КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Отрасли психологии 3) юридическая психология 4) политическая психология 5) историческая психология (изменение психики людей по мере смены общественного строя) 6) экономическая психология
10. Мозг и психика (естественно-научная основа психологии) Психологическое – особое свойство мозга. При нарушении мозга часто происходит повреждение психических функций. Прямо из работы мозга психическое вывести нельзя (в мозгу не представлены наши мысли и переживания). В самих психических явлениях работа мозга тоже не представлена. Если анализировать психические явления, то окажется, что в них проявляется не работа мозга, а содержаться характеристики предметов и явлений окружающего мира. Психическое отражает реально существующие в мире объекты. Психическое кажется оторванным от мозга и связанным с внешним миром; с характеристика окружающего мира, которые он отражает. Психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый – к мозгу, второй – к внешним предметам и явлениям. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, связь с которыми она отражает, а эмоция – в терминах, обозначающих отношение к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Для физиологического процесса такого разделения нет, и сам процесс и его результаты относятся нами к одному и тому же объекту – органу, который его реализует. Важной особенностью высших психических функций является о то, что их физиологический компонент, т.е. те изменения в работе ЦНС, которые обеспечивают соответствующий психический процесс, человеком совершенно не воспринимаются.
Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:
Психика является продуктом длительного, но сложного процесса развития органического мира. Простейшие организмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - способность как-то реагировать на воздействия внешней среды. Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных (гидра, медуза). Нервная система - это отдельные нервные клетки с отростками или сетевидная нервная система; здесь наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители; Дальнейший шаг - гаглиозная нервная система или узловая с управляющим центром (черви). У насекомых уже отчетливо выделяются брюшной. грудной и головной участки. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения. Развитие психики у животных: I. Стадия элементарной сенсорной психики: поведение животных побуждается свойством, которое непосредственно не совпадает со свойством от которого зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета. Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение - наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. Инстинкт - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; инстинкт - шаблонны, проявляются одинаково в одинаковых действиях. II. Перцептивная психика. Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков. III. Стадия интеллекта (обезьяны. дельфины). Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов. а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:
IV. Стадия сознания: отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.(Детье, Стеллар) Существуют качественные особенности психики человека, которые существенно выделяют его из животного мира. Эти особенности возникают в результате антропогенеза и культурно-исторического развития человечества, и непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания. Классики марксизма: ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.). Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства». Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |