КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гимназии 2 страница
Яснополянская школа Л. Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого 90—900-х годов. Вопрос о содержании обучения в народной школе Л. Н. Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени — чтение, письмо, арифметика, закон божий. 33 В конце XIX - начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингент учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной областью реформирования стала частная школа. Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: "Русская школа", "Вестник воспитания", "Образование" и др. Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность. Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем. Появляется значительное число новой литературы по вопросам педагогики: труды В.П. Вахтерова, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и многих других ученых. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы. Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России. Школа и педагогика России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907 и 1917 гг., русско-японская война, первая мировая война). Это наложило глубокий отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования. В нее входили сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одноклассные и двухклассные церковноприходские школы, а также школы различных ведомств. В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Увеличивается количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5-6-летних городских училищ. Растет число начальных школ и обучавшихся в них детей. Если в 1909 г. количество учеников и начальных училищ при Министерстве просвещения составляло 50 тыс. и 4 млн., то в 1913 г. эти показатели выросли до 63,4 тыс. и 5,2 млн., т. е. на 27 и 30 %. В 1911 г. общее число начальных школ и учеников таких заведений составило около 100 тыс. и 6 млн. В 1914 г. контингент учащихся начальных школ вырос до 7 млн. Меняются приоритеты развития разных видов начальных школ. До середины 1890-х гг. сеть церковно-приходских школ расширялась быстрее, чем сеть других начальных учебных заведений. В дальнейшем картина меняется. Рост числа земских и городских начальных школ превысил темпы роста числа церковно-приходских школ. В результате в 1906 г. насчитывалось до 48 тыс. земских и городских начальных школ и около 43 тыс. церковно-приходских школ. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. К 1911 г. число церковно-приходских школ сократилось до 40 тыс. Сеть земских школ, наоборот, продолжала расти. В 1917 г. Временное правительство приняло постановление об окончательном упразднении церковно-приходских школ. Увеличивается число начальных школ с более длительным сроком обучения по сравнению с 3-4-х годичными заведениям начального обучения. Растет число двухклассных начальных училищ с 5-6-летним курсом (впрочем, их было очень мало: в 1911 г. - лишь около 1,8 тыс.). В 1912 г. появились высшие начальные училища с 4-го-дичным курсом обучения (после 3-4-летней элементарной школы). Прежние городские училища (созданы по положению 1872 г.) были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 г. 1,5 тыс. Подавляющее число начальных школ (около двух третей) однако были учебными заведениями с 3-летним курсом обучения. Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ. Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890-1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897-1902 гг. - 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения (Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие фребелевские курсы в Киеве и Петербурге). Постепенно улучшались материальное положение и методическая база начального образования, особенно в промышленно развитых уездах. Например, в половине обследованных в 1911 г. уездов имелись музеи наглядных пособий. Повсеместно устраивались учительские библиотеки, летние курсы, конференции. Ученики некоторых школ совершали учебные экскурсии; организовывались поездки учителей в различные регионы России. Застрельщиками новой организации начального обучения выступили частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: "Дом свободного ребенка"(1906-1909), "Сеттльмент" (1907-1908), "Детский труд и отдых" (1909-1918). "Дом свободного ребенка" был создан в Москве по инициативе К.Н. Вентцеля. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В "Доме свободного ребенка" старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания. курсы в Киеве Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание. Вначале работа шла без заранее составленных программ. Затем, однако, руководители "Дома..." сочли необходимым планировать занятия. Совместная деятельность детей, родителей, и воспитателей рассматривалась как магистральное направление учебно-воспитательного процесса. В ходу были собрания детей, коллективный труд воспитанников в мастерской, совместные дежурства и пр. Во главе учреждения стояла команда из педагогов и родителей. Важнейшие вопросы жизни "Дома..." решались на общем собрании педагогов и родителей учащихся. "Сеттльмент" был просветительно-воспитательным учреждением, созданным в Москве А. У. Зеленко и С.Т.Шацким. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе. "Сетльмент" был возрожден С.Т. Шацким под новым названием "Детский труд и отдых". В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось связям обучения и воспитания с окружающим социокультурным окружением. Была создана сквозная система воспитания - от воспитания детей дошкольного возраста до воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда. Педагоги стремились учитывать возрастные и индивидуальные запросы детей и подростков. Несмотря на положительные изменения в начальном образовании, значительная часть населения России на рубеже XIX-XX вв. оставалась неграмотной (27 %). По данным земской статистики на 1906 г., при сохранении темпов роста сети элементарных школ для достижения всеобщего начального обучения в центральной России потребовалось бы не менее 120 лет. На протяжении периода с конца XIX в. - начала XX в. происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908-1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличилось с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков. Понятие «познавательный интерес» П.Ф. Каптерев рассматривал как переход процесса познания в саморазвитие ученика, а В.П. Вахтеров - как прямое стремление ребенка к развитию. На становление педагогических взглядов П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова по данному вопросу оказало значительное влияние наследие отечественной и зарубежной педагогики, особенно теории и концепции XVII - XIX веков. Именно в этот период активно формировались прогрессивные педагогические взгляды о важности развития познавательных интересов учащихся в образовании. Ученые находили аналогии в дидактических, методических и организационных нововведениях педагогики, довольно часто обращаясь к ним в своих теоретических работах. Благодаря глубокой теоретической ассимиляции они выявили механизмы развития познавательных интересов учащихся. Наше исследование выявило тот важный факт, что теории П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова основаны не просто на центрации личности ребёнка, а на непосредственном вовлечении его в осознанную познавательную активность, цель которой заключается в более естественной организации приобретения знаний. Организованное таким образом обучение активизирует ребенка, вызывает у него чувство удовлетворения собственной деятельностью, придает ей значимость собственного участия и побуждает к творческому решению поставленных на уроке задач. Данный вывод сделан нами на основании сравнения взглядов ученых, представленных в следующей таблице. 34 Женское образование, возникло как самостоят, отрасль образования в связи с неравноправным обществ, положением женщины. Утрачивает своё значение в условиях обретения женщинами всей полноты гражд. и полит, прав. В антич. мире (Греция, Рим) девочки воспитывались в семьях, обучаясь домашним работам, танцам, пению; в Спарте существовала обществ, система физич. воспитания девочек наравне с мальчиками. В ср. века начиная с 8 в. при жен. монастырях открывались школы, в к-рых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни. С 11 в. школы для девочек создавали мирские жен. братства (бегин-ки и др.). В 16 в. новые монашеские ордена (урсулинки, салезианки, "англ, девицы" и др.) выдвинули на первый план своей деятельности воспитание девочек. В 15 в. в Италии Витторино да Фелетре предпринял попытку совм. обучения мальчиков и девочек в светской, школе. Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры; основой Ж. о. считал изучение классич. лит-ры. Я. А. Коменский, важнейшим звеном воспитания определивший "материнскую школу", требовал равенства в образовании мужчин и женщин. Систему образования женщины, подготовлявшую её к воспитанию детей и управлению домашним х-вом, разработал Ф. Феиелон, Она была принята к руководству в Сен-Сирском уч-ще, закрытом уч. заведении для франц. дворянок, к-рое стало первой жен. школой, открытой на гос. средства (1686). В Германии с 16 в. создавались гор. школы для девочек, а в 18 в. стали открываться ср. уч. заведения - "высшие школы для девушек", но число их было невелико. В Великобритании щк. образование для девочек стало доступно только с 18 в. в т. н. благотворит, школах, программа к-рых ограничивалась обучением грамоте и катехизису. В 18 в. вопрос о Ж. о. поднимался во Франции в многочисл. проектах реформ образования, в соч. Ж. Ж. Руссо и др. Во время Великой франц. революции в 1791 Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в к-ром впервые была высказана мысль о ремесл. школах для женщин. М. Ж. А. Н. Кондорсе, считавший, что бесправие женщины не может быть оправдано ни её физическими, ни её нравств. качествами, в 1792 выдвинул новый проект Ж. о. Практич. последствий эти проекты не имели. Коренные изменения в Ж. о. произошли в течение 19 в. с распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего нач. образования. Широкое применение получило совм. обучение детей обоего пола в нач. школе. Система ср. Ж. о. сложилась во 2-й пол. 19 в. и развивалась двумя путями. В США, Нидерландах, скандинавских странах, в нек-рых кантонах Швейцарии девушки были допущены в общие ср. уч. заведения. Во Франции, Германии, Великобритании и др. странах от" крылась сеть разнообразных ср. уч. заведений для девушек, гл. обр. на частные средства. Постепенное сближение (а в ряде стран и слияние) жен. школы с мужской происходило в 1-й пол. 20 в. Одновременно развивалось и высш. Ж. о. Первым открыл свои двери для женщин небольшой колледж "Оберлин" в штате Огайо (США) в 1833. Широкое развитие высш. Ж. о. получило с 1860-х гг., когда ряд ун-тов США начинает принимать женщин наравне с мужчинами. В Европе с 1867 предоставил женщинам права студентов Цюрихский ун-т, в к-ром первыми студентками были рус. женщины. В кон. 60-х гг. стали доступными для женщин и др. ун-ты Швейцарии. В 70-х гг. женщины получили право обучаться в ун-тах Франции, Швеции, Дании, Италии; в 80-х гг. - Великобритании, Бельгии, Норвегии, Румынии; на рубеже 19-20 вв. - Греции, Германии, Болгарии, Сербии. В нач. 20 в. женщины в развитых странах получили повсеместный доступ в высш. уч. заведения (в ряде стран с нек-рыми ограничениями). Высш. школы, предназначенные исключительно для женщин, существовали в немногих странах (преим. в США и России). Женское образование в России. Первое известие об обучении девочек в Др. Руси относится к 11 в.: в 1086 Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье уч-ще при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния в основанных ею жен. монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. В 1-й пол. 16 в. митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - "отрокам и девицам". С нач. 17 в. хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в к-рых могли обучаться и девочки. В 1724 было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и др. мастерствам. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем и в др. городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в к-рых преподавали "мастерицы". В сер. 18 в. в России появились частные пансионы (в т. ч. женские), содержавшиеся иностранцами. Началом обществ. Ж. о. принято считать 1764, когда в Петербурге по проекту И. И. Бецкого было основано Воспитат. об-во благородных девиц (200 чел.) и при нём в следующем году организовано "мещанское отделение" (240 чел.). Гл. задачей этого учреждения было воспитание, знание должно было явиться результатом самодеятельности воспитанниц, к-рую стремились в них развить (см. Смольный институт). В нар. уч-ща (малые и главные), созданные по Уставу 1786, принимались дети обоего пола, но обучение девочек в обществ, школах считалось делом "непристойным" (Г. Р. Державин). В этих уч-щах в 1786-96 училось только 12,6 тыс. девочек, т.е. в 13 раз меньше, чем мальчиков. По Уставу 1804 девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных уч-щах и даже в гимназиях, но обычно совм. обучение не практиковалось, а к 1810 в уездных уч-щах и гимназиях девочек совсем не стало. В 1-й пол. 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых уч. заведений для девочек (женских институтов). В 1844 все жен. уч. заведения ВУИМ были разделены на 4 разряда, для каждого из них была выработана особая уч. программа соответственно назначению воспитывающихся в них девиц. В уч. заведениях 1-го разряда (ин-ты Смольный, Патриотический, уч-ща св. Екатерины и большинство губернских ин-тов) и 2-го разряда (Павловский ин-т, Александровские уч-ща в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, ин-ты в Астрахани и Иркутске), где воспитывались дочери дворян, в основу образования положены были иностр. языки; в уч-щах 2-го разряда было расширено преподавание иск- в и рукоделия за счёт наук. В уч. заведениях 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого об- в и др.), предназначенных для мещанок, гл. внимание обращалось на рукоделие и жен. ремёсла, сведения по рус. яз. и арифметике сообщались лишь самые элементарные. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные ин-ты. В 1845 был учреждён Гл. совет жен. уч. заведений (в 1873 соединён с петерб. и моек, опекунскими советами под общим назв. Опекунского совета ВУИМ), к-рому были подчинены советы отд. уч. заведений. В 1853 существовало 25 жен. ин-тов, где училось 4187 чел. В 1856 издан Устав жен. уч. заведений ВУИМ - свод всех прежних узаконений. С нек-рыми изменениями и дополнениями он действовал до 1917. С 1843 создавались жен. духовные уч. заведения: уч-ща духовного ведомства (закрытые) и епархиальные уч-ща (полузакрытые). Духовные уч-ща обеих категорий имели 6-летний курс (первоначально 3 кл., затем 6 кл.). Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы. В 1844 местным властям было предписано открывать нач. жен. школы в тех населённых пунктах, где имелось не менее 25 девочек соответств. возраста. В 1856 в нач. нар. школах по всей России обучалось 36,9 тыс. девочек (8,2% всех уч-ся или 0,1% всего жен. населения страны). После крестьянской реформы 1861 был учреждён К-т для разработки общего плана устройства нар. уч-щ, к-рый изучал и проблемы совм. обучения в школе. В 1863 число девочек в нач. нар. школах увеличилось до 185,2 тыс. (18,1% всех уч-ся). - "Положение о нач. нар. уч-щах" 1864 законодательно утвердило, что в нач. нар. школах могли обучаться "дети всех состояний... обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские".
Нравственность, по определению К.Н. Вентцеля - это "сознательное стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности жизни в мире". В его понимании, жизнь отдельной личности можно рассмотреть как совокупность тех или иных целей. Чем в большей степени эти цели ведут к увеличению общей суммы и напряженности жизни в мире, т.е. способствуют гармоничному структурному и количественному расширению процессов индивидуализации и обобществления жизни, тем в большей мере жизнь этой личности приобретает нравственный характер. Педагог утверждал: "Нравственность немыслима без установления гармонии между многоразличными целями человеческой жизни". Что же нужно для того, чтобы воспитать в ребенке стремление к установлению такой гармонии, т.е. осуществить нравственное воспитание? По моему мнению, ответ на этот вопрос дают следующие идеи К.Н. Вентцеля:
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |