Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация. 3 страница




Ступени и ход обучения. Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу. Цветок не должен разрывать своей чашечки, говорил он, подчеркивая мысль о том, что обучение должно представить картины мира в сознании учащегося как единое целое.
Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.
Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента (углубление и осознание) могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.
Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод.
Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизовать внимание. В дидактическом — изложение учителем нового материала, применение наглядности.
Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимися уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни и т. д. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.
Третья ступень — система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию». В области дидактики это формулировка выводов, правил, определений.
Четвертая ступень — метод—это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это различного рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.
Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Но они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.
Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока. Научная педагогика отвергает подобное решение вопроса и считает, что ход урока определяется рядом обстоятельств, как-то: возрастом и уровнем развития учащихся, спецификой учебного материала, дидактической задачей данного урока и др.

Нравственное воспитание. Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина — это и условие, и результат воспитания.
Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.
В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.
Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую».
К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:
1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
2. Определять воспитанника, т. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
3. Устанавливать четкие правила поведения.
4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т. е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.
В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательные наказания в отличие от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.
Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитанию предстоит ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети имели возможность проявлять свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми мерами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающих детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считал, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории.
Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. После разгрома революции 1848 года западноевропейская буржуазия, предавшая трудящиеся массы, заинтересовалась его теорией, утверждавшей непоколебимость установившегося порядка. Идеи Гербарта стали пользоваться большой популярностью в Германии, России, во многих странах Западной Европы. Появился спрос на них и в Америке.

22 Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитанияподрастающего поколения, Дистервег (1790-1866) пытался найти основные принципывоспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своейдеятельности каждый учитель. Принцип природосообразности. Природосообразность воспитанияпредполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенкауровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которыхследует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихсяконкретного возраста; преодоление противоречий, характерных для данноговозраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем видедеятельности; построение возрастно-психологической диагностики и коррекцииповедения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.[5] Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное иобразовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следоватьприроде человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенностиребенка. [1;238] «Развитие — всеобщий признак, основной закон жизни, каквообще свободное развитие — лозунг нашего времени. Всякая тварь, человек,народ, могущие развиваться без помехи - счастливы, свободны. По мере силсодействовать всеобщему развитию — вот обязанность каждого отдельногочеловека» - говорит Дистервег. Также он подчёркивал, что, только знаяпсихологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитиедетей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци,Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которымсвойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки,чтобы они могли самодеятельно развиваться. «Без возбуждения не может бытьразвития.. Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспитания являетсятеорией возбуждения» [4;748] Подобно Руссо и Песталоцци, Дистервегиспользовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбыпротив феодальной педагогики. В противоположность схоластическойпедагогике, игнорировавшей природные возможности, склонности и интересыдетей, он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественныесилы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммойопределенных способностей, которые при правильно организованном воспитанииразвиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенкане заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии,предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения напрактике. Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностейдетей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованиемодновременного изучения этого процесса. В работе «Принцип современнойпедагогики» он писал: «Ничто не совершается против природы вещей, то жесамое в мире детей. Поэтому современная педагогика старается понять законыестественного развития ребенка, чтобы помогать этому развитию с самогоначала, пусть даже эта помощь будет состоять только в устранениипрепятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из головы, можетбыть понята только эмпирическим, а не спекулятивным путем, то стремящаяся кразумности педагогика обращается к опыту и наблюдению, к людям, которыепоказали себя в этом деле мастерами» Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, разумноевоспитание детей должно строиться на основе знания законов естественногоразвития ребенка. Изучение этих законов — задача детской психологии,которой он придавал очень большое значение. Психологию он даже называл«основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время онаеще не была подлинной наукой и делала лишь свои первые шаги. На основеизучения психологических особенностей детей и подростков [7;65] 2. Принцип культуросообразности означает организациюучебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутреннейи общественной культуры. Он писал, что «... в воспитании необходимопринимать во внимание условия места и времени, в которых родился человекили предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком ивсеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейсяродиной ученика». [4;748] Считая, что учитель и воспитатель всегда должныпринимать во внимание потребности своего времени, своего народа, Дистервегуказывал на очень большое значение преподавания отечественной истории игеографии, родного языка и родной литературы. Однако к правильномупониманию общественного характера воспитания он прийти не мог.Идеалистически представляя себе взаимоотношение между человеком иобществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется природными,внутренними качествами, присущими ему от рождения. Поэтому-то и принципкультуросообразности подчинен у него принципу природосообразности. Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег изложил встатье «О культуре и культуросообразном воспитании», в которой делилкультуру на три большие области: культура внешняя, культура внутренняя икультура общественная. К внешней культуре он относил способы удовлетворенияфизических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы егонравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, егопознавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественнаякультура включает в себя господство человека над силами природы и все формыего общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Такимобразом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как быпромежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обучение, по егомысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оностроится с учетом данных внешней, внутренней и общественной культуры.[7;67] 3. Принцип самодеятельности Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу, Дистервегсчитал важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значитбыть самодеятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие и образованиени одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает кним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получитьтолько возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременнорезультат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел иконечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждениесамодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижениемего формального развития и воспитания». [2;249] Положение Дистервега о том, что «...ум наполнить ничем нельзя. Ондолжен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать», актуально и внаши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цельвсякого воспитания - воспитание самостоятельности посредствомсамодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность,свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, оразвитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться. Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинаетпроявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу посамообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этогосамообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитииприродных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик,техник или музыкант, — это уже дело не учителя. Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному,самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризмуфеодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитиесамостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должнавести к сознательной деятельности в жизни. В «Руководстве для немецких учителей» Дистервег писал: «Собственночеловеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое,свободное, оригинальное исходит из этой самодеятельности... Воспитаниепростирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; тольконастолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими,так и его самообразование. Главной заботой воспитателя, следовательно,должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднеесделаться господином, руководителем своей жизни» Требования к учителю:1.Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии суровнем развития и законами развития ученика. 2.Задерживайся, главным образом, на изучении основ. 3.При обосновании производных положений возвращайся почаще кпервоначальным основным понятиям и выводи первые из последних. 4.Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшиезаконченные части. 5.Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материалаи, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные,чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, вполной мере. 6.Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где тольковозможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялосьпредыдущее. 7.Связывай родственные по содержанию предметы. 8.Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот. 9.Считайся при выборе метода обучения с природой предмета. 10.Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий,общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне. 11.Выводи последующие положения не посредством общих действий, норазвивай их из природы предмета. 12.Содержание обучения должно соответствовать уровню современнойнауки.

