КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обшее учение о корпорации в странах Северной Европы 1 страница
История корпораций как объединения людей в различных целях насчитывает не одно тысячелетие. Традиционно их истоки ищут в условиях общественной жизни Древнего Рима, по крайней мере, терминологически корпорация связана именно с этой цивилизацией. Там существовало достаточно много объединений, коллегий, которые помогали городским магистратам управлять обширным городским хозяйством. Наиболее распространенными тогда союзами лиц были коллегии могильщиков (collegia fimeratica), позже — объединения лиц других профессий (например: collegia pistokum; decuria viatorum и пр.), хотя с самого начала в основе такого союза лежала не общность работы, а общность цели; основополагающим была цель, ради которой создавался такой союз. Общность цели с самого начала помогла юристам усмотреть в характере этих союзов искусственность — corpora incerta, что повлекло за собой трактовку этих объединений в качестве особых субъектов права — юридических лиц, одним из главных условий создания которых было, например, требование наличия в его составе не менее трех членов — tres faciunt collegium, как тогда говорили, а также органов управления — actores, т.е. лиц per procurationem. Фиктивный характер корпораций, носивших также наименование universitatis, явился очень удобным прежде всего для организации населения по сословному признаку. Не случайно самой существенной чертой сословия является то, что, с точки зрения права, оно есть юридическое лицо. Именно эта сторона привлекала государство в средние века, когда корпорации развились настолько, что превратились в настоящие государства в государстве. С наступлением Нового времени организующая сила корпораций становится еще более притягательной для политического общения. Но средние века привнесли в понятие корпорации не только сугубо юридический оттенок. Тогда было впервые обращено внимание на целевой характер таких союзов. Понятие цели получило не только должную оценку и признание, но и должное изучение, оформленное на практике в виде учения о политической роли корпорации в государственной жизни. Цель корпорации — не объединение, а представительство политических интересов объединенных в ее рядах индивидов — стала впервые понятной только в то время. Корпорация, corpus moralae et politicum, таким образом, стала инструментом представительства, посредством которого функция представления (репрезентативная функция) овеществлена или, как сказал бы О.Гирке, “объективирована, т.е. понимается как вещь, олицетворяющая неизменность и постоянство прав, пока человек владеет ею; а затем уже и субъективирована, т.е. понимается как лицо (или субстанция лица), способное владеть вещами”1, одним словом, vice persona fungitur. Это очень важная черта в природе корпорации, поскольку в разного рода отношениях, в которых она действует как целое, можно видеть, как вещественность в ее природе распадается на два общих элемента: уведомление и защиту. И то и другое по смыслу суть отношения, т.е. действия, что очень хорошо, на наш взгляд, показал в свое время С.Киркегор, дав свой знаменитый анализ “Я” человека как понятия лица в общем смысле2. Но в том и другом отношении (элементе) корпорация, обладая телесной оболочкой, выступает от собственного имени, становясь отдельным от своих членов субъектом. Однако юридическая природа корпорации тесно увязана с ее общесоциальной природой. Они неотделимы, поскольку юридическая общность, выраженная вовне как лицо, есть только следствие более общего и фундаментального проявления общности. Эта общность является главной конституирующей силой любых корпораций. Общность дела или общность интереса зачастую выражается в категории схожести, поскольку подобное тяготеет к подобному же, — этот вывод был сделан еще Аристотелем. Э.Дюркгейм видел в этой категории не только то, что создает группы, т.е. классы, но и само общество, на начальной стадии формирования которого понятие схожести очень часто овеществляется в достаточно простых и конкретных вещах, как, например, в переживании общих ценностей, что порождает общее поведение, формализующееся еще чуть позже в какую-нибудь организацию, т.е. в корпорацию. Поэтому корпорация в политическом процессе превращается в не что иное как в институционально воплощенную возможность людей преследовать свои цели, которые, выражаясь языком Гегеля, “сначала разъединены в гражданском обществе на в себе рефлектированную особенность потребностей и на абстрактную правовую возможность...”3 Корпорации являются юридической формой реализации потребностей ее членов. С развитием и усложнением структур общества отдельному индивиду стало практически невозможно отстаивать свои интересы перед интересами других индивидов. Если же ему противостоит группа, то совершенно очевидно, что возможность этого индивида будет прямо пропорциональна его финансовым возможностям подать иск в суд, т.