в ОУ дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

– посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные): школы для слабовидящих, глухих воспитанников, а также для воспитанников, имеющих отклонения в развитии, обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию обучающихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого‑медико‑педагогической комиссии.

Учреждения для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома, – решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей от трех до семи лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от семи до восемнадцати лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно‑лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико‑социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

Сегодня непрерывное образование рассматривается как система, а не как очередное звено в образовательной траектории личности. Вместе с рыночными отношениями в наше общество пришла безработица, которую можно сократить именно с помощью развитой системы непрерывного образования. По данным статистики, более 40 % выпускников вузов не работают по полученной специальности. Данное положение может исправить система непрерывного образования, предоставляющая широкий спектр различных путей совершенствования имеющейся профессии.

По состоянию на 01.01.2004 сеть государственных федеральных организаций системы образования, подведомственных Министерству образования и науки России, включает более 4 тыс. организаций, в том числе: учреждений высшего профессионального образования – 335, учреждений среднего профессионального образования – 616, учреждений начального профессионального образования – 2767, научно‑исследовательских организаций – 158, учреждений дополнительного профессионального образования – 63, федеральных государственных унитарных предприятий – 88.

В целом сеть федеральных государственных образовательных организаций выполняет задачу обеспечения прав граждан на образование, предусмотренных ст. 43 Конституции РФ.

Принципы системы образования в Российской Федерации. Основой для построения и функционирования российской системы образования являются следующие принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации.

Гуманистический характер образования основывается на принципах гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Реализация этого принципа предполагает субъект‑субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого обучающийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения. Кроме того, предполагается утверждение таких общечеловеческих ценностей, как Жизнь, Добро, Истина, Красота, создание в учебном заведении условий нормальной жизнедеятельности обучающегося, привитие ребенку с ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, к народу.

Единство федерального культурного и образовательного пространства предполагает через реализацию государственных образовательных стандартов защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно‑исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания.

Светскийхарактер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей норме ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства.

Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Права человека и его обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового воспитания в школе.

Государственно‑общественный характер управления образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Он проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – Совета учебного заведения.

Автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.

 

 

Управление образованием является одним из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально‑экономическом отношении период, каким является конец XX – начало XXI в.

В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

– обеспечение конституционных прав граждан на образование;

– интеграция высшего образования и науки;

– вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;

– обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;

– ориентация на обеспечение прогресса в экономике;

– содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

Управление образованием в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления:

– федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации);

– федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере образования, научной, научно‑технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В последнее время при Минобрнауки России созданы два органа федерального уровня: Служба по надзору в сфере образования и науки и Агентство по образованию, основным назначением которых является обеспечение деятельности по определенным, зафиксированным в соответствующих документах (положениях) направлениям. Например, Федеральная служба осуществляет, кроме других функций, контроль за исполнением законодательства РФ в области образования.

На субъектном уровне управления образованием функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ. В 89 субъектах РФ созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т. д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ «Об образовании» отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и пр.

Характеризуя основные направления развития управления образовательными системами различного уровня, необходимо отметить, что произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

– повышение уровня автономности;

– появление возможности формулировать свою миссию, стратегию; переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;

– высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

– развитие плюрализма мнений;

– привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

– получение дополнительных источников финансирования;

– изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно‑методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента будет содействовать процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.