Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика развития детей в период дошкольного возраста




Кризисы в психическом развитии ребёнка.

Кризисы в психическом развитии ребёнка.

Кризис 1-го года жизни – фактор формирования личности, усвоение норм поведения. В 2-3 года оценка поведения взрослым, потребность в достижении успеха в 3 года, связанная с кризисом 3-х лет. Формирование предпосылок личности начинается с эмпатии (чувство сопереживания другим людям), с чувства привязанности, становления самосознания (2-ой или 3-ий ребёнок в семье), приобретения или понимания своего тела физически (зеркало, игра с тенями, фотография, киновидеосъёмка → иногда это казнь для ребёнка) С 6-7 лет начинает формироваться половая идентификация, т.е. соотнесение себя с соответствующим полом. Главным фактором в становлении самосознания личности является понимание и принятие или неприятие своего имени («Я» как отдельная личность), своего отчества и фамилии. 1. кризис 1-го года жизни связан со сменой ведущих потребностей. Неадекватная реакция взрослых на поведение ребёнка является причиной кризиса 1-го года жизни. 2. кризис 3-х лет. Причина: у детей появляется стремление к самостоятельности: "Я сам", у ребёнка возникает притязание на признание со стороны взрослых. Взрослые не удовлетворяют этой потребности (надо прислушиваться к его мнению). 3. кризис 7 лет. Ребёнок готовится к переходу в школу (не умеет общаться со сверстниками, со взрослыми, не имеет навыков чтения, письма, и т.д., половая идентификация, имя (может быть на протяжении всей школьной жизни).

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребёнка период времени от трёх до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребёнка как личности, весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребёнка. Довольно рано у ребёнка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль. Это - стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремлённость, чувство уверенности в себе, самостоятельность, ответственность, чувство долга и многие другие. В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребёнок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. К естественной любознательности детей добавляются новые мотивы общения - деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребёнка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными - мотивы, связанные с волнующими ребёнка внутренними проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение). К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену естественному любопытству. Другой не менее важный мотив - стремление к самоутверждению. В сюжетно - ролевых играх ребёнок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нём одержать победу. Заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные. В интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Это решение познавательных и личностных задач. Развитие этих направлений проходит этапы от образности до символизма. Образность - способность ребёнка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, символизм - умение пользоваться знаковыми системами, совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие. Так же в дошкольном возрасте, берёт своё начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. Так же получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь, что порождает у ребёнка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных пределах) при помощи речевых самоинструкций. То есть у ребёнка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает благоприятную почву для активизации воспитания и, следовательно, для развития ребёнка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребёнка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Всё это вместе образует индивидуальность ребёнка и делает его личностью, отличной от других детей как в интеллектуальном, так и в мотивационно - нравственном плане. Вершина личностного развития - персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.