е. практически ничтожна. Общество как бы уплотнилось. Дюркгейм, первым описавший этот феномен, был абсолютно прав. Уплотнение общества пропорционально его сложности и, следовательно, укрупнению его элементов, которые из простых отдельных индивидов превратились в сложные — группы. Отдельному индивиду теперь уже на практике нет места в сложных сплетениях политического процесса. Не случаен в этой связи общий вывод, к которому приходит скандинавская наука, утверждающая: “Наше общество следовало бы охарактеризовать как общество организаций (organisasjons-samfiinn)”4. Еще более бескомпромиссно выразил эту мысль один датский юрист, заметивший не без иронии, что “Фолькетинг стал не собранием народа, а сборищем организаций”5. Непосредственным результатом появления уплотненных структур общества в лице корпораций является уменьшение давления со стороны общества на индивида — он превращен в абстрактную категорию корпоративного человека, благо которого определяется в зависимости от его членства в какой-нибудь корпорации. Но в то же время расширение и концентрация общества, по словам Дюркгейма, ведут к увеличению объема относительно свободного поведения такого корпоративного человека в политической системе: “Общество все менее плотно облекает индивида и, следовательно, слабее сдерживает проявляющееся стремление к расхождению”6. Отсюда получается, что корпорация — это абстрактное определение личности, лица, наделенного в зависимости от отношений, в которые оно вступило, абстрактным же набором возможностей совершать действия. Именно ослабление давления на реальное “Я” человека связано с увеличением этого давления на его абстрактное “Я”, выраженное в форме юридического лица — корпорации. Подобное противоречие привело на Севере Европы к интересному смешению коллективных и индивидуалистических верований людей. Здесь корпоративизм означает, что общество может исповедовать культ индивидуализма, отрицая индивидуальность вне правового или политического контекста. Тем самым культ индивидуализма превращается в культ коллективизма, поскольку все в обществе разделяют идею об абстрактной ценности человеческой личности. Человек ценен, но достижение этой ценности возможно только в коллективе, в рамках организации, корпорации — юридического лица публичного права. К отмеченному нами здесь противоречию мы еще вернемся. Исторически корпорации появляются в Скандинавии на развалинах бывшей сословной организации общества. Сословия были удобной формой представительства интересов во времена феодализма, когда политика являлась уделом нескольких привилегированных сословий, да и то их верхушки. Очень хороший пример тут Швеция, где XVIII век был ознаменован существованием разного рода политических групп: “партий” колпаков и шляп, например. С появлением внесословного представительства политика становится уделом многих, она делается публичной. Сословия, как неоправданно большие субъекты для наступивших новых времен, должны уйти с арены политики, их место занимают корпорации нового типа, гораздо более мобильные, т.к. в их основе лежит явление не биологического свойства, а свойства социального, когда особенность потребностей находит свою действительную юридическую форму и становится тем самым “добровольным объединением” (en frivillig sammenslutning) с целью нс просто осуществить цель, которая стала причиной появления самой организации, а подчас еще и для того, чтобы абстрактное право ее членов стало действительным, т.е. действенным правом. Это очень хорошо видно на примере такой страны, как Норвегия. В силу сложившихся исторических обстоятельств именно она в начале XIX столетия представляла собой практически бессословное общество. Дворянство было упразднено здесь в 1821 году. Несмотря на то что Конституция 1814 года не предусматривала права граждан на объединение в союзы (более того, в избирательном — до 1828 г., а в уголовном — до 1842 г. — законах существовал запрет на объединение в союзы), наличие конституции и представительного органа — парламента — открыло широкую дорогу формированию организаций, которые с самого начала представляли собой собрания лиц с общими целями. Вот этот-то Дух общности (almensand), этот идол клубов якобинской Франции, на Севере Европы вызвал к жизни многочисленные ассоциации. Споры в парламенте, публичность самой политики стали причиной зарождения профессионалов политического общения — политических объединений, уже настоящих партий: Venstre и Неуге (либералов и консерваторов). Дух общности превратился в “assosiasjonsand” — дух организаций, частностей всеобщего, без дифференциации которого невозможно понять его самого. Но первоначально большинство таких объединений ставили своей целью достижение совершенства своих членов в вопросах религии, морали, спорта. У шведов, норвежцев и финнов в эту эпоху чрезвычайно были развиты так называемые folkrorelser. Перевод этого термина на русский язык предполагает довольно большую натяжку — “народные движения”, однако сами эти движения представляли собой не народные выступления в смысле восстания и тому подобного, а вполне организованные и структурированные в институциональном плане объединения граждан под сенью одной крупной идеи культуртрегерского характера. На английский язык folkrorelser переводится при помощи трех терминов: association, social movement, friendly society. Особый упор при этом делается на два последних значения. Отличительными чертами таких народных движений была все-сословность — они являлись, как считает шведский политолог Г.Олафссон7, ответом всего общества на вопросы, стоявшие перед ними, вызывавшие у общества беспокойство. Другой отличительной чертой народных движений было отсутствие жесткой привязки их формальной структуры к политической функции, выполнение которой они брали на себя. Со временем функции народных движений стали формализовываться, политические функции дали импульс созданию политических партий8, неполитические (культура, спорт и т.п.) — современных корпоративных групп. Так, корпорации, занятые ныне институционализацей феминизма в Скандинавии, вне всяких сомнений, имеют своим источником народные движения, ибо социальная роль женщины в прошлые времена ограничивалась пресловутыми тремя “К”, однако в рамках народного движения женщины получили равные с мужчинами права, влияя тем самым на политический процесс. По сути дела, можно даже говорить о превращенной форме избирательного права для женщин в рамках все тех же народных движений. Другой пример влияния folkrorelser на создание корпораций (общественных организаций) можно видеть в появлении профессионального движения. Первый в Скандинавии профсоюз был образован в Стокгольме в 1849 году типографскими рабочими. По другим данным, их профсоюз — Typografiska foreningen — был образован тремя годами раньше. Кооперативы, составившие славу скандинавскому сельскому хозяйству, стали активно развиваться с конца 80-х годов XIX ст. тоже на основе народных движений. Сказанное означает, что общественные организации в Скандинавии до сих пор можно рассматривать как превращенную форму folkrorelser. Формальная же сторона народных движений, как мы сказали выше, подверглась в рамках корпораций существенному уплотнению и преобразованию. Старая догма конституционного права об абсолютной ценности политического “Я” человека (один человек — один голос, запрет представлять иные интересы, кроме собственных, и т.п.) была забыта, на практике она не соблюдалась. Единица, изменив свое содержание, уплотнилась, оставаясь по форме политическим “Я”, но уже не одного, а многих граждан-индивидов. Однако если вернуться к понятию корпорации в Скандинавии, то здесь мы должны будем указать на юридический аспект этой проблемы. Доктрина права и законодательство стран Северной Европы рассматривают корпорации в качестве юридического лица4, но с отличной от обычного юридического лица природой. Зачастую основанием корпорации может быть не документ, не публично-правовой акт, посредством которого на Западе обычно создаются такие организации, а наличие устойчивого интереса. Как отмечал известный шведский государствовед Н.Андрен, “под организациями по интересам (interesseorganisation) понимают те образования, которые представляют материальные интересы. Это группы, которые на основе единой позиции и интереса устанавливают требования к обществу или его институтам или же к другим организованным группам. Критерий состоит в том, что существующий единый интерес играет конституирующую роль и что интерес сам по себе защищается от других групп и общества”10. Главное отличие корпорации публичной политики от корпорации хозяйственного предназначения в том, что последняя имеет своей целью, как гласит § 1 Закона об экономических объединениях Швеции, 1987, № 667, “способствовать обеспечению экономических интересов своих членов”. Политическая корпорация имеет в основе своего конституирующего интереса идеальные черты (ha ett ideelt inslag i sin malsatning)ll. В отношении же ее организационных форм следует сказать, что организация корпорации регулируется правом, действующим законодательством постольку, поскольку политическая корпорация занимается хоть какой-нибудь хозяйственной деятельностью, чтобы обеспечить материальную поддержку своим “эфемерным” главным целям. Форму юридического лица имеет, таким образом, не сама корпорация, а ее функция, обеспечивающая существование корпорации в материальном плане. Однако форма организации функции корпорации влияет на структуру последней. Как учил в свое время М.Ориу, политическая функция, в отличие от хозяйственной, также образуется в виде юридического лица, но не имеющего признания со стороны официальной правовой системы, — это моральное лицо корпорации, то ее лицо, которое и участвует в политическом процессе. И именно эта сторона понятия корпорации нами учитывается при дальнейшем анализе. Дополнительной гарантией юридической регламентации организации политической корпорации служит то, что сейчас в странах Северной Европы существует общая конституционная норма, гарантирующая гражданам право на создание союзов с единственным ограничением: идеальная цель такого союза должна быть легитимной, т.е. законной. Наличие корпораций в политической системе северных стран вынуждает государствоведов этого региона проводить разграничительную линию между своим корпоративизмом и корпоративизмом фашистских государств. Известно, что наличие корпоративных организаций с признанием их роли в обществе со стороны государства являлось как раз одной из отличительных черт фашистских Италии, Испании и других стран Европы. Чтобы избежать нежелательных для себя аналогий, скандинавы подразделяют понятие корпоративизма на два вида: позитивный и негативный. Согласно определениям норвежского политолога Е.Эль-стера, “позитивный корпоративизм в теории основывается на сотрудничестве, но на практике он покоится на силовом и авторитарном типе отправления власти. Это ведет к увеличению энтропии [беспорядка — авт.] и неравенства в обществе, что может иметь последствия в виде социального взрыва. Негативный корпоративизм основывается исключительно на борьбе и на конфликте в повседневном взаимодействии классов. Здесь не происходит никакого накопления неравенства, поскольку такой корпоративизм в противоположность позитивному покоится на регулярных переговорах, демонстрациях и забастовках”!2. Негативный корпоративизм подразумевает мягкость форм выяснения отношений между корпорациями и государством, их неформальность. В Швеции, по крайней мере уже последние двадцать лет, ведутся разговоры о необходимости издания специального закона о деятельности корпораций, но так ничего и не сделано. Корпоративизм современного западного типа, уплотнив и укрупнив субъекты своих отношений, действует в соответствии с моделью свободного рынка. Распределение реальной власти в таком обществе уходит, как и в противоположной форме корпоративизма, от старых классовых структур периода ранней стадии развития капитализма, ни власть не концентрируется исключительно в одном месте, как это произошло в фашистском государстве: все корпорации были объявлены субъектами публичного права, т.е., по сути, государственными органами; власть же при негативном корпоративизме как бы разлита во всем обществе по горизонтали. * * * Структура современных корпораций в Скандинавии представляет собой “копию” управления обыкновенного юридического лица. Однако эта внешняя сторона их организации предназначена не для участия в политическом процессе, субъектом которого является корпорация, а для управления текущими делами. Необходим адрес, по которому находится штаб-квартира, счет в банке, на который поступают членские взносы и пожертвования, необходим круг лиц, составляющих руководство (styrelse, hallinto) корпорации, управляющих ее имуществом, в том числе недвижимостью, и многое другое. Однако вне этой внешней формы организации корпоративная деятельность немыслима. Даже организации анархистского толка (такие тоже встречаются в Скандинавии — у нас они относятся к “неформальным”) не обходятся без руководящих органов и собственного устава. Структурно корпорации имеют следующие органы, посредством которых могут управляться: (1) общее собрание, конгресс, съезд — названия здесь могут быть самые разные; (2) центральный комитет (секретариат), избираемый на съездах, в промежутке между которыми он исполняет роль главного руководящего органа; (3) правление корпорации, тоже избираемое на съезде и осуществляющее общее руководство текущими делами; (4) президиум правления. Необходимость этой четырехзвенной структуры обусловлена периодичностью проведения заседаний первых трех структурных подразделений организации. Конгрессы (съезды) могут созываться как раз в год (в большинстве корпораций), так и раз в два, три, а бывает, что и в четыре года. Центральные секретариаты и правления созываются с периодичностью от 2 раз в год до 1 раза в неделю, хотя существуют и такие корпорации, руководящие органы которых могут вообще созываться редко. Например, Forsakringsbolagens Riksforbund в Швеции. Периодичность созыва этих организационных структур всегда определяется уставом корпорации. Принципы, на которых осуществляется деятельность структурных подразделений корпораций как раз уже могут свидетельствовать о неформальности самой корпорации, то есть ее политической роли как субъекта политического процесса в стране. Первым по важности здесь может быть принцип неформального объединения нескольких организаций под знаменем одной корпорации. Соответственно, скандинавские политологи при этом говорят о горизонтальном и вертикальном строении корпорации. В первом случае наблюдается союз нескольких политических субъектов, просто объединяющих свои усилия в рамках одного организационного целого. Например, это отраслевые организации предпринимателей и профсоюзы (yrkesforbund). Решающим мотивом в создании такого субъекта политического процесса является выделение похожих, ассоциированных субъектов из общей палитры субъектов. Во втором случае мы наблюдаем обратное явление, когда решающим является место деятельности, ниша в политическом процессе, на пространстве которой осуществляется деятельность нескольких непохожих, но имеющих общие цели субъектов. Например, государственные чиновники, для которых рациональнее всего было бы горизонтальное объединение (по ведомствам и сферам управления), в Скандинавии как раз объединены в вертикальные организации. Цель при этом понятна — так им легче организовать совместные усилия по повышению своего уровня жизни!3. Существенным признаком вертикальной организации корпорации при этом является система делегаций и представительств членов-участников в вышестоящих органах управления одной, общей вертикальной корпорации. Напрямую вертикаль выражается в существовании так называемых “главных организаций”, “штаб-квартирах” (toporganisationer, hovedkontorer), берущих на себя заботу по внутренней координации деятельности своих субъектов и по представительству консолидированного интереса своих членов перед другими участниками политического процесса. Однако сами члены вертикальной организации не лишаются права самостоятельно решать тактические — но не стратегические — вопросы. В связи с этим в корпорациях давно уже было замечено существенное расслоение на ведущих и ведомых, создающее реальную (неформальную) структуру власти, порой не совпадающую с формальной структурой власти в организациях. Факт, тоже давно отмеченный: ни один орган управления здесь не имеет существенного влияния на принимаемые решения. Парадоксально при этом то, что неформальность этой реальной структуры власти, однако, выражается в существовании таких органов корпораций, которые вовсе не предусмотрены их учредительными актами. Как правило, это какой-нибудь консультативный орган при правлении или лидере корпорации. “Докладчик” или председатель того или иного структурного подразделения корпорации вместе со своим штабом консультантов — тоже весьма влиятельная фигура. Влиятельным может оказаться даже один член корпорации (вертикальной или горизонтальной). В этой связи мы можем назвать и неформальное распределение функциональных обязанностей бюрократов самой корпорации. Наконец, в данном случае небезынтересен вывод одного норвежского политолога, заметившего, что неформальная структура корпорации зависит от формальной структуры ее партнера в политической системе. Объясняется этот факт тем, что в этом случае корпорации набирают (rekruttering) штат экспертов (fageksperter) из того же источника и по тем же правилам, что и их партнеры (государство в лице своих органов)!4. Однако обратного движения в Скандинавии нет: на государственную службу не берут экспертов корпораций — в этом залог независимости государства от чересчур сильного давления последних. Сказанное, однако, не относится к политическим партиям. Помимо отмеченной выше особенности структуры корпораций, их внутреннее строение может отражать противоречивые интересы групп, входящих в саму организацию. Последнее важно учитывать при политическом анализе, поскольку реальная, а не формальная структура корпорации влияет на ее властное положение в политической системе. Проблема в данной связи всегда возникает, если упускать из виду такой фактор, как сплоченность корпорации, способность ее быть единым целым и выступать таковым в представительстве себя и интересов своих членов перед другими субъектами политического процесса. Согласно анализу норвежского политолога Улофа Торгерсена, на сплоченность (или даже уплотнение) корпорации влияет ряд факторов, которые можно классифицировать как: (1) неформальные и (2) формальные. Под неформальными факторами можно понимать такой ресурс организации, как “дух единения”, энтузиазм (iver) ее членов. Он непосредственно влияет на готовность членов корпорации жертвовать своим временем и экономическими ресурсами (innsatsvilje) для блага организации!5. Здесь, собственно, возможно установить общую закономерность: чем больше энтузиазма и готовности жертвовать среди членов корпорации, тем меньше в ней самой заорганизованно-сти, формальных структур и тем больше в ней однородности — гомогенности, что позволяет корпорации действовать как единое целое. Правда, если цели, стоящие перед организацией, сложны и разнородны, она может структурироваться, но опять-таки по неформальному принципу (горизонтальные корпорации), и ее члены могут достаточно быстро произвести оценку ситуации и сгруппироваться вокруг решения приоритетной задачи. В данном случае гомогенность корпорации не нарушается. Под формальными факторами можно понимать получившую после Второй мировой войны практику обеспечивать фиксацией в уставе и учредительных актах корпорации жестких правил, гарантирующих представительство в руководящих органах членов ее составных частей — низовых организаций. Как говорит сам Торгерсен, “структура организации, статьи устава, посвященные процедуре выборов делегатов на съезды, их квоты и т.п. способны много рассказать об общих возможностях ее самой, о ее силе, сплоченности и влиятельности”16. В данном случае корпорации с преобладанием формальных факторов в своей деятельности могут быть отнесены к вертикальному виду корпораций. Корпоративизм в Скандинавии (хотя это применимо вообще ко всем западным демократиям) мы можем определить как форму представительства интересов (организующих группы людей в организации-корпорации), посредством которой организованные интересы через институционализированную систему (это система взаимодействия) связаны с органом государственной власти. Формально у корпораций власти нет; легально власть является монополией государства, поэтому главная цель любой корпорации принудить государство применить власть в выгодном для нее направлении. * * * Подводя итог нашим размышлениям, мы хотели бы сослаться на очень верное развернутое определение, которое дал норвежскому обществу известный политолог Й.Ольсен, при этом — о чем мы можем с полной уверенностью судить — все сказанное им mutatis mutandi относится и к остальным странам Северной Европы. “Современная политическая история Норвегии характеризуется мирным сосуществованием и медленно текущими революционными преобразованиями. Современное государство благоденствия было построено здесь без агональных конфликтов. Это позволяет определить норвежское общество в качестве архетипа “европейской политии” — модели государства, институцио-нализировавшей стабильные политические процессы, которые обусловливаются слабой степенью политизации, слабым накалом публичных дебатов и малочисленностью массовых демонстраций, загниванием роли парламента, политических партий и института выборов, делегацией власти административной подсистеме и экспертам, кооптацией воздействующих на политику общества организованных интересов. Такая модель предоставляет административной подсистеме и экспертам значительный контроль над определенно очерченными сферами, с особым упором на компромисс и взаимодоверие сторон”17. ,<”' 2. Классификация корпораций Дифференциация видов корпораций не составляет большого труда; главное — выбрать по определенному критерию самый важный их вид. Например, простейшим способом классификации может быть численность их членов. Однако понятно, что этот фактор даже в боготворящих количественную сторону жизни человека западных цивилизациях не способен стать нашим главным критерием: общества эти по-прежнему продолжают оставаться сугубо индивидуалистическими с внешними проявлениями коллективизма. Следующий способ классификации возможен по отрасли жизни и политики, где они занимают свое место. Однако и этот способ не может нас удовлетворить по той простой причине, что главный критерий в определении места корпорации будет критерием самого себя, а не корпорации вообще. Наконец, возможен такой критерий, который определяет важность корпорации, включая в себя все предыдущие критерии, — влиятельность ее как субъекта политического процесса. Вспомогательным средством при этом будет конкретный способ осуществления этого влияния, поскольку разные корпорации, в общем-то, пользуются не разными, а одинаковыми способами осуществления своей власти. Иными словами, влияние корпорации и способ осуществления этого влияния будут как раз тем методом классификации, который позволит отожествить их друг с другом. Необходимая степень обобщения, таким образом, служит своей основной цели — индивидуализации видов корпоративных объединений стран Северной Европы. Достаточно назвать самые главные из них. Согласно принятому в Скандинавии способу классификации, мы подразделяем корпорации на две большие категории: (1) занятые обслуживанием интересов, связанных с распределением благ в обществе непосредственно, — профсоюзы и кооперативы; (2) делающие это опосредованно — все остальные18. В конце концов корпорации-организации могут еще подразделяться на общенациональные и региональные. Последних в несколько раз больше, чем первых. Дания Многочисленность корпоративных организаций в Дании объясняет и многообразие их организационных форм и ролей в обществе. Говоря о датских корпоративных организациях, следует прежде всего обращать внимание на их ориентацию в сторону государства или рынка, источники их финансирования, формальную или неформальную структуру. Так, например, Датское общество охраны природы (Dansk Naturfredningsforemng) имеет среди природоохранных организаций значительно большее (причем прямое) влияние, чем, скажем, Гринпис. Среди организаций, оказывающих социальную и гуманитарную помощь, выделим такие, как Общество по борьбе с раковыми заболеваниями (Kraef-tens bekaempelse) или Красный Крест (Rede Kors), обладающие гораздо большими средствами и влиянием, чем, к примеру, Международная амнистия (Amnesty International).
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |