Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гимназии 2 страница




Яснополянская школа Л. Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.
В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.
Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.
Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40—50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5—6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6—7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.
Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей.
Сам Л. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе. Толстой вел также беседы по физике, проводил физические эксперименты.
Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.
Все описания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.
Яснополянскую школу посещало много людей, в том числе зарубежных педагогов и писателей, о школе много писали в России и за границей. О школе Л. Н. Толстого, его педагогических взглядах и деятельности были изданы работы в Болгарии, Англии, Германии, Франции и США. Как написал один автор, школы западно-европейских стран много получили от Толстого. «Его... настойчивое требование развивать у детей привычку полагаться на себя..., его вера в то, что ребенку в классной комнате надо дать максимум свободы — все эти компоненты его системы оказали свое влияние на прогрессивное образование последнего времени. А главное его положение о том, что школа всегда должна быть педагогической лабораторией... было принято в широких кругах как одно из предпосылок дидактики».
Очень высоко оценил Яснополянскую школу Л. Н. Толстого выдающийся революционный демократ Н. Г. Чернышевский за то, что в ней относились с уважением к учащимся, изучали их интересы, не применяли насилия, не наказывали учеников. Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, его гуманному отношению к детям и учителям.

Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого 90—900-х годов. Вопрос о содержании обучения в народной школе Л. Н. Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени — чтение, письмо, арифметика, закон божий.
Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей (Толстой упоминает, что дети не любили грамматики и географии).
Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объявляется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знание русской и славянской грамоты, учить счету, закону божьему.
Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения (или по крайней мере главное в этом содержании), опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Толстой называл пустячным делом.
В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности... Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение — принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требуя, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т. п.
Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», — писал Толстой. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.
Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.
Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой художественно описал процесс написания учениками коллективного классного сочинения.
Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там, где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, — писал Л. Н. Толстой, — урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.
Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами (хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде), отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков».
Толстой относился критически к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60—90-х годов (Ушинский, Корф, Бунаков и др.). Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. По предложению Толстого Московским комитетом грамотности была даже организована экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.

33 В конце XIX - начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингент учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной областью реформирования стала частная школа.

Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: "Русская школа", "Вестник воспитания", "Образование" и др.

Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем.

Появляется значительное число новой литературы по вопросам педагогики: труды В.П. Вахтерова, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и многих других ученых. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.

Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России. Школа и педагогика России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907 и 1917 гг., русско-японская война, первая мировая война). Это наложило глубокий отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования. В нее входили сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одноклассные и двухклассные церковноприходские школы, а также школы различных ведомств. В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Увеличивается количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5-6-летних городских училищ. Растет число начальных школ и обучавшихся в них детей. Если в 1909 г. количество учеников и начальных училищ при Министерстве просвещения составляло 50 тыс. и 4 млн., то в 1913 г. эти показатели выросли до 63,4 тыс. и 5,2 млн., т. е. на 27 и 30 %. В 1911 г. общее число начальных школ и учеников таких заведений составило около 100 тыс. и 6 млн. В 1914 г. контингент учащихся начальных школ вырос до 7 млн.

Меняются приоритеты развития разных видов начальных школ. До середины 1890-х гг. сеть церковно-приходских школ расширялась быстрее, чем сеть других начальных учебных заведений. В дальнейшем картина меняется. Рост числа земских и городских начальных школ превысил темпы роста числа церковно-приходских школ. В результате в 1906 г. насчитывалось до 48 тыс. земских и городских начальных школ и около 43 тыс. церковно-приходских школ. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. К 1911 г. число церковно-приходских школ сократилось до 40 тыс. Сеть земских школ, наоборот, продолжала расти. В 1917 г. Временное правительство приняло постановление об окончательном упразднении церковно-приходских школ.

Увеличивается число начальных школ с более длительным сроком обучения по сравнению с 3-4-х годичными заведениям начального обучения. Растет число двухклассных начальных училищ с 5-6-летним курсом (впрочем, их было очень мало: в 1911 г. - лишь около 1,8 тыс.). В 1912 г. появились высшие начальные училища с 4-го-дичным курсом обучения (после 3-4-летней элементарной школы). Прежние городские училища (созданы по положению 1872 г.) были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 г. 1,5 тыс. Подавляющее число начальных школ (около двух третей) однако были учебными заведениями с 3-летним курсом обучения.

Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ. Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890-1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897-1902 гг. - 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения (Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие фребелевские курсы в Киеве и Петербурге).

Постепенно улучшались материальное положение и методическая база начального образования, особенно в промышленно развитых уездах. Например, в половине обследованных в 1911 г. уездов имелись музеи наглядных пособий. Повсеместно устраивались учительские библиотеки, летние курсы, конференции. Ученики некоторых школ совершали учебные экскурсии; организовывались поездки учителей в различные регионы России.

Застрельщиками новой организации начального обучения выступили частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: "Дом свободного ребенка"(1906-1909), "Сеттльмент" (1907-1908), "Детский труд и отдых" (1909-1918).

"Дом свободного ребенка" был создан в Москве по инициативе К.Н. Вентцеля. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В "Доме свободного ребенка" старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания.

курсы в Киеве Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание. Вначале работа шла без заранее составленных программ. Затем, однако, руководители "Дома..." сочли необходимым планировать занятия. Совместная деятельность детей, родителей, и воспитателей рассматривалась как магистральное направление учебно-воспитательного процесса. В ходу были собрания детей, коллективный труд воспитанников в мастерской, совместные дежурства и пр. Во главе учреждения стояла команда из педагогов и родителей. Важнейшие вопросы жизни "Дома..." решались на общем собрании педагогов и родителей учащихся.

"Сеттльмент" был просветительно-воспитательным учреждением, созданным в Москве А. У. Зеленко и С.Т.Шацким. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе.

"Сетльмент" был возрожден С.Т. Шацким под новым названием "Детский труд и отдых". В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось связям обучения и воспитания с окружающим социокультурным окружением. Была создана сквозная система воспитания - от воспитания детей дошкольного возраста до воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда. Педагоги стремились учитывать возрастные и индивидуальные запросы детей и подростков.

Несмотря на положительные изменения в начальном образовании, значительная часть населения России на рубеже XIX-XX вв. оставалась неграмотной (27 %). По данным земской статистики на 1906 г., при сохранении темпов роста сети элементарных школ для достижения всеобщего начального обучения в центральной России потребовалось бы не менее 120 лет.

На протяжении периода с конца XIX в. - начала XX в. происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908-1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличилось с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.

Понятие «познавательный интерес» П.Ф. Каптерев рассматривал как переход процесса познания в саморазвитие ученика, а В.П. Вахтеров - как прямое стремление ребенка к развитию. На становление педагогических взглядов П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова по данному вопросу оказало значительное влияние наследие отечественной и зарубежной педагогики, особенно теории и концепции XVII - XIX веков. Именно в этот период активно формировались прогрессивные педагогические взгляды о важности развития познавательных интересов учащихся в образовании. Ученые находили аналогии в дидактических, методических и организационных нововведениях педагогики, довольно часто обращаясь к ним в своих теоретических работах. Благодаря глубокой теоретической ассимиляции они выявили механизмы развития познавательных интересов учащихся.

Наше исследование выявило тот важный факт, что теории П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова основаны не просто на центрации личности ребёнка, а на непосредственном вовлечении его в осознанную познавательную активность, цель которой заключается в более естественной организации приобретения знаний. Организованное таким образом обучение активизирует ребенка, вызывает у него чувство удовлетворения собственной деятельностью, придает ей значимость собственного участия и побуждает к творческому решению поставленных на уроке задач. Данный вывод сделан нами на основании сравнения взглядов ученых, представленных в следующей таблице.

34 Женское образование, возникло как самостоят, отрасль образования в связи с неравноправным обществ, положением женщины. Утрачивает своё значение в условиях обретения женщинами всей полноты гражд. и полит, прав.

В антич. мире (Греция, Рим) девочки воспитывались в семьях, обучаясь домашним работам, танцам, пению; в Спарте существовала обществ, система физич. воспитания девочек наравне с мальчиками. В ср. века начиная с 8 в. при жен. монастырях открывались школы, в к-рых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни. С 11 в. школы для девочек создавали мирские жен. братства (бегин-ки и др.). В 16 в. новые монашеские ордена (урсулинки, салезианки, "англ, девицы" и др.) выдвинули на первый план своей деятельности воспитание девочек. В 15 в. в Италии Витторино да Фелетре предпринял попытку совм. обучения мальчиков и девочек в светской, школе.

Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры; основой Ж. о. считал изучение классич. лит-ры. Я. А. Коменский, важнейшим звеном воспитания определивший "материнскую школу", требовал равенства в образовании мужчин и женщин. Систему образования женщины, подготовлявшую её к воспитанию детей и управлению домашним х-вом, разработал Ф. Феиелон, Она была принята к руководству в Сен-Сирском уч-ще, закрытом уч. заведении для франц. дворянок, к-рое стало первой жен. школой, открытой на гос. средства (1686). В Германии с 16 в. создавались гор. школы для девочек, а в 18 в. стали открываться ср. уч. заведения - "высшие школы для девушек", но число их было невелико. В Великобритании щк. образование для девочек стало доступно только с 18 в. в т. н. благотворит, школах, программа к-рых ограничивалась обучением грамоте и катехизису.

В 18 в. вопрос о Ж. о. поднимался во Франции в многочисл. проектах реформ образования, в соч. Ж. Ж. Руссо и др. Во время Великой франц. революции в 1791 Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в к-ром впервые была высказана мысль о ремесл. школах для женщин. М. Ж. А. Н. Кондорсе, считавший, что бесправие женщины не может быть оправдано ни её физическими, ни её нравств. качествами, в 1792 выдвинул новый проект Ж. о. Практич. последствий эти проекты не имели.

Коренные изменения в Ж. о. произошли в течение 19 в. с распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего нач. образования. Широкое применение получило совм. обучение детей обоего пола в нач. школе. Система ср. Ж. о. сложилась во 2-й пол. 19 в. и развивалась двумя путями. В США, Нидерландах, скандинавских странах, в нек-рых кантонах Швейцарии девушки были допущены в общие ср. уч. заведения. Во Франции, Германии, Великобритании и др. странах от" крылась сеть разнообразных ср. уч. заведений для девушек, гл. обр. на частные средства. Постепенное сближение (а в ряде стран и слияние) жен. школы с мужской происходило в 1-й пол. 20 в. Одновременно развивалось и высш. Ж. о. Первым открыл свои двери для женщин небольшой колледж "Оберлин" в штате Огайо (США) в 1833. Широкое развитие высш. Ж. о. получило с 1860-х гг., когда ряд ун-тов США начинает принимать женщин наравне с мужчинами. В Европе с 1867 предоставил женщинам права студентов Цюрихский ун-т, в к-ром первыми студентками были рус. женщины. В кон. 60-х гг. стали доступными для женщин и др. ун-ты Швейцарии. В 70-х гг. женщины получили право обучаться в ун-тах Франции, Швеции, Дании, Италии; в 80-х гг. - Великобритании, Бельгии, Норвегии, Румынии; на рубеже 19-20 вв. - Греции, Германии, Болгарии, Сербии. В нач. 20 в. женщины в развитых странах получили повсеместный доступ в высш. уч. заведения (в ряде стран с нек-рыми ограничениями). Высш. школы, предназначенные исключительно для женщин, существовали в немногих странах (преим. в США и России). Женское образование в России. Первое известие об обучении девочек в Др. Руси относится к 11 в.: в 1086 Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье уч-ще при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния в основанных ею жен. монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. В 1-й пол. 16 в. митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - "отрокам и девицам". С нач. 17 в. хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в к-рых могли обучаться и девочки. В 1724 было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и др. мастерствам. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем и в др. городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в к-рых преподавали "мастерицы". В сер. 18 в. в России появились частные пансионы (в т. ч. женские), содержавшиеся иностранцами. Началом обществ. Ж. о. принято считать 1764, когда в Петербурге по проекту И. И. Бецкого было основано Воспитат. об-во благородных девиц (200 чел.) и при нём в следующем году организовано "мещанское отделение" (240 чел.). Гл. задачей этого учреждения было воспитание, знание должно было явиться результатом самодеятельности воспитанниц, к-рую стремились в них развить (см. Смольный институт).

В нар. уч-ща (малые и главные), созданные по Уставу 1786, принимались дети обоего пола, но обучение девочек в обществ, школах считалось делом "непристойным" (Г. Р. Державин). В этих уч-щах в 1786-96 училось только 12,6 тыс. девочек, т.е. в 13 раз меньше, чем мальчиков. По Уставу 1804 девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных уч-щах и даже в гимназиях, но обычно совм. обучение не практиковалось, а к 1810 в уездных уч-щах и гимназиях девочек совсем не стало.

В 1-й пол. 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых уч. заведений для девочек (женских институтов). В 1844 все жен. уч. заведения ВУИМ были разделены на 4 разряда, для каждого из них была выработана особая уч. программа соответственно назначению воспитывающихся в них девиц. В уч. заведениях 1-го разряда (ин-ты Смольный, Патриотический, уч-ща св. Екатерины и большинство губернских ин-тов) и 2-го разряда (Павловский ин-т, Александровские уч-ща в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, ин-ты в Астрахани и Иркутске), где воспитывались дочери дворян, в основу образования положены были иностр. языки; в уч-щах 2-го разряда было расширено преподавание иск- в и рукоделия за счёт наук. В уч. заведениях 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого об- в и др.), предназначенных для мещанок, гл. внимание обращалось на рукоделие и жен. ремёсла, сведения по рус. яз. и арифметике сообщались лишь самые элементарные. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные ин-ты. В 1845 был учреждён Гл. совет жен. уч. заведений (в 1873 соединён с петерб. и моек, опекунскими советами под общим назв. Опекунского совета ВУИМ), к-рому были подчинены советы отд. уч. заведений. В 1853 существовало 25 жен. ин-тов, где училось 4187 чел. В 1856 издан Устав жен. уч. заведений ВУИМ - свод всех прежних узаконений. С нек-рыми изменениями и дополнениями он действовал до 1917.

С 1843 создавались жен. духовные уч. заведения: уч-ща духовного ведомства (закрытые) и епархиальные уч-ща (полузакрытые). Духовные уч-ща обеих категорий имели 6-летний курс (первоначально 3 кл., затем 6 кл.).

Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы. В 1844 местным властям было предписано открывать нач. жен. школы в тех населённых пунктах, где имелось не менее 25 девочек соответств. возраста. В 1856 в нач. нар. школах по всей России обучалось 36,9 тыс. девочек (8,2% всех уч-ся или 0,1% всего жен. населения страны). После крестьянской реформы 1861 был учреждён К-т для разработки общего плана устройства нар. уч-щ, к-рый изучал и проблемы совм. обучения в школе. В 1863 число девочек в нач. нар. школах увеличилось до 185,2 тыс. (18,1% всех уч-ся). - "Положение о нач. нар. уч-щах" 1864 законодательно утвердило, что в нач. нар. школах могли обучаться "дети всех состояний... обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские".


35
Теория К.Н. Вентцеля(1857-1947) самобытна и оригинальна. Несомненным ее достоинством является серьезная разработка этико-философских оснований, в частности, рассмотрение вопросов о нравственности. Для выявления гуманистической сущности теории воспитания К.Н. Вентцеля представляется целесообразным провести анализ ряда этико-философских положений педагога.

Нравственность, по определению К.Н. Вентцеля - это "сознательное стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности жизни в мире". В его понимании, жизнь отдельной личности можно рассмотреть как совокупность тех или иных целей. Чем в большей степени эти цели ведут к увеличению общей суммы и напряженности жизни в мире, т.е. способствуют гармоничному структурному и количественному расширению процессов индивидуализации и обобществления жизни, тем в большей мере жизнь этой личности приобретает нравственный характер. Педагог утверждал: "Нравственность немыслима без установления гармонии между многоразличными целями человеческой жизни". Что же нужно для того, чтобы воспитать в ребенке стремление к установлению такой гармонии, т.е. осуществить нравственное воспитание? По моему мнению, ответ на этот вопрос дают следующие идеи К.Н. Вентцеля:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.