КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обшее учение о корпорации в странах Северной Европы 3 страница
Нам необходимо упомянуть такой вид договора, как типовой (формулярный), распространенный на Западе и имеющий самые разнообразные предметы своего регулирования: от частноправовых до политических вопросов. Общий взгляд государства в лице судов на такие формы соглашений достаточно сдержанный. С одной стороны, существует презумпция ограничения свободы субъектов таких договоров (тут в сферу политики вторгается чисто рыночный принцип запрещения ограничения конкуренции — homo oeconomicus, таким образом, действует в полной мере), с другой — излишняя пристрастность государства тоже вредит делу. Основной упор здесь делается на решение проблемы обеспечения “due process” в защите личной, политической и социальной свободы индивида23. В Скандинавии законодатель идет по пути регламентации подобного рода договоров, кроме того, суды осуществляют “особо строгий контроль за подобного рода договорами”24. В основном суды, как мы указали на это выше, презюмируют необязательный характер условий таких договоров, их декларативный характер; кроме того, суды стремятся при рассмотрении этих договоров прибегать к ограничительному виду толкования их условий. В то же время довольно распространенным явлением бывает заключение общего договора, в котором конкретные условия не оговариваются, но имеется отсылка к другому договору или нормам закона (часто такие договоры заключаются не только в сфере отношений между трудом и капиталом, но и между государственными предприятиями и частными потребителями их услуг). В таком случае суды исходят из того, что сторона, подписавшая договор, изъявила свое согласие с его условиями, тем более, что отсылка, как мы указали выше, делается к нормам формального закона, которым суд связан. Суды стоят на прагматической позиции, когда рассматривают подобные типовые договоры, заключенные сторонами после длительных переговоров, поскольку считают, что подобный договор явится результатом компромисса между интересами сторон.
* * * Конкретные организационные формы слияния корпораций с государством соответствуют той или иной группе партнеров организаций по политическому процессу. Скандинавские политологи различают несколько таких групп в зависимости от того, с кем вступает корпорация в общение. Первой формой по частоте обращения и интенсивности контактов будет не национальный парламент или правительство, как это порой себе представляют, а бюрократия среднего звена (for-valtningssystem). Контакты здесь, как правило, не прерываются ни на минуту. Организация при этом обычно играет роль приглашающей стороны. Госчиновник приглашается на информационное или организационное мероприятие корпорации — пресс-конференцию, заседание правления и т.п., часто и сами представители корпораций напрашиваются на роль приглашенных на заседание консультативного органа ведомства или управления. Важность этого звена для корпораций объясняется стойкой традицией издания к формальному закону дюжины подзаконных актов, которые бы детализировали его исполнение. Проекты таких подзаконных актов (forskrifter, anordninger) пишут как раз представители этого среднего звена. Зачастую не имея возможности выйти на высокие государственные сферы, корпорации, используя доступ к невысоким должностным лицам, оказывают не меньшее влияние, чем если бы они напрямую контактировали с канцелярией премьер-министра. Связи, которые завязываются таким образом, послужили еще в конце 50-х годов предметом обстоятельного анализа государствоведов. Общий рефрен их мнений таков, что, несмотря на строгую неформальность этих контактов, их частоту, можно даже сказать, повседневность, здесь все же не происходит формирования тесного олигархического союза или, как называют этот элемент, vanskapskorruption (лучшее всего переводить это слово как “блат”, но скажем — “личные связи”). Отчасти с этим можно согласиться — коррупционные скандалы масштабов американских в Скандинавии редкость, но они все же бывают. Личные связи, способность “открывать двери” (как называл это И. Госе-мюр), неформальность обстановки, в которой происходят встречи, с одной стороны, обеспечивают надежный канал взаимодействия общества с государством, а с другой стороны, все же служат источником злоупотреблений. Двойственность эта возможна как раз потому, что в Скандинавии так и не принят закон о лоббировании интересов, как это было сделано в США.
Целью встреч корпораций с чиновничеством, помимо подготовки благоприятного проекта подзаконного акта, является участие корпораций в бюджетном процессе. Через административные органы среднего звена организации участвуют в формировании национального бюджета, его отдельных строк, обслуживающих государственную политику в сфере интересов той или иной корпорации. Следующей инстанцией, второй по частоте обращений к ней корпораций, является национальный парламент. Зачастую эта форма сливается с другой формой корпоративного общения: корпорация <-> политическая партия, поскольку в парламент корпорация всегда входит через контакт с фракцией той или иной партии в нем. Прямые контакты секретариата парламента с организациями по собственной инициативе лишены смысла, поскольку чиновники парламента не принимают важных политических решений. Главным действующим партнером для корпорации, таким образом, становится депутат. Депутаты от корпораций-организаций в парламентах стран Севера Европы — большая редкость. Как правило, корпорации договариваются с партиями о включении в партийные списки своих кандидатов на выборах, но, став депутатом формально от политической партии, он, согласно шкале своих предпочтений, будет ставить интересы голосовавшей за него организации на последнее место. Сама шкала предпочтений депутата, влияющих на его голосование, выглядит следующим образом: (1) личные взгляды; (2) партийная линия; (3) настроение избирателей;
(4) пожелания организаций25. Депутаты при этом в контактах с корпорациями предпочитают играть роль лидера, берут инициативу в свои руки, что нс всегда нравится корпорациям. Роль их в основном заключается при этом в предоставлении депутатам информационного материала, из которого может получиться законопроект или депутатский запрос (интерпелляция). Правда, институт докладчиков корпораций, о котором мы упоминали выше, позволяет нам все же сделать вывод, что корпоративное давление на парламент достаточно сильно. Партии взаимодействуют с организациями достаточно активно. Однако в Скандинавии действует принцип политического нейтралитета корпораций, поэтому партии взаимодействуют в основном с собственными дочерними организациями. Безусловные лидеры здесь — социал-демократы, связь которых с Центральным объединением профсоюзов имеет жесткие формы ассоциированного членства. С непартийными организациями партии стараются дружить, но при этом принцип политически родственного движения должен учитываться. Весьма важным каналом взаимодействия партий с организациями является финансовая помощь со стороны последних партиям во время национальных выборов (см. в этой связи § 1 датского закона о частной помощи политическим партиям 1990 г., который под субъектами этой помощи подразумевает как раз корпорации — Объединение работодателей, профсоюзы и другие организации). Такая помощь, конечно, влияет на список кандидатов, кроме того, партии всегда стремятся приглашать на собственные информационные мероприятия представителей организаций, как родственных, так и могущих оказаться попутчиками в решении какой-либо политической задачи. Инициатива здесь в руках партий. Взаимоотношения корпораций между собой могут осуществляться по принципу горизонтальной или вертикальной связи, о чем мы говорили выше. Слияние корпораций или их дробление — вещь не такая уж редкая в северных странах. Весьма часты объединения усилий корпораций при обсуждении важного политического вопроса, проведении исследования, а равно кооперация во всех тех областях, которые могут представлять интерес для некоторых из них. Взаимоотношения между собой корпорации зачастую регулируют при помощи договоров или неформальных соглашений.
Последней формой корпоративного общения в Скандинавии можно назвать контакты организаций с правительством. Kanslihuset в Швеции, Regjeringskvartalet в Норвегии, Christiansborg Slot в Дании, Valtioneuvosto в Финляндии как раз весьма редко посещаются представителями организаций. Во-первых, это слишком хлопотно, ибо кабинет всегда связан жесткой дисциплиной в проведении той или иной политической линии, поэтому организациям здесь позволено только высказывать свое мнение. Во-вторых, правительство формируется в Скандинавии по принципу парламентского большинства, поэтому все вопросы организации могут решить, не обращаясь в правительство. Специальные консультативные органы для совещания с представителями организаций правительство создает редко, более часто такие консультативные комиссии создаются на среднем уровне управления — при различных ведомствах (embetsverk). 1 Gierke О. Ор. cit. P. 162. 2 “Человек есть дух. Но что есть дух? Дух есть “Я” (Selvet). Но что есть “Я”? “Я” есть отношение соотношения себя с самим собой либо же это от ношение соотношения, соотносящее себя с самим собой. “Я” не есть просто отношение, но отношение, соотносящееся само с собой. Человек есть синтез бесконечного и конечного, вечного и преходящего, свободы и необходимости, короче — синтез. Синтез же есть отношение между двумя. Таким образом, человек есть нечто “Самоё” (selv). В отношении между двумя есть отношение к третьему в качестве негативной целостности и в смысле отношения к отношению; таким образом, в определение души входит отношение между душой и телом, являющееся отношением. Отношение, таким образом, соотносится само с собой и поэтому это отношение есть позитивное третье, и это третье есть “Я”. Kierkegaard S. Sygdommen til D0den. Samlede Vcerker, bd. 15. Kebenhavn, 1982. S. 73. 3 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 277. 4 AndenaesJ. Statsforfatningen i Norge. Oslo, 1994. S. 72. 5 von Eyben W. Domstolene og retsudviklingen. Kebenhavn, 1970. S. 53. 6 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 278. Абстрактный характер рамок, удерживающих человека в корпорации, создает большую иллюзию свободы как раз в силу своей абстрактности. Неслучаен в этой связи вывод Гегеля о том, что абстрактная правовая норма (вообще любое абстрактное определение) содержит больший объем свободы в себе по причине именно общего характера своих рамок, в которые включается в силу абстрактности возможно большее число частностей общей идеи, господствующей над этим абстрактным определением или этой абстрактной правовой нормой. Так следует понимать следующую фразу Гегеля: “В себе и для себя свободная воля так, как она есть в своем абстрактном понятии, есть в определенности непосредственности... В соответствии с моментом особенности воли она обладает более пространственным содержанием [курсив наш] определенных целей и в качестве исключающей единичности имеет вместе с тем это содержание, как внешний, непосредственно пред-найденный мир”. Философия права. С. 96. 9 “Корпорация (korporasjon) — это объединение лиц с общими интересами или общей профессией для реализации определенной цели. Вовне это объединение рассматривается в качестве юридического лица”. Gul-bransen E. Juridisk leksikon. Oslo, 1994. S. 120. Самое понятие korporasjon и interesseorganisasjon равнозначны. См.: SOU, 1987: 6. Folkstyrelsens vilkar. S. 294. Существует еще более обобщенный термин: “patryckningsgrupp” — “группа давления” — см.: Jansson J.-M. Politikens teori. Borga. 1970. S. 45. 10 Andren N. Svensk statskunskap. Stockholm, 1968. S. 45. 11 Andren N. Ор. cit. S. 45. 12 Elster J. Stat, oi-ganisasjon, klasse. Oslo, 1976. 103. Другой норвежский политолог [О. Берг] при различии позитивного корпоративизма и негативного делает упор на то, что в фашистском обществе корпорация не является автономной по отношению к государству, она есть его часть, интерес, который она отражает, должен быть принесен в жертву интересу государства, если между ними возникнет конфликт; вертикальное расслоение общества было заменено горизонтальным — и начальники, и подчиненные насильственно были втиснуты в рамки одной и то же организации. Вывод — фашисты строили свое здание корпоративизма на песке. Bei^g О. Stat og samfiinn. S. 105. 13 См.: Elvander N. InteresseoiTganisationema i dagens Sverige. Lund, 1966. S. 53. 14 GaasemyrJ. Oiganisasjonsbyrakrati og korporativisme. Bei-gen, 1979. S. 95. 15 Torgersen U. Oi-ganisasjoner og representasjonsregler // Makt og motiv. Et festskrift til Jens Arup Seip. Oslo, 1975. S. 209. 16 Torgeixen U. Op. cit. S. 213. 17 См.: Olsen J.P. Organised democracy. Political institutions in the Welfare State — the case of Norway. Beigen, 1983. P. 19. Относительно тенденции “медленно текущих революционных преобразований” можно сразу же заметить, что это вообще своеобразная черта всех северных стран. Так, другой автор замечает у шведов, особенно у шведских социал-демократов, “радикальный дух рационализма” вместе с неизменным чувством всех германских народов — “духом прагматической деловитости” (saklighet). См.: Elder N.C.M. Government in Sweden. Oxford, 1970. P. 186—189 и ел. 18 Для сравнения можем привести классификацию корпораций Госе-мюра: (1) samvirkeorganisasjonar — те, которые отражают узкоспециальные интересы и имеют ясные организационные черты; (2) fagorganisasjonar — профсоюзы мелкой буржуазии — работодателей, интеллигенции и крестьянства; (3) LO и связанные с ней организации, т.е. профсоюзы, находящиеся под контролем социал-демократов; (4) профсоюзы вне LO; (5) отраслевые организации работодателей. Госемюр, таким образом, кладет в основу своей классификации организационный принцип. См.: Gaasemyr J. Ор. cit. S. 20. 19 К этому выводу, а равно и к обозначению основных форм слияния корпораций с государством нас подтолкнул анализ следующей литературы, перечисление которой мы решили дать сразу, чтобы в дальнейшем не отягощать чтение бесконечными ссылками: Введение в шведское право. Под ред. С.Стрёмхольна. М., 1986. С. 30—40; Исаев М.А. Скандинавский корпоративизм // Бизнес и политика. 1995. № 4; Andren N. Govemement and politics in the Nordic countries. Stockholm, 1964. P. 24—46; Alter D. The Nordic parliaments. L., 1983. P. 184—197; Class and social oi-ganisation in Finland, Sweden and Norway. Uppsala, 1988. P. 75—105; Damgaard E. Folketinget under forandring. K0benhavn, 1977. S. 67—80; Den danske model. K.0benhavn, 1987. S. 15—32; Elster J. Stat, oi^ganisasjon, klasse. Oslo, 1976. S. 45—80; Elvander N. Interesseoi-ganisationema i dagens Sverige. Lund, 1966. S. 162—175; Friisberg G. Organisationer-stat-arbejdsmarked. Kabenhavn, 1987. S. 55—69; Hofoss D. Det politiske Norge. En innfiuring i politisk analyse og norsk samfunnsliv. Oslo, 1975. S. 51—80; Olsen J.P., red. Politisk oiganisering. S. 16— 24; Olsen J.P. Organised democracy. P. 30—55; Mjeldheim L. Politiske processar og institusjonar. Bergen, 1978. S. 105—130; Rasmussen E. Komparativ politik, bd. 1. S. 30—48; Stavang P. Parlamentarisme og maktbalanse. Oslo, 1964. S. 226—262 и многие, многие другие. 20 В литературе особо подчеркивается роль правительства как формального инициатора этого дела, например: Arter D. Op. cit. Р. 123; Damgaard E. Ор. cit. S. 113 и др., — что, однако, не противоречит именно неформальному лидерству корпораций в этом вопросе. Организации в большинстве случаев стоят за инициативой принятия того или иного формального решения правительства. 21 Вот, например, как они проходили в Норвегии: “Точно через секунду согласно “правильному” времени во дворце (часы в кабинете короля отставали на полминуты от остальных часов в доме!) король, облаченный в генеральский мундир, входил в зал заседаний Государственного совета, находящийся на первом этаже дворца и здоровался за руку с каждым членом Государственного совета, которые выстраивались в ряд вдоль стола согласно рангу и положению. Как правило, короля сопровождал кронпринц Ха-ральд. После того как они оба усаживались за стол, король вызывал глав департаментов в алфавитном порядке, но приоритет всегда отдавался департаменту иностранных дел. Члены госсовета (главы департаментов) подавали королю свой докладной лист и зачитывали его пункт за пунктом, всегда с неизменным королевским “Быть посему” в качестве резолюции в знак того, что одобрение решения получено. Под конец король обращался к премьеру с вопросом: “Есть ли еще другие дела в этом заседании?” Обычным ответом было: “Никаких других дел. Ваше Величество”. После чего все вставали и кланялись удалявшемуся с заседания королю”. Lang-slet L.R. Kong Olav V. av Noige. Oslo, 1992. S. 197. 22 Весьма хороший пример таких корпоративных норм мы можем видеть, например, в “Инструкции о правилах поведения адвокатов”, утвержденной Шведским обществом адвокатов 18.08.1971 г. На самом деле перевести правильно на русский язык название этого корпоративного акта достаточно трудно: Vajledende regler om god advokatssed. SOU 1983: 41. S. 142— 159; или еще один пример корпоративных норм: “Инструкция о правилах поведения ревизоров-аудиторов” (Regler om god revisorssed) от 1983 г. Ibidem. S. 160—170. В Дании также существуют аналогичные нормативные акты — “Regler for god advokatskik og kollegialitet”, принятые Советом адвокатов Дании в 1967 году. Датский аналог интересен тем, что на него имеется прямая ссылка в Законе о судопроизводстве (Retsplejeloven 1916 г.). 23 Friedmann W. Law in a changing society. L., 1959. P. 344. 24 Knoph R. Oversikt over Norges rett. Oslo, 1985. S. 316—317.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |