Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обшее учение о корпорации в странах Северной Европы 2 страница




К группе корпоративных организаций можно также отнести различного рода кооперативы (в первую очередь сельскохозяйст­венные) и сберегательные кассы, но только в исторической пер­спективе, теперь же они в основной своей массе превратились в обычные частные предприятия. Особо стоит упомянуть сущест­вующие и поныне свободные организации (frivillige organisatio-ner), которые начали создаваться в Дании в последней трети XIX века и за сто с лишним лет претерпели ряд серьезных изменений. Говоря о корпоративизме в Дании, нельзя умолчать о таких объ­единениях, как неформальные организации (graesrodsbevaegelser), женские (kvindeorganisationer) и организации в защиту мира, ко­торые имеют довольно-таки большое общественное значение.

Наиболее крупными корпоративными организациями в Дании являются те, что представлены на рынке труда, то есть организа­ции профсоюзов (Landsoigaiiisationen i Danmark — LO) и работодате­лей (Dansk arbejdsgiverforening — DA). Взаимоотношения между эти­ми организациями регулируются рядом законодательных актов. Первый из них — “Правила разрешения профессиональных споров” (Norm for regler for behandling af faglig strid), принятый в 1908 году. Другой акт — общий закон о регулировании трудовых отноше­ний, здесь мы сразу можем указать на созданный этим актом суд по трудовым спорам, имеющий аналог, кстати, и в других скан­динавских странах.

Начиная с 60-х годов нашего столетия количество членов профсоюзов значительно возросло, прежде всего за счет массо­вого выхода на рынок труда ранее не работавших домохозяек. Вообще же доля, как говорят в Дании, “организованных” (organiserede) работников, то есть являющихся членами проф­союза, превышает 90%. Это во многом объясняется тем, что в ве­дении профсоюзов находятся кассы по выплате пособий по без­работице (arbejdsleshedskasser — A-kasser), хотя для того, чтобы получать это пособие, членом профсоюза быть вовсе нс обяза­тельно, но психологический эффект все равно дает о себе знать.

Взаимодействие между профсоюзами и работодателями наи­более полно проявляется в деле заключения коллективных дого­воров и контроле за их выполнением. Главной целью организа­ции работодателей поэтому является выработка общей позиции при выдвижении профсоюзами требований о повышении зара­ботной платы во время переговоров по общенациональному со­глашению (overenskomstforhandlinger), которое перезаключается раз в два года. Она, например, имеет право наложить штраф на те предприятия, где осуществляется повышение зарплаты сверх ус­тановленных в общем коллективном договоре (Hovedaftalen) ра­мок, если подобное повышение не было заранее согласовано с DA. Организация также оказывает поддержку предприятиям, ра­ботники которых начали забастовку. Впрочем, DA имеет и дру­гую цель: представлять интересы работодателей в различных го­сударственных советах, комитетах и комиссиях, чтобы таким обра­зом защищать интересы предпринимателей перед государством.

Наконец, отметим такую, наиболее выдающуюся на совре­менном корпоративном небосклоне Дании организацию, как На­родное движение против ЕС. Оно возникло в результате рефе­рендума 1972 года на внепартийной основе. Благодаря последней своей особенности этому движению начиная с 1979 года удается всякий раз проводить своих сторонников в Европарламент.

Норвегия

Здесь прежде всего стоит обратить внимание на очень силь­ные позиции профсоюзов и связанную с профдвижением социал-демократическую партию Норвегии — Норвежскую рабочую пар­тию (Del Norske Arbeiderparti). Профсоюзы — LandsorganisasJone-ne, их позиция отражена в законодательстве. Это так называемый Arbeidsmiljoloven или, как он называется в Норвегии полностью, Lov от arbeidervern og arbeidsmiljo, 4. febr. No. 4 1977. Профсоюзы (LO) состоят из ряда отраслевых профсоюзов, в которых объеди­нено подавляющее большинство рабочих страны. Для сравнения укажем, что самое большое число рабочих, охваченных профсою­зами северных стран, — в Швеции (практически все). Организа­ционно профсоюзы Норвегии строятся так же, как и везде: цен­тральное правление, представленное Советом, и комитеты на местах.

Главным партнером профсоюзов в деле регулирования рынка труда является Объединение норвежских работодателей Norsk Arbeidsgiverforening (NAF), имеющее приблизительно такую же орга­низационную структуру, что и профсоюзы.

Основное взаимодействие между профсоюзами и объединени­ем предпринимателей имеет свои формы. Это тарифный договор, который имеет общее название — Главный договор (Hovedav-talen). В нем содержатся нормы, регулирующие тарифы по отрас­лям промышленности, заключенные отраслевыми профсоюзами с отраслевыми объединениями предпринимателей, а также нормы о регулировании условий труда, рабочей инспекции, трудовых конфликтов. С введением в Норвегии так называемой производ­ственной демократии профсоюзы получили еще больше влияния в делах не только регулирования, но и управления отраслями промышленности. Помимо этих организаций, в Норвегии со­гласно закону существуют государственные органы, надзирающие за тем, как осуществляется общее регулирование рынка труда. Это такие органы, как Arbeidsmiljeutvalget (§ 74 закона), Direktorat for arbeidstilsynet (§ 75 закона), Verneombud (§ 25 зако­на) и т.д. В общем и целом закон так определяет цель взаимо­действия профсоюзов с объединениями предпринимателей: “Дать основание к тому, чтобы рабочие и предприниматели (virk-somhetene) сами могли решать свои проблемы в сотрудничестве с производственными организациями (arbeidslivets organisasjoner) и при контроле и руководстве со стороны государственных вла­стей” (§ 1 п. 3 закона).

Кооперативное движение в Норвегии — одно из самых силь­ных корпоративных движений. Кооператив (samvirkelag) как та­ковой никак не урегулирован норвежским законодательством, за исключением так называемых жилищно-строительных коопера­тивов (Boligsamvirke). Связано это с тем, что жилищный вопрос стоял достаточно остро после войны для большинства населения, в связи с чем понадобилось организовать подобного рода остров­ки социализма в море капитализма. В Норвегии жилищные коо­перативы имеют собственные законы для регулирования своей деятельности. Законодательство знает два вида жилищных коопе­ративов: Boligbyggelag (Закон: lov om boligbyggelagg No. I 4, febr. 1960) и Borettslag (Закон: lov от borettslag No. 2 4, febr. 1960). Ос­новное их различие в том, что первый является скорее строи­тельной организацией, строящей за счет пайщиков здания и свя­занные с ними сооружения (§ 1 закона), а другой, во-первых, организационно представляет собой дочернее предприятие пер­вого со значительной разницей в величине пая, и, во-вторых, предназначен для уже конкретного обеспечения жильем своих пайщиков: “для предоставления своим пайщикам жилья через приобретение, путем руководства возведением здания или найма жилья в зданиях” (§ 1 закона). Остальные кооперативы являются обычными потребительскими обществами (forbrukssamvirket). Организационно кооперативы Норвегии объединились в единую Корпоративную организацию Norges {Cooperative Landforening (NKL) уже в 1906 году. Сегодня кооперативы Норвегии представ­ляют собой очень мощную хозяйственную (собственные пред­приятия) и финансовую (собственные банки и страховые фонды) корпорацию, голос которой очень весом в процессе политиче­ского общения.

Огромную роль в Норвегии, как и во всей Скандинавии, иг­рают спортивные организации, зачастую имеющие тесную связь с той или иной политической партией или профсоюзами. Это по­нятно, поскольку таким образом корпорации вербуют в свои ря­ды молодежь. Важно отметить — в этом особенность норвежцев — и ту роль, которую здесь играют организации, имеющие своей це­лью защиту национального языка. Языковая проблема в Норве­гии стоит до сих пор достаточно остро, что вызвало к жизни из­дание специального закона: Lov от malbruk i offetleg teneste от 11 апреля 1980 года, закрепившего двуязычную ситуацию в Норве­гии. Опросы общественного мнения, петиции, подписи под ко­торыми собирали организации, показывали, что норвежцев в два раза больше интересовал в 70-е годы именно этот вопрос, нежели ядерное разоружение, что парадоксально, ибо в Осло буквально на каждом шагу вы можете встретить бомбоубежище.

Большинство других ассоциаций здесь не имеет смысла пере­числять, поскольку их великое множество. Честно можно при­знать, что в Норвегии, как, впрочем, и в других странах этого региона, каждая область политического общения имеет собствен­ный корпоративный сегмент.

Швеция

Шведские профсоюзы создали свою центральную организа­цию в 1898 году, на год раньше норвежских. В Швеции, как и в Норвегии, действует правило о коллективном членстве профсою­зов в социал-демократической партии. В Швеции это Del svenska arbetarpartiet. Союз работодателей Швеции организован однотип­но с аналогичными организациями остальных северных стран.

Как гласит § 1 Общего устава Центральной организации профсоюзов Швеции (LO), профсоюзы объединены “с целью осуществления централизованного руководства профессиональ­ным движением и для защиты интересов работающих по найму в народном хозяйстве, а также для обеспечения развития общества на основе политической, социальной и экономической демокра­тии”. Последнее положение этого параграфа как нельзя лучше оттеняет огромную роль профсоюзов во всех сферах жизни швед­ского общества.

Начиная с 1938 года шведские профсоюзы, а за ними и ос­тальные в Скандинавии, начали заключать общие соглашения с союзами работодателей, в которых закреплялись нормы поведе­ния на рынке рабочих и предпринимателей. В 70-е годы в Шве­ции были приняты законы, которые регулировали взаимоотно­шения рабочих с предпринимателями и государством. Примером одного из основных таких законов является Arbetsmiljolag, 1977, № 1160. Весьма характерным является § 1 гл. 3, гласящий: “Рабо­тодатели и рабочие должны взаимодействовать для установления доброй рабочей среды (en god arbetsmiljo)”. Законодательство это послужило образцом для остальных северных стран. Государство в лице Statens avtalsverk с 1965 года осуществляет контроль за по­добным взаимодействием.

Kooperativa forbundet (KF) играет огромную роль в жизни шве­дов. Sveriges lantbruksforbund с 1939 года регулирует отношения в сельском хозяйстве. В тридцатые годы нынешнего столетия шве­ды, как и датчане, сумели существенно скооперировать свобод­ные крестьянские хозяйства, что помогло им, по мнению совре­менных иностранных наблюдателей, избежать негативных по­следствий “великой депрессии”. Кроме того, кооперативы в об­ласти жилищного строительства (HSB), как и в Норвегии, помог­ли решить острый жилищный вопрос.

Спортивные организации, организации в области проведения досуга, различные организации в женском движении имеют тес­ную связь с политическими партиями и занимают свое особое место в политическом процессе. Здесь мы можем назвать такие организации, как движение скаутов KFUK-KFUM, организации в области народного образования, что-то вроде весьма распро­страненных в советское время в СССР “народных университетов” — Arbetarnas bildningsforbund (ABF), Studieforbundet Vuxenskolan — школа, связанная с народной партией (Folkeparti); Moderate samlingspartiet Medborgarnaskolan — то же самое, но уже под ру­ководством либералов — умеренной партии Швеции.

Наконец, с начала 80-х годов в Швеции появилась развитая сеть организаций, условно именующихся как Handikapporganisa-tionar (организации по работе не только с физически или психи­чески неполноценными, но и просто стесненными в материаль­ном положении людьми). Работа этих организаций финансируется государством и проходит под лозунгом: “Alias likavarde — alias likaratt”.

Финляндия

Первые профессиональные союзы рабочих появились в Фин­ляндии в 1884 году, однако первый общенациональный их съезд прошел только в 1893 году. Центральная организация профсоюзов Финляндии была основана в 1907 году (Suomen AmmatUjarjesto - SAJ), с 1930 года — Suomen Ammattiyhdistysten Keskusliitto (SAK), в дальнейшем название организации несколько раз менялось по разным причинам, однако с 1969 года она действует под названи­ем SAK.

Общие положения относительно деятельности профсоюзов Финляндии не отличаются от аналогичных в остальных северных странах. В политическом отношении в SAK и его руководстве представлены в подавляющем большинстве социал-демократи­ческая партия и Левый союз. С начала 50-х годов профсоюзы Финляндии стали принимать активное участие в выработке и подписании коллективных договоров с работодателями, а с конца 60-х Центральное объединение профсоюзов Финляндии включи­лось в проведение так называемой “политики регулирования до­ходов”. Участие предпринимателей и правительства страны в “политике доходов” обусловливалось возможностью сохранения “трудового мира”.

Из не входящих в SAK профсоюзов стоит упомянуть два таких объединения, как AKAVA (профсоюз работников, имеющих высшее образование) и инженерное общество (Insinooriseura), на­считывающее около 12 тысяч членов, в подавляющем большин­стве представляющих Национальную коалиционную партию.

Значительно большую роль по сравнении с северными сосе­дями в жизни Финляндии играют в послевоенный период моло­дежные организации, сформированные под эгидой всех крупных политических партий страны. Именно из молодежных организа­ций и происходит пополнение в руководстве политических пар­тий, а в дальнейшем и страны (нынешний президент Финляндии М.Ахтисаари в начале 60-х годов стоял у руля социал-демо­кратического союза молодежи Финляндии).

Спортивные организации в жизни Финляндии также играют весьма важную роль. Достаточно сказать, что они объединяют около половины всех жителей страны. До начала 90-х годов здесь существовало два спортивных объединения, конкурировавших между собой: SVUL — государственный спортивный союз с пред­ставителями правых партий в руководстве и TUL — рабочий спортивный союз (около 800 тыс. членов). Мощный экономиче­ский кризис начала 90-х годов привел к банкротству обеих орга­низаций, и с конца 1994 года в Финляндии существует единый спортивный союз Финляндии (SUL).

Кооперативное движение Финляндии несколько отличалось от аналогичных движений в скандинавских странах, тем нс менее до начала 90-х годов в стране были хорошо известны такие мощ­ные, сформированные на базе рабочего движения, объединения, как STS (Финляндский рабочий сберегательный банк), ЕКА (Кооперативная розничная торговля), НАКА (строительная компания), ELANTO (кооперативное торговое товарищество), KANSA (страховая компания). Все они рухнули в начале 90-х, став жертвами “казино-экономики” и жесткого кризиса. В руко­водстве всех этих объединений находились преимущественно со­циал-демократы и, частично, представители компартии Финлян­дии. В настоящий момент в отношении этих организаций про­должает сохраняться общая неясность, однако понятно, что на их место со временем придут другие, или же они, получив помощь от государства, возобновят свою прежнюю деятельность.

§ 3. Формы корпоративного общения в странах Северной Европы

Прежде всего необходимо заметить, что главным сущностным моментом всех форм корпоративного общения является то, что корпорации стремятся воздействовать на государство, на госу­дарственную власть не извне, а изнутри самой власти. Это позво­ляет нам говорить о формах слияния корпораций с государством и его органами это очень важная качественная деталь корпора­тивной политической системы Скандинавии и Финляндии19.

В связи с вышесказанным важно отметить, что на первую форму слияния корпораций с государством влияет само положе­ние корпорации перед государственным органом, ее внутренняя структура и функциональные возможности. Поэтому очень важным представляется количество членов таких корпораций. Самые массовые из них являются и самыми влиятельными. В этом от­ношении к корпорациям применимы два положения, обычно применяемые к политическим партиям, — one man one vote и принцип, выведенный не так давно Стейном Рокканом в отно­шении корпоративных политических систем — stemmer teller mens ressurser avgjor — голоса подсчитывают, но решают ресурсы (в первоначальном английском тексте говорилось: “Votes count, resources decide”).

Разумеется, впереди всех по этому признаку идут профсоюзы и кооперативы. Причем кооперативы уже с самого начала своей истории создавались именно как всеобщие, т.е. бессословные организации. Так, например, в первом кооперативе, учрежден­ном в 1876 году в Стокгольме, состоял тогдашний король Шве­ции Карл XV.

Естественно, из принципа “голоса подсчитывают, но решают ресурсы” следует такая характерная черта корпораций, как при­сущие им “административные ресурсы”. Административные ре­сурсы — это зависимость влияния корпорации на государство от внутренней ее организации и состава (членов). В конце 70-х — начале 80-х годов в Скандинавии наблюдался процесс слияния корпораций (по горизонтали) в более укрупненные формы. Объ­яснялось это обыкновенной рационализацией их деятельности:

чем больше корпорация, тем больше ее административные ресур­сы. С начала 90-х годов идет обратный процесс — децентрализа­ция и дробление корпораций вслед за дроблением палитры об­щественных интересов, выражаемых через политические формы общения.

Далее необходимо отметить иерархическое положение, зани­маемое той или иной корпорацией в обществе. Причем важна также и отрасль хозяйства (политики), в которой эти корпорации действуют. Чем важнее отрасль, тем больше влияния у корпора­ции. Наиболее важными корпорациями в этой связи следует на­звать, конечно же, политические партии.

Следующим критерием мы называем профессионализм самих организаций — их способность качественно выполнять задачи, за разрешение которых они берутся. Этот процесс породил целый слой бюрократов — профессиональных экспертов корпораций (fagekspert), состоящих у них на службе и являющихся полномоч­ными представителями организаций в государственном или спе­циально созданном государством органе взаимодействия власти и корпораций. В качестве примера можем назвать достаточно фор­мальный институт “докладчиков” (talsmaend), приглашаемых на постоянной основе на заседания специальных комитетов и комиссий национальных парламентов. Корпорации объективно за­интересованы иметь у себя лучших экспертов-бюрократов. По этой причине эксперты относительно равномерно распределены среди всех главных корпораций политической системы. Юристы, конечно, тоже относятся нами в разряд таких экспертов.

Качество экспертов корпорации при этом оценивается не только их образованностью, но и практическим опытом работы:

в других корпорациях, партиях, на государственной службе и т.д. Кроме того, в отношении экспертов существует закономерность:

корпорация привлекает к решению той или иной проблемы, как правило, таких экспертов, которые имели практический опыт ра­боты в структуре партнера корпорации по политическому про­цессу. Иными словами, если корпорация вступила в контакт с политической партией, то корпорацию будет представлять на этих переговорах бывший партийный функционер, на перегово­рах с государством — бывший госчиновник и т.д.

Последним критерием в этом ряду можно назвать экономиче­ские возможности корпораций, их финансовую мобильность. Легальных путей формирования финансовых возможностей че­тыре: членские взносы, добровольные пожертвования, собствен­ная экономическая деятельность через проникновение корпора­ций на ключевые посты в инвестиционные, благотворительные и пенсионные фонды. Особенно сильны в этом отношении пози­ции кооперативов, профсоюзов и политических партий, прежде всего социал-демократических. 'Подобного рода триада является самой сильной в политическом спектре скандинавского общества и принадлежит к его левому крылу. Объясняется это тем, что от­ставные функционеры корпораций благодаря корпоративному членству их в этих экономических институтах, как правило, ухо­дят не на покой, а на работу в эти фонды и институты, что еще больше увеличивает невидимую власть корпораций. Четвертый вид — государственная помощь, правда, она предоставляется тем организациям, которые напрямую связаны с работой по осущест­влению государственных задач в гуманитарной сфере: нацио­нальные организации Красного Креста, спортивные организации, студенческие профсоюзы и т.п.

* * *

Вторая форма слияния корпораций с государством отражена в особых методах их взаимодействия друг с другом. Но в основном методы эти носят сугубо неформальный характер. В последнее время, правда, стала наблюдаться формализация таких контактов. Все больше и больше формальных законов упоминают корпора­ции и наделяют их определенным кругом прав. Например, § 37 норвежского закона о разрешении административных дел (forvaltningsloven) от 10.02.1967 г. гласит: “Орган управления должен по­заботиться о том, чтобы вопрос был надлежащим образом прояс­нен до того, как будет принято постановление (forskrift). Общест­венным и частным организациям (interessegrupper), которых кос­нется или касается постановление или же если затрагиваются их особые интересы, должна быть предоставлена возможность вы­сказаться по рассматриваемому вопросу до того, как будет подго­товлен [проект] постановления, его изменение или отмена”.

На первое место тут можно поставить неформальную инициа­тиву по принятию какого-либо законопроекта или по вмешатель­ству в ту или иную сферу общественной жизни со стороны госу­дарства в лице правительства или парламента. Безусловным ли­дером в этом отношении считается правительство20. Однако на самом деле начальной стадией проявления инициативы является обращение той или иной корпорации-организации, очень часто через средства массовой информации, непосредственно к прави­тельству с призывом принять, отменить, изменить то или иное положение в законе, сам закон и т.д. Впрочем, нередко корпора­ции могут присоединиться к выдвинутому государственным ор­ганом предложению (preposisjon, forslag).

Следующей формой можно назвать общественные исследова­ния (utredningar) тех или иных вопросов общественной и госу­дарственной жизни, а также проведение совещаний между раз­личными организациями и представителями государства в раз­личных комитетах, советах и т.п. органах, специально для этого созданных правительством или существующих на постоянной ос­нове. Особо характерно постоянное существование таких органов в Швеции. Кроме того, организации активно используют знания своих экспертов для изучения того или иного вопроса. Результа­ты таких исследований практически всегда достоверны и публи­куются в СМИ и таким косвенным образом доводятся до сведе­ния правительства. Причем правительство заранее ставится в не­равное положение по сравнению с органом, проведшим такое исследование, поскольку его выводы всегда категоричны и пра­вительству приходится тратить массу драгоценного времени на их опровержение, что отнюдь не всегда достигает цели, либо подчи­ниться выводам, содержащимся в исследовательском докладе корпорации. Во всяком случае конфликт правительства с корпорацией на почве исследовательского доклада чреват для первого вотумом недоверия в парламенте и другими неприятными кадро­выми потрясениями. Инициатива в проведении такого исследо­вания может принадлежать как организации, так и государству.

Далее можно назвать доклад по делу (remissyttrande), возбу­дившему интерес корпораций. Эта форма корпоративного обще­ния формализована и институционализирована, и для нее суще­ствует своя особая процедура. Слушания проходят на заседаниях советов и комитетов, о которых мы упоминали выше. Возможно проведение таких слушаний и непосредственно в самом органе государства на его пленарном заседании. Организации, присутст­вующие на таких заседаниях, формально имеют право только заявить свое мнение, но на практике дело обстоит как раз наобо­рот. Учитывать такое мнение явно в интересах государства. Эта стадия сейчас в странах Северной Европы, пожалуй, одна из са­мых формальных. Такой канал взаимодействия в значительной степени регулируется нормативными государственными актами. См., например, датский административный закон № 571 от 19.12.1985 г., который тем не менее не содержит подобных част­ных указаний, однако по своему главному принципу широко до­пускает общественность к участию в принятии решений органа­ми государственного управления, см. также гл. 3 Закона и п. 40 Инструкции к административному закону № 347 от 06.06.1991 г.

Промежуточную стадию здесь занимают неформальные кон­такты между представителями организаций и правительства. Они осуществляются постоянно, тем не менее их целесообразно вы­делить в особую группу. Форма их проведения может быть самая различная: беседы, обеды, телефонные переговоры. Так, напри­мер, исследователи норвежской бюрократии отмечают, что льви­ная доля рабочего времени чиновников высокого ранга в Нор­вегии посвящена как раз телефонным разговорам, тогда как удел оправдания имени бюрократа предоставлен нижестоящим чинов­никам — их бремя составлять и писать бумаги.

Норвежской практике также известен случай весьма ориги­нального давления на государственных чиновников, правда, уже со стороны граждан, но посредством корпоративного канала воз­действия. В октябре 1960 года профессор Харальд Шильдеруп в интервью по телевидению посоветовал жителям коммуны Бэрум (район г. Осло), которые ночными часами мучались из-за шума от близлежащего аэропорта Форнебю, звонить по ночам минист­ру путей сообщений и начальнику управления гражданской авиа­ции с тем, чтобы высказывать им свои жалобы. Этот случай вы­звал оживленную дискуссию в обществе. Телефон, таким обра­зом, может быть обоюдоострым средством влияния.

Наконец, упомянем такие инструменты влияния корпораций, как собственные СМИ; большинство из них, конечно, не на­столько богаты, чтобы издавать собственную газету, но специаль­ные информационные бюллетени они выпускают. Практикуется корпорациями рассылка писем, сообщений по адресам граждан, но в большинстве случаев заинтересованным лицам (brevkort-aksjonar). Сбор подписей под воззванием и петицией — также весьма распространенный метод корпоративного воздействия. В 70-е и 80-е годы наиболее часто к такому способу прибегали при проведении антивоенных акций. Телефонное обзванивайте, оп­рос общественного мнения и публикация результатов этих меро­приятий тоже находятся в арсенале средств политической борьбы организаций-корпораций.

Главное, что необходимо для неформальных контактов, — это отсутствие протокола, куда заносятся речи сторон. Стоит отме­тить, что подобного рода формы являются традицией в сканди­навских странах, когда за кружкой пива (у финнов в сауне) ре­шается важный вопрос. Например, заседания правительства, проводимые всегда в определенный день недели, на самом деле только протоколируют уже заранее найденные решения и поэто­му длятся не более часа-полутора2!. На заседаниях Госсовета в Дании, Норвегии и Швеции присутствует король (в Финляндии же главой государства является президент), он председатель и формально скрепляет своей подписью заранее подготовленные проекты ре­шений.

Часто переговоры (как правило, прямые и без посредников) имеют своей целью заключение соглашения между корпорация­ми и государством. Соглашение может быть оформлено в виде формального договора, или правительство и корпорация, участвующие в переговорах, дают формальное обещание предпринять то или иное действие. Содержанием договора может быть реше­ние вполне конкретного вопроса: от закупки государством про­дукции у производителей, представленных корпорацией, и до предоставления займов самому государству частными финансо­выми учреждениями. Сфера это, надо понимать, в любом госу­дарстве крайне деликатная.

Предоставление услуг корпораций в информационной сфере также невозможно не учитывать. Корпорации в этом случае мо­гут действовать по заказу заинтересованного государственного ведомства. Чаще всего, будучи представителем организованного интереса, корпорация является первоисточником сведений — причем важнейших для правительства — о том, что ожидает по­следнее в случае принятия им того или иного решения.

В особую группу мы бы выделили взаимодействие между кор­порациями и органами государства, действующими в пределах компетенции, предоставленной им путем делегированного зако­нодательства. Иногда делегация и субдслегация допускаются да­же в отношении корпораций — негосударственных органов! Чаще всего это связано с функционированием здесь так называемой “производственной демократии” (Virksomhedsdemokrati, 0konom-isk demokrati) и т.д. Немаловажным обстоятельством при этом является то, что корпорации, сотрудничающие с государством, как правило, являются представителями субъектов различных от­раслей экономики и хозяйственной жизни. Стоит отметить так­же, что подобные формы сотрудничества часто финансируются из государственного бюджета.

* * *

Нормы корпоративного общения, таким образом, имеют сво­им адресатом не только членов корпораций, но и всех лиц, кото­рые могут обратиться к услугам корпораций — государство в том числе. В то же время такие нормы нельзя отнести к разряду норм “внутреннего права” самих корпораций, каковые также сущест­вуют и регулируют их внутреннее строение, объем компетенции органов и задачи, которые преследует корпорация. Корпоратив­ные нормы — это нормы, выработанные в процессе общения в рамках политической системы между государством и корпора­циями, это своего рода правила игры, нарушать которые, однако, никому не позволено. Никто не следит за их соблюдением, в об­ществе отсутствует орган принуждения, который вступает в дело в случае их нарушения. Соблюдение их обеспечивается общей солидарностью корпораций, общественным мнением, разделеннным на корпоративные сегменты, и общим принципом западной политической жизни — государство всегда не право22.

Корпоративные нормы в большинстве случаев встречаются в таком распространенном на Западе, в Скандинавии особенно, виде источников права, как корпоративный договор. Разновид­ностей таких договоров множество. Первым из них может быть договор, заключенный формально между членами корпорации, — это сам ее устав, учредительный акт и пр. Однако наиболее важ­ным видом корпоративного договора следует признать Генераль­ное соглашение между национальной организацией профсоюзов, с одной стороны, и объединением предпринимателей — с другой. Этот тип корпоративного договора получил уже в отечественной литературе обстоятельный анализ, поэтому мы не станем на нем подробно останавливаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.