Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы психологической защиты. Примеры неосознаваемых процессов




Примеры неосознаваемых процессов

Бессознательное можно изучать в ранних формах развития ребенка, в первобытном мышлении, в автоматизмах, в гипнозе, в эффекте толпы, в интуиции, в сновидениях.

Автоматизмы: ходьба, бег, профессиональные навыки, «Проклятие Ундины».

19. Психологическая защита: общая характеристика

Психологическая защита - это специальная система социальной защиты личности, которая ограждает сознание от неприятных, травмирующих переживаний, сопряжённых с внутренним конфликтом. Защита должна быть на границе сознания и бессознания.

Первый этап

Этот термин ввел Фрейд, когда работал с пациентами с истерическим поведением. Таким образом, впервые психологическая защита была описана у больных неврозами.

Психологическая защита включается в психотравмирующих переживаниях, чтобы избавить человека от этих переживаний за счет сохранения удобной для него картины мира и удобного образа самого себя.

Второй этап

Анна Фрейд исследовала психологическую защиту у детей. Ввела психоанализ у детей. В 1946г. публикует «Психология Я и механизмы защиты»: развитие психологической защиты – важный момент в развитии личности здорового ребенка. Ребенок незрел до тех пор, пока желания находятся на его стороне, а условия для удовлетворения желания на стороне взрослого. Зрелым и автономным ребенок становиться тогда, когда учится управляться со своими желаниями и этому помогает психологическая защита. Определенная доля фрустрации (препятствие на пути удовлетворения потребностей) полезна для нормального развития ребенка. Она помогает ему выработать средства самозащиты.

Механизмы защиты:

ü двигательные

ü перцептивные (на уровне восприятия)

ü интеллектуальная защита (на уровне мышления)

Хронология формирования защиты, сформулированная Анной Фрейд:

1) конфликт

2) эмоция (по Фрейду – тревога)

3) включение психологической защиты)

Цель защиты – не решение проблемы, а устранение эмоции.

Третий этап (современный)

Сейчас исследователи считают, что психологическая защита – это процессы интропсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей в психику информации. В защите принимают участи все психические процессы. Однако каждый раз ведущим становиться какой-то один процесс. Благодаря особой деятельности психических процессов неприятная для человека информация либо искажается, либо игнорируется, либо фальсифицируется.

 

 

  1. отрицание

Раньше всего возникает у ребенка. Это – уклонение от потенциально опасной информации, проявляется как отношение человека к тому, что может его расстроить.

  1. подавление

- это блокирование неприятной информации при ее вводе в сознание, забывание неприятной информации. Информация когда-то была воспринята и пережита; информация отрицательно окрашенная. Содержание забывается, а метки сохраняются и появляются в поведении. В качестве меток проявляется: навязчивые движения или состояния, мысли и разные ошибки в разговоре и на письме. По этим меткам можно понять, что в душе человека есть скрытая информация.

Подавляется:

ü переживание сексуальных побуждений

ü переживание агрессивных намерений

ü переживание собственной слабости

Чаще всего подавляется то, что запретно в обществе.

  1. рационализация

- это осознание и использование в мышлении только той части отражаемой информации, благодаря которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое и непротиворечащее объективным обстоятельствам. Защита осуществляется путем построения убедительных доводов для оправдания своих желаний и действий.

При включении рационализации все поле информации делится на 2 части:

ü разрешена к восприятию и осознанию

ü не разрешена

Рационализация осуществляется двумя способами:

1) по типу зеленый виноград

2) по типу сладкий лимон – это повышение ценности поступка и достигнутого результата

  1. вытеснение

- это активное исключение из сознания и забывание истинного, но неприемлемого мотива поступка. Мотив – это побуждение к действию. Забыв истинный мотив, человек заменяет его на ложный. И ложный начинает активно предъявлять окружающим. Это очень энергозатратная защита. Достаточно рано формируется у детей. Связано со страхом смерти, который дети заменяют на другой страх (кладбищ, темноты и т.п.)

  1. проекция

- это неосознаваемый перенос собственный неприемлимых чувств, желаний и качеств на другое лицо. Приписывание другому того, в чем человек не склонен себе сознаться. При включении проекции границы образа «Я» сужаются, поэтому внутри оказываются только качества, которыми человек в себе удовлетворен, а все остальные выталкиваются и приписываются другим. У других эти качества можно заметить и покритиковать. Критика облегчает состояние. Проекция нередко связана с саморазоблачением.

  1. идентификация

- это неосознаваемое отождествление себя с другим человеком, перенос на себя чувств и качеств желаемых, но пока недотупных. В этом случае границы образа «Я» расширяются. Внутри образа «Я» оказываются те качества, которые ему не принадлежат. Когда человек как бы вооружается такими качествами, ему становиться легче. Характерная защита детей и подростков. Как один из механизмов развития личности ребенка. Если это защитный механизм у взрослого, то это признак инфантилизма.

  1. замещение

- неосознаваемый перенос действия с недоступного на доступный объект, или смена «мишени»

а) замена одного действия другим действием (замена физическго действия вербальным)

б) замещающая любовь (осуществление привязанности к какому-то объекту)

в) уход в мечты и фантазии – это перевод из реального мира в воображаемый. Это – детско-подростковая защита.

г) регрессия – это перевод поведения в ранние, низшие, детские формы; возвращение к более ранним стадиям развития своего «Я». Человек не выдерживает ответственности, которую на него возлагают взрослые формы поведения. Это – чисто детская форма защиты.

д) сновидения – это перевод поведения из реального мира в мир снов и осуществление во сне важных для человека желаний

е) сублимация- это переориентация сексуального и агрессивного потенциала человека, реализация которых входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлимые формы общественной и творческой деятельности. Сублимацию Фрейд открыл, наблюдая за собой. Фрейд говорил, что реальность в теле человека едина и если мы не можем ее разрядить через половой акт, то можем разрядить ее в творчестве.

ж) катарсис – защита, связанная с системой ценностей, с целью ослабления травмирующего фактора. Для этого привлекается внешняя глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет свою значимость. В основе этого лежит эмоциональное сопереживание.

з) отчуждение – это изоляция внутри сознания человека травмирующего фактора, при этом нарушается связь с содержанием неприятной информации и его эмоциональной оценкой, т.е. человек знает, что произошло, но на это никак эмоционально не реагирует, т.е. он становиться внутренне холодным. Эту защиту еще называют внутренняя анестезия. Когда включается эта защита, она делает человека внутренне бесчувственным. Если отчуждение постоянно включено, это приводит к эмоциональной черствости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.