Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития




Характеристика процесса развития любого явления не может быть завершённой до тех пор, пока не будут определены ступени этого процесса. В 1965 году была предложена и одобрена на международном симпозиуме возрастная периодизация психического развития (но в структуре этой периодизации происходят изменения и они связаны с тем, что убыстряется темп человеческого развития с каждым поколением): -период детства; -период зрелости; -период старения. I. Период детства. 1. дошкольный возраст (до поступления в школу). а) новорождённость - от рождения до 25 дней; б) младенчество - от 25 дней до 1 года; в) ранний возраст - от 1 года до 3 лет в психологии; от 1 года до 4 лет в педагогике; г) первое детство от 4 до 8 лет. 2. второе детство (деление по половому признаку): девочки от 8 до 11 лет; мальчики от 8 до 12 лет. 3. подростковый возраст: девочки от 11 до 15 лет; мальчики от 12 до 16 лет. 4. юношеский возраст а) ранняя юность: девочки от 15 до 18 лет; мальчики от 16 до 18 лет; б) поздняя юность: девочки от 18 до 21 года; мальчики от 18 до 22 лет. II. Период зрелости. 1. первая зрелость: женщины от 21 года до 36 лет; мужчины от 22 до 36 лет. 2. вторая зрелость: женщины от 36 лет до 55 лет; мужчины от 36 до 60 лет. III. Период старения. 1. пожилой возраст: женщины от 55 до 76 лет; мужчины от 60 до 76 лет. 2. старческий возраст: женщины и мужчины от 76 до 90 лет. 3. долгожители от 90 и выше. Д.Б.Эльконин предложил следующую возрастную периодизацию психического развития: 1. младенчество от рождения до 1 года. 2. раннее детство от 1 года до 3 лет. 3. младший и средний дошкольный возраст от 3 до 4-5 лет. 4. старший дошкольный возраст от 4-5 до 6-7 лет. 5. младший школьный возраст от 6-7 до 10-11 лет. 6. подростковый возраст от 10-11 лет до 13-14 лет. 7. ранний юношеский возраст от 13-14 лет до 16-17 лет. Д.Б.Эльконин открыл закон периодичности смены ведущих потребностей (потребность в общении, потребность в познании). Внутри каждого периода процесс развития проходит через 3 закономерно-чередующиеся стадии: 1. развитие определённого стороны деятельности; 2. максимальная реализация (кульминация) развития данного типа ведущей деятельности; 3. насыщение этой деятельности и актуализация другой её стороны. В младенчестве ведущая потребность в общении, и это реализуется через непосредственные контакты со взрослыми. Раннее детство - потребность в познании и реализуется в предметной деятельности. Дошкольный возраст (младший, средний, старший) - потребность в общении, реализуется в ролевой игре. Младший школьный - потребность в познании, реализуется в учебной деятельности. Подростковый - потребность в общении, реализуется в учебной деятельности. Дети предпочитают общение вне семьи. Ранний юношеский возраст - познание и понимание, реализуется в учебной деятельности, но она идёт на профессиональном уровне (идёт выбор будущей профессии, поиск себя). Переход с одного возрастного этапа на другой всегда сопровождается кризисами (идёт смена деятельности, смена потребностей), но они могут быть как явными, так и скрытыми. 1. кризис 1-го года жизни связан со сменой ведущих потребностей. Неадекватная реакция взрослых на поведение ребёнка является причиной кризиса 1-го года жизни. 2. кризис 3-х лет. Причина: у детей появляется стремление к самостоятельности: "Я сам", у ребёнка возникает притязание на признание со стороны взрослых. Взрослые не удовлетворяют этой потребности (надо прислушиваться к его мнению). 3. кризис 7 лет. Ребёнок готовится к переходу в школу (не умеет общаться со сверстниками, со взрослыми, не имеет навыков чтения, письма, и т.д., половая идентификация, имя (может быть на протяжении всей школьной жизни).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.