23 Светские учебные заведения стали создаваться в России во второй половине XVII века. Так, в 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики получали жалование и находились в полном подчинении приказа. А в 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.

В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Начались планомерные занятия по математике, артиллерии. Теория подкреплялась практической службой кадетов и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности.

Царь Петр I являлся командиром Преображенского полка и принимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подразделения. Он сам следил за ходом преподавания наук в роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено капитану Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра I от 31 октября 1701 г. в эту роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты люди всех чинов.

В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали детей дьяков, бояр в возрасте от 12 до 20 лет. Численность школы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”.

Для преподавания в школе из Англии был приглашен профессор А.Д.Фарварсон, который после стал ее директором. Также занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Учащиеся первоначально изучали русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).

Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр I внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.

В 1715 г. была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге. Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии.

Руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую утвердил Петр I.

В Морской академии была установлена жесткая воинская дисциплина, которая насаждалась строгими мерами воздействия, вплоть до телесных наказаний нарушителей. За неявку в академию после отпуска предусматривались каторжные работы, а за побег смертная казнь (приговоры практически не исполнялись). В Морской академии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.

Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских детей при 49 полках русской армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось 50 человек.

Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили “грамоте и цифири”. Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.

Важную инициативу проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей. Петр I обрадовался такому начинанию и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.

Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

Деятельность Петра в области просвещения являет собой главную задачу учебным заведениям: подготовка слуг для царя и Отечества. Это относилось, начиная от школьной математики и навигационных наук (1761), Академия наук с гимназией и университетом

В эпоху Петра широко культивировались европейские формы досуга, ансамбли, балы, маскарады. Открывается Московское благородное двор. Собрание. Возникают дворянские клубы, салоны. Сословная принадлежность отразилась на проведении досуга людей. Различные досуговые формы развлечения использует дворянской, но по прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Широка панорама развлечений мещан (театры, библиотеки, музеи). Реформы коснулись и социального призрение: 1) Благотворительные учреждения. 2) созд. Новые административные государственные органы. 3) для регулирования соц. Прав. 4) Наблюдается рост образованности высшего сословия. 5) Уменьшение числа грамотно низкого сословия.

24 Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы.
Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году - «Российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.
Ломоносов принял самое активное участие в создании Московского университета. Ломоносов доказывал, что новый центр науки необходимо организовать в Москве, которая и после основания Петербурга продолжала оставаться экономическим, культурным и общественным центром русской жизни. В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был открыт в Москве университет в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. В отличие от западноевропейских университетов он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском факультете должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в состав философского факультета входили историко-филологические кафедры. Московский университет стал центром светского образования.
Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями, М. В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и т.д.).
При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и вторая - для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в университете не осуществились.
В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка.
На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к поступлению в университет. В течение 30 лет Московский университет обеспечивал эту гимназию преподавателями, учебниками, учебными пособиями и оборудованием. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский университет, в который позднее поступил В. И. Ленин.
Велика заслуга М. В. Ломоносова в создании Московского университета и университетской гимназии, оставивших глубокий след в истории развития науки, просвещения и культуры в России.
При Московском университете работала школа известного русского архитектора Казакова, ставившая своей задачей подготовку зодчих и строителей из «природных россиян». Другой крупнейший русский архитектор, Баженов, сам окончивший Московский университет, тоже открыл школу, в которой обучались талантливые разночинцы и вольноотпущенники из крепостных. Огромный вклад в дело русского просвещения в XVIII веке сделан профессорами и преподавателями Московского университета и гимназии. Например, профессора Аничков, Барсов, Двигубский и другие создавали учебники, воспитанниками московской гимназии и университета были профессора Афонин, Карамышев (защитившие диссертации у знаменитого естествоиспытателя К. Линнея), профессора Перевощиков и Десницкий (защитившие диссертации у Адама Смита), писатели-просветители Фонвизин и Новиков и многие другие виднейшие деятели отечественной науки и просвещения.
Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы. Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ учения подготовляющегося к университету».
В 1779 году при университете была открыта первая учительская семинария в России, которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а также для пансионов.
При университете на протяжении второй половины XVIII века работало много различных литературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного обучения играло «Типографическое общество», в котором большую роль сыграл видный писатель-сатирик и просветитель - педагог Н. И. Новиков. Общество собирало пожертвования на организацию книжных лавок, местных типографий и библиотек в провинциальных городах, а также издавало много учебной литературы для школ и домашнего обучения.
В деятельности типографии при Московском университете и литературных обществ большое место занимали переводы лучших зарубежных педагогических трудов. Так, был переведен на русский язык учебник Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» и другие его произведения, трактат Локка «Мысли о воспитании», книга Руссо «Эмиль, или О воспитании» (последняя была запрещена Екатериной II к продаже).
После крестьянской войны под водительством Пугачева правительство закрыло все общества Московского университета, некоторые деятели этих обществ были арестованы, заключены в крепость, а затем сосланы. Несмотря на все гонения, Московский университет и его прогрессивные деятели продолжали оказывать влияние на развитие культуры, просвещения, школы и педагогической мысли России.

26 Педагогическая деятельность И. И. Бецкого. Во второй половине XVIII века жестокая эксплуатация помещиками крепостных крестьян была доведена до крайних пределов. Усилилась классовая борьба между крестьянами и помещиками, вспыхнула грозная крестьянская война.
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых лицемерно приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704-1795), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.
И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных, учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.
Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.
Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру - воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь - будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественные преобразования, но с обязательным сохранением в неприкосновенности крепостнического строя.
Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью.
Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского дома» говорилось по этому поводу: «Единажды навсегда ввести закон и строго утверждать - никогда и ни за что не бить детей».
Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения - Института благородных девиц (Смольный институт). Однако во взглядах Бецкого отчетливо выступает печать классовой, дворянской ограниченности: в его требовании «вкоренить» в сердца детей «страх божий», в иллюзорной вере, что посредством воспитания можно улучшить крепостнический строй, в стремлении изолировать детей от окружающей действительности и организовать сословную систему воспитания, в которой каждому сословию доступны только определенные школы, а крепостные люди лишены возможности учиться




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.