КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обшее учение о корпорации в странах Северной Европы 2 страница
К группе корпоративных организаций можно также отнести различного рода кооперативы (в первую очередь сельскохозяйственные) и сберегательные кассы, но только в исторической перспективе, теперь же они в основной своей массе превратились в обычные частные предприятия. Особо стоит упомянуть существующие и поныне свободные организации (frivillige organisatio-ner), которые начали создаваться в Дании в последней трети XIX века и за сто с лишним лет претерпели ряд серьезных изменений. Говоря о корпоративизме в Дании, нельзя умолчать о таких объединениях, как неформальные организации (graesrodsbevaegelser), женские (kvindeorganisationer) и организации в защиту мира, которые имеют довольно-таки большое общественное значение. Наиболее крупными корпоративными организациями в Дании являются те, что представлены на рынке труда, то есть организации профсоюзов (Landsoigaiiisationen i Danmark — LO) и работодателей (Dansk arbejdsgiverforening — DA). Взаимоотношения между этими организациями регулируются рядом законодательных актов. Первый из них — “Правила разрешения профессиональных споров” (Norm for regler for behandling af faglig strid), принятый в 1908 году. Другой акт — общий закон о регулировании трудовых отношений, здесь мы сразу можем указать на созданный этим актом суд по трудовым спорам, имеющий аналог, кстати, и в других скандинавских странах. Начиная с 60-х годов нашего столетия количество членов профсоюзов значительно возросло, прежде всего за счет массового выхода на рынок труда ранее не работавших домохозяек. Вообще же доля, как говорят в Дании, “организованных” (organiserede) работников, то есть являющихся членами профсоюза, превышает 90%. Это во многом объясняется тем, что в ведении профсоюзов находятся кассы по выплате пособий по безработице (arbejdsleshedskasser — A-kasser), хотя для того, чтобы получать это пособие, членом профсоюза быть вовсе нс обязательно, но психологический эффект все равно дает о себе знать. Взаимодействие между профсоюзами и работодателями наиболее полно проявляется в деле заключения коллективных договоров и контроле за их выполнением. Главной целью организации работодателей поэтому является выработка общей позиции при выдвижении профсоюзами требований о повышении заработной платы во время переговоров по общенациональному соглашению (overenskomstforhandlinger), которое перезаключается раз в два года. Она, например, имеет право наложить штраф на те предприятия, где осуществляется повышение зарплаты сверх установленных в общем коллективном договоре (Hovedaftalen) рамок, если подобное повышение не было заранее согласовано с DA. Организация также оказывает поддержку предприятиям, работники которых начали забастовку. Впрочем, DA имеет и другую цель: представлять интересы работодателей в различных государственных советах, комитетах и комиссиях, чтобы таким образом защищать интересы предпринимателей перед государством. Наконец, отметим такую, наиболее выдающуюся на современном корпоративном небосклоне Дании организацию, как Народное движение против ЕС. Оно возникло в результате референдума 1972 года на внепартийной основе. Благодаря последней своей особенности этому движению начиная с 1979 года удается всякий раз проводить своих сторонников в Европарламент. Норвегия Здесь прежде всего стоит обратить внимание на очень сильные позиции профсоюзов и связанную с профдвижением социал-демократическую партию Норвегии — Норвежскую рабочую партию (Del Norske Arbeiderparti). Профсоюзы — LandsorganisasJone-ne, их позиция отражена в законодательстве. Это так называемый Arbeidsmiljoloven или, как он называется в Норвегии полностью, Lov от arbeidervern og arbeidsmiljo, 4. febr. No. 4 1977. Профсоюзы (LO) состоят из ряда отраслевых профсоюзов, в которых объединено подавляющее большинство рабочих страны. Для сравнения укажем, что самое большое число рабочих, охваченных профсоюзами северных стран, — в Швеции (практически все). Организационно профсоюзы Норвегии строятся так же, как и везде: центральное правление, представленное Советом, и комитеты на местах. Главным партнером профсоюзов в деле регулирования рынка труда является Объединение норвежских работодателей Norsk Arbeidsgiverforening (NAF), имеющее приблизительно такую же организационную структуру, что и профсоюзы. Основное взаимодействие между профсоюзами и объединением предпринимателей имеет свои формы. Это тарифный договор, который имеет общее название — Главный договор (Hovedav-talen). В нем содержатся нормы, регулирующие тарифы по отраслям промышленности, заключенные отраслевыми профсоюзами с отраслевыми объединениями предпринимателей, а также нормы о регулировании условий труда, рабочей инспекции, трудовых конфликтов. С введением в Норвегии так называемой производственной демократии профсоюзы получили еще больше влияния в делах не только регулирования, но и управления отраслями промышленности. Помимо этих организаций, в Норвегии согласно закону существуют государственные органы, надзирающие за тем, как осуществляется общее регулирование рынка труда. Это такие органы, как Arbeidsmiljeutvalget (§ 74 закона), Direktorat for arbeidstilsynet (§ 75 закона), Verneombud (§ 25 закона) и т.д. В общем и целом закон так определяет цель взаимодействия профсоюзов с объединениями предпринимателей: “Дать основание к тому, чтобы рабочие и предприниматели (virk-somhetene) сами могли решать свои проблемы в сотрудничестве с производственными организациями (arbeidslivets organisasjoner) и при контроле и руководстве со стороны государственных властей” (§ 1 п. 3 закона). Кооперативное движение в Норвегии — одно из самых сильных корпоративных движений. Кооператив (samvirkelag) как таковой никак не урегулирован норвежским законодательством, за исключением так называемых жилищно-строительных кооперативов (Boligsamvirke). Связано это с тем, что жилищный вопрос стоял достаточно остро после войны для большинства населения, в связи с чем понадобилось организовать подобного рода островки социализма в море капитализма. В Норвегии жилищные кооперативы имеют собственные законы для регулирования своей деятельности. Законодательство знает два вида жилищных кооперативов: Boligbyggelag (Закон: lov om boligbyggelagg No. I 4, febr. 1960) и Borettslag (Закон: lov от borettslag No. 2 4, febr. 1960). Основное их различие в том, что первый является скорее строительной организацией, строящей за счет пайщиков здания и связанные с ними сооружения (§ 1 закона), а другой, во-первых, организационно представляет собой дочернее предприятие первого со значительной разницей в величине пая, и, во-вторых, предназначен для уже конкретного обеспечения жильем своих пайщиков: “для предоставления своим пайщикам жилья через приобретение, путем руководства возведением здания или найма жилья в зданиях” (§ 1 закона). Остальные кооперативы являются обычными потребительскими обществами (forbrukssamvirket). Организационно кооперативы Норвегии объединились в единую Корпоративную организацию Norges {Cooperative Landforening (NKL) уже в 1906 году. Сегодня кооперативы Норвегии представляют собой очень мощную хозяйственную (собственные предприятия) и финансовую (собственные банки и страховые фонды) корпорацию, голос которой очень весом в процессе политического общения. Огромную роль в Норвегии, как и во всей Скандинавии, играют спортивные организации, зачастую имеющие тесную связь с той или иной политической партией или профсоюзами. Это понятно, поскольку таким образом корпорации вербуют в свои ряды молодежь. Важно отметить — в этом особенность норвежцев — и ту роль, которую здесь играют организации, имеющие своей целью защиту национального языка. Языковая проблема в Норвегии стоит до сих пор достаточно остро, что вызвало к жизни издание специального закона: Lov от malbruk i offetleg teneste от 11 апреля 1980 года, закрепившего двуязычную ситуацию в Норвегии. Опросы общественного мнения, петиции, подписи под которыми собирали организации, показывали, что норвежцев в два раза больше интересовал в 70-е годы именно этот вопрос, нежели ядерное разоружение, что парадоксально, ибо в Осло буквально на каждом шагу вы можете встретить бомбоубежище. Большинство других ассоциаций здесь не имеет смысла перечислять, поскольку их великое множество. Честно можно признать, что в Норвегии, как, впрочем, и в других странах этого региона, каждая область политического общения имеет собственный корпоративный сегмент. Швеция Шведские профсоюзы создали свою центральную организацию в 1898 году, на год раньше норвежских. В Швеции, как и в Норвегии, действует правило о коллективном членстве профсоюзов в социал-демократической партии. В Швеции это Del svenska arbetarpartiet. Союз работодателей Швеции организован однотипно с аналогичными организациями остальных северных стран. Как гласит § 1 Общего устава Центральной организации профсоюзов Швеции (LO), профсоюзы объединены “с целью осуществления централизованного руководства профессиональным движением и для защиты интересов работающих по найму в народном хозяйстве, а также для обеспечения развития общества на основе политической, социальной и экономической демократии”. Последнее положение этого параграфа как нельзя лучше оттеняет огромную роль профсоюзов во всех сферах жизни шведского общества. Начиная с 1938 года шведские профсоюзы, а за ними и остальные в Скандинавии, начали заключать общие соглашения с союзами работодателей, в которых закреплялись нормы поведения на рынке рабочих и предпринимателей. В 70-е годы в Швеции были приняты законы, которые регулировали взаимоотношения рабочих с предпринимателями и государством. Примером одного из основных таких законов является Arbetsmiljolag, 1977, № 1160. Весьма характерным является § 1 гл. 3, гласящий: “Работодатели и рабочие должны взаимодействовать для установления доброй рабочей среды (en god arbetsmiljo)”. Законодательство это послужило образцом для остальных северных стран. Государство в лице Statens avtalsverk с 1965 года осуществляет контроль за подобным взаимодействием. Kooperativa forbundet (KF) играет огромную роль в жизни шведов. Sveriges lantbruksforbund с 1939 года регулирует отношения в сельском хозяйстве. В тридцатые годы нынешнего столетия шведы, как и датчане, сумели существенно скооперировать свободные крестьянские хозяйства, что помогло им, по мнению современных иностранных наблюдателей, избежать негативных последствий “великой депрессии”. Кроме того, кооперативы в области жилищного строительства (HSB), как и в Норвегии, помогли решить острый жилищный вопрос. Спортивные организации, организации в области проведения досуга, различные организации в женском движении имеют тесную связь с политическими партиями и занимают свое особое место в политическом процессе. Здесь мы можем назвать такие организации, как движение скаутов KFUK-KFUM, организации в области народного образования, что-то вроде весьма распространенных в советское время в СССР “народных университетов” — Arbetarnas bildningsforbund (ABF), Studieforbundet Vuxenskolan — школа, связанная с народной партией (Folkeparti); Moderate samlingspartiet Medborgarnaskolan — то же самое, но уже под руководством либералов — умеренной партии Швеции. Наконец, с начала 80-х годов в Швеции появилась развитая сеть организаций, условно именующихся как Handikapporganisa-tionar (организации по работе не только с физически или психически неполноценными, но и просто стесненными в материальном положении людьми). Работа этих организаций финансируется государством и проходит под лозунгом: “Alias likavarde — alias likaratt”. Финляндия Первые профессиональные союзы рабочих появились в Финляндии в 1884 году, однако первый общенациональный их съезд прошел только в 1893 году. Центральная организация профсоюзов Финляндии была основана в 1907 году (Suomen AmmatUjarjesto - SAJ), с 1930 года — Suomen Ammattiyhdistysten Keskusliitto (SAK), в дальнейшем название организации несколько раз менялось по разным причинам, однако с 1969 года она действует под названием SAK. Общие положения относительно деятельности профсоюзов Финляндии не отличаются от аналогичных в остальных северных странах. В политическом отношении в SAK и его руководстве представлены в подавляющем большинстве социал-демократическая партия и Левый союз. С начала 50-х годов профсоюзы Финляндии стали принимать активное участие в выработке и подписании коллективных договоров с работодателями, а с конца 60-х Центральное объединение профсоюзов Финляндии включилось в проведение так называемой “политики регулирования доходов”. Участие предпринимателей и правительства страны в “политике доходов” обусловливалось возможностью сохранения “трудового мира”. Из не входящих в SAK профсоюзов стоит упомянуть два таких объединения, как AKAVA (профсоюз работников, имеющих высшее образование) и инженерное общество (Insinooriseura), насчитывающее около 12 тысяч членов, в подавляющем большинстве представляющих Национальную коалиционную партию. Значительно большую роль по сравнении с северными соседями в жизни Финляндии играют в послевоенный период молодежные организации, сформированные под эгидой всех крупных политических партий страны. Именно из молодежных организаций и происходит пополнение в руководстве политических партий, а в дальнейшем и страны (нынешний президент Финляндии М.Ахтисаари в начале 60-х годов стоял у руля социал-демократического союза молодежи Финляндии). Спортивные организации в жизни Финляндии также играют весьма важную роль. Достаточно сказать, что они объединяют около половины всех жителей страны. До начала 90-х годов здесь существовало два спортивных объединения, конкурировавших между собой: SVUL — государственный спортивный союз с представителями правых партий в руководстве и TUL — рабочий спортивный союз (около 800 тыс. членов). Мощный экономический кризис начала 90-х годов привел к банкротству обеих организаций, и с конца 1994 года в Финляндии существует единый спортивный союз Финляндии (SUL). Кооперативное движение Финляндии несколько отличалось от аналогичных движений в скандинавских странах, тем нс менее до начала 90-х годов в стране были хорошо известны такие мощные, сформированные на базе рабочего движения, объединения, как STS (Финляндский рабочий сберегательный банк), ЕКА (Кооперативная розничная торговля), НАКА (строительная компания), ELANTO (кооперативное торговое товарищество), KANSA (страховая компания). Все они рухнули в начале 90-х, став жертвами “казино-экономики” и жесткого кризиса. В руководстве всех этих объединений находились преимущественно социал-демократы и, частично, представители компартии Финляндии. В настоящий момент в отношении этих организаций продолжает сохраняться общая неясность, однако понятно, что на их место со временем придут другие, или же они, получив помощь от государства, возобновят свою прежнюю деятельность. § 3. Формы корпоративного общения в странах Северной Европы Прежде всего необходимо заметить, что главным сущностным моментом всех форм корпоративного общения является то, что корпорации стремятся воздействовать на государство, на государственную власть не извне, а изнутри самой власти. Это позволяет нам говорить о формах слияния корпораций с государством и его органами — это очень важная качественная деталь корпоративной политической системы Скандинавии и Финляндии19. В связи с вышесказанным важно отметить, что на первую форму слияния корпораций с государством влияет само положение корпорации перед государственным органом, ее внутренняя структура и функциональные возможности. Поэтому очень важным представляется количество членов таких корпораций. Самые массовые из них являются и самыми влиятельными. В этом отношении к корпорациям применимы два положения, обычно применяемые к политическим партиям, — one man one vote и принцип, выведенный не так давно Стейном Рокканом в отношении корпоративных политических систем — stemmer teller mens ressurser avgjor — голоса подсчитывают, но решают ресурсы (в первоначальном английском тексте говорилось: “Votes count, resources decide”). Разумеется, впереди всех по этому признаку идут профсоюзы и кооперативы. Причем кооперативы уже с самого начала своей истории создавались именно как всеобщие, т.е. бессословные организации. Так, например, в первом кооперативе, учрежденном в 1876 году в Стокгольме, состоял тогдашний король Швеции Карл XV. Естественно, из принципа “голоса подсчитывают, но решают ресурсы” следует такая характерная черта корпораций, как присущие им “административные ресурсы”. Административные ресурсы — это зависимость влияния корпорации на государство от внутренней ее организации и состава (членов). В конце 70-х — начале 80-х годов в Скандинавии наблюдался процесс слияния корпораций (по горизонтали) в более укрупненные формы. Объяснялось это обыкновенной рационализацией их деятельности: чем больше корпорация, тем больше ее административные ресурсы. С начала 90-х годов идет обратный процесс — децентрализация и дробление корпораций вслед за дроблением палитры общественных интересов, выражаемых через политические формы общения. Далее необходимо отметить иерархическое положение, занимаемое той или иной корпорацией в обществе. Причем важна также и отрасль хозяйства (политики), в которой эти корпорации действуют. Чем важнее отрасль, тем больше влияния у корпорации. Наиболее важными корпорациями в этой связи следует назвать, конечно же, политические партии. Следующим критерием мы называем профессионализм самих организаций — их способность качественно выполнять задачи, за разрешение которых они берутся. Этот процесс породил целый слой бюрократов — профессиональных экспертов корпораций (fagekspert), состоящих у них на службе и являющихся полномочными представителями организаций в государственном или специально созданном государством органе взаимодействия власти и корпораций. В качестве примера можем назвать достаточно формальный институт “докладчиков” (talsmaend), приглашаемых на постоянной основе на заседания специальных комитетов и комиссий национальных парламентов. Корпорации объективно заинтересованы иметь у себя лучших экспертов-бюрократов. По этой причине эксперты относительно равномерно распределены среди всех главных корпораций политической системы. Юристы, конечно, тоже относятся нами в разряд таких экспертов. Качество экспертов корпорации при этом оценивается не только их образованностью, но и практическим опытом работы: в других корпорациях, партиях, на государственной службе и т.д. Кроме того, в отношении экспертов существует закономерность: корпорация привлекает к решению той или иной проблемы, как правило, таких экспертов, которые имели практический опыт работы в структуре партнера корпорации по политическому процессу. Иными словами, если корпорация вступила в контакт с политической партией, то корпорацию будет представлять на этих переговорах бывший партийный функционер, на переговорах с государством — бывший госчиновник и т.д. Последним критерием в этом ряду можно назвать экономические возможности корпораций, их финансовую мобильность. Легальных путей формирования финансовых возможностей четыре: членские взносы, добровольные пожертвования, собственная экономическая деятельность через проникновение корпораций на ключевые посты в инвестиционные, благотворительные и пенсионные фонды. Особенно сильны в этом отношении позиции кооперативов, профсоюзов и политических партий, прежде всего социал-демократических. 'Подобного рода триада является самой сильной в политическом спектре скандинавского общества и принадлежит к его левому крылу. Объясняется это тем, что отставные функционеры корпораций благодаря корпоративному членству их в этих экономических институтах, как правило, уходят не на покой, а на работу в эти фонды и институты, что еще больше увеличивает невидимую власть корпораций. Четвертый вид — государственная помощь, правда, она предоставляется тем организациям, которые напрямую связаны с работой по осуществлению государственных задач в гуманитарной сфере: национальные организации Красного Креста, спортивные организации, студенческие профсоюзы и т.п. * * * Вторая форма слияния корпораций с государством отражена в особых методах их взаимодействия друг с другом. Но в основном методы эти носят сугубо неформальный характер. В последнее время, правда, стала наблюдаться формализация таких контактов. Все больше и больше формальных законов упоминают корпорации и наделяют их определенным кругом прав. Например, § 37 норвежского закона о разрешении административных дел (forvaltningsloven) от 10.02.1967 г. гласит: “Орган управления должен позаботиться о том, чтобы вопрос был надлежащим образом прояснен до того, как будет принято постановление (forskrift). Общественным и частным организациям (interessegrupper), которых коснется или касается постановление или же если затрагиваются их особые интересы, должна быть предоставлена возможность высказаться по рассматриваемому вопросу до того, как будет подготовлен [проект] постановления, его изменение или отмена”. На первое место тут можно поставить неформальную инициативу по принятию какого-либо законопроекта или по вмешательству в ту или иную сферу общественной жизни со стороны государства в лице правительства или парламента. Безусловным лидером в этом отношении считается правительство20. Однако на самом деле начальной стадией проявления инициативы является обращение той или иной корпорации-организации, очень часто через средства массовой информации, непосредственно к правительству с призывом принять, отменить, изменить то или иное положение в законе, сам закон и т.д. Впрочем, нередко корпорации могут присоединиться к выдвинутому государственным органом предложению (preposisjon, forslag). Следующей формой можно назвать общественные исследования (utredningar) тех или иных вопросов общественной и государственной жизни, а также проведение совещаний между различными организациями и представителями государства в различных комитетах, советах и т.п. органах, специально для этого созданных правительством или существующих на постоянной основе. Особо характерно постоянное существование таких органов в Швеции. Кроме того, организации активно используют знания своих экспертов для изучения того или иного вопроса. Результаты таких исследований практически всегда достоверны и публикуются в СМИ и таким косвенным образом доводятся до сведения правительства. Причем правительство заранее ставится в неравное положение по сравнению с органом, проведшим такое исследование, поскольку его выводы всегда категоричны и правительству приходится тратить массу драгоценного времени на их опровержение, что отнюдь не всегда достигает цели, либо подчиниться выводам, содержащимся в исследовательском докладе корпорации. Во всяком случае конфликт правительства с корпорацией на почве исследовательского доклада чреват для первого вотумом недоверия в парламенте и другими неприятными кадровыми потрясениями. Инициатива в проведении такого исследования может принадлежать как организации, так и государству. Далее можно назвать доклад по делу (remissyttrande), возбудившему интерес корпораций. Эта форма корпоративного общения формализована и институционализирована, и для нее существует своя особая процедура. Слушания проходят на заседаниях советов и комитетов, о которых мы упоминали выше. Возможно проведение таких слушаний и непосредственно в самом органе государства на его пленарном заседании. Организации, присутствующие на таких заседаниях, формально имеют право только заявить свое мнение, но на практике дело обстоит как раз наоборот. Учитывать такое мнение явно в интересах государства. Эта стадия сейчас в странах Северной Европы, пожалуй, одна из самых формальных. Такой канал взаимодействия в значительной степени регулируется нормативными государственными актами. См., например, датский административный закон № 571 от 19.12.1985 г., который тем не менее не содержит подобных частных указаний, однако по своему главному принципу широко допускает общественность к участию в принятии решений органами государственного управления, см. также гл. 3 Закона и п. 40 Инструкции к административному закону № 347 от 06.06.1991 г. Промежуточную стадию здесь занимают неформальные контакты между представителями организаций и правительства. Они осуществляются постоянно, тем не менее их целесообразно выделить в особую группу. Форма их проведения может быть самая различная: беседы, обеды, телефонные переговоры. Так, например, исследователи норвежской бюрократии отмечают, что львиная доля рабочего времени чиновников высокого ранга в Норвегии посвящена как раз телефонным разговорам, тогда как удел оправдания имени бюрократа предоставлен нижестоящим чиновникам — их бремя составлять и писать бумаги. Норвежской практике также известен случай весьма оригинального давления на государственных чиновников, правда, уже со стороны граждан, но посредством корпоративного канала воздействия. В октябре 1960 года профессор Харальд Шильдеруп в интервью по телевидению посоветовал жителям коммуны Бэрум (район г. Осло), которые ночными часами мучались из-за шума от близлежащего аэропорта Форнебю, звонить по ночам министру путей сообщений и начальнику управления гражданской авиации с тем, чтобы высказывать им свои жалобы. Этот случай вызвал оживленную дискуссию в обществе. Телефон, таким образом, может быть обоюдоострым средством влияния. Наконец, упомянем такие инструменты влияния корпораций, как собственные СМИ; большинство из них, конечно, не настолько богаты, чтобы издавать собственную газету, но специальные информационные бюллетени они выпускают. Практикуется корпорациями рассылка писем, сообщений по адресам граждан, но в большинстве случаев заинтересованным лицам (brevkort-aksjonar). Сбор подписей под воззванием и петицией — также весьма распространенный метод корпоративного воздействия. В 70-е и 80-е годы наиболее часто к такому способу прибегали при проведении антивоенных акций. Телефонное обзванивайте, опрос общественного мнения и публикация результатов этих мероприятий тоже находятся в арсенале средств политической борьбы организаций-корпораций. Главное, что необходимо для неформальных контактов, — это отсутствие протокола, куда заносятся речи сторон. Стоит отметить, что подобного рода формы являются традицией в скандинавских странах, когда за кружкой пива (у финнов в сауне) решается важный вопрос. Например, заседания правительства, проводимые всегда в определенный день недели, на самом деле только протоколируют уже заранее найденные решения и поэтому длятся не более часа-полутора2!. На заседаниях Госсовета в Дании, Норвегии и Швеции присутствует король (в Финляндии же главой государства является президент), он председатель и формально скрепляет своей подписью заранее подготовленные проекты решений. Часто переговоры (как правило, прямые и без посредников) имеют своей целью заключение соглашения между корпорациями и государством. Соглашение может быть оформлено в виде формального договора, или правительство и корпорация, участвующие в переговорах, дают формальное обещание предпринять то или иное действие. Содержанием договора может быть решение вполне конкретного вопроса: от закупки государством продукции у производителей, представленных корпорацией, и до предоставления займов самому государству частными финансовыми учреждениями. Сфера это, надо понимать, в любом государстве крайне деликатная. Предоставление услуг корпораций в информационной сфере также невозможно не учитывать. Корпорации в этом случае могут действовать по заказу заинтересованного государственного ведомства. Чаще всего, будучи представителем организованного интереса, корпорация является первоисточником сведений — причем важнейших для правительства — о том, что ожидает последнее в случае принятия им того или иного решения. В особую группу мы бы выделили взаимодействие между корпорациями и органами государства, действующими в пределах компетенции, предоставленной им путем делегированного законодательства. Иногда делегация и субдслегация допускаются даже в отношении корпораций — негосударственных органов! Чаще всего это связано с функционированием здесь так называемой “производственной демократии” (Virksomhedsdemokrati, 0konom-isk demokrati) и т.д. Немаловажным обстоятельством при этом является то, что корпорации, сотрудничающие с государством, как правило, являются представителями субъектов различных отраслей экономики и хозяйственной жизни. Стоит отметить также, что подобные формы сотрудничества часто финансируются из государственного бюджета. * * * Нормы корпоративного общения, таким образом, имеют своим адресатом не только членов корпораций, но и всех лиц, которые могут обратиться к услугам корпораций — государство в том числе. В то же время такие нормы нельзя отнести к разряду норм “внутреннего права” самих корпораций, каковые также существуют и регулируют их внутреннее строение, объем компетенции органов и задачи, которые преследует корпорация. Корпоративные нормы — это нормы, выработанные в процессе общения в рамках политической системы между государством и корпорациями, это своего рода правила игры, нарушать которые, однако, никому не позволено. Никто не следит за их соблюдением, в обществе отсутствует орган принуждения, который вступает в дело в случае их нарушения. Соблюдение их обеспечивается общей солидарностью корпораций, общественным мнением, разделеннным на корпоративные сегменты, и общим принципом западной политической жизни — государство всегда не право22. Корпоративные нормы в большинстве случаев встречаются в таком распространенном на Западе, в Скандинавии особенно, виде источников права, как корпоративный договор. Разновидностей таких договоров множество. Первым из них может быть договор, заключенный формально между членами корпорации, — это сам ее устав, учредительный акт и пр. Однако наиболее важным видом корпоративного договора следует признать Генеральное соглашение между национальной организацией профсоюзов, с одной стороны, и объединением предпринимателей — с другой. Этот тип корпоративного договора получил уже в отечественной литературе обстоятельный анализ, поэтому мы не станем на нем подробно останавливаться.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |