Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущение, его виды и свойства




Эмпирические методы

Организационные методы

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву

1) организационные;

2) эмпирические;

3) способы обработки данных;

4) интерпретационные.

К организационным методам Ананьев отнес сравнительный (сопоставление разных групп и выборок), лонгитюдный и комплексный (сравнительный+лонгитюдный). Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Будем считать теоретическими методами психологического исследования:

Организационные методы включают в себя:

Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

Ощущение – это простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку. Обеспечивает познание отдельных свойств предметов и явлений, и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии предметного мира на рецепторы и органы чувств.

1) ощущение возникает только при непосредственном воздействии предмета

2) ощущение возможно только при условии наличия соответствующего органа чувств

3) ощущение никогда не дает полной информации о предмете

С помощью ощущений мы узнаем: о вкусе, запахе, цвете окружающих предметов, о звуках, о характеристике поверхности, о внутреннем состоянии организма, о положении тела в пространстве. Мы получаем информацию о том, какие признаки у предмета, а не о том, что это за предмет.

В процессе ощущения у нас формируется образ ощущения или сенсорный или чувствительный образ, т.к. создан при участии органов чувств. Из-за того, что органов чувств много какого-то универсального ощущения у человека нет. Каждое ощущение конкретно, определено и соотнесено с конкретными свойствами предмета или явления. Такая соотнесенность сформировалась в процессе формирования органов чувств. Каждый рецептор возник для того, чтобы отражать определенное внешнее воздействие. Поэтому ощущение еще называют формой отражения адекватного раздражителя.

Классификация ощущений:

I. рецепторы и раздражители

1. экстрацептивные ощущения или внешние. Отражают свойства предметов внешней среды с помощью рецепторов (чувствительных клеток) на поверхности тела

2. интрацептивные ощущения или внутренние. Эти ощущения отражают состояние внутренних органов нашего тела с помощью рецепторов внутренних органов. Они позволяют построить картину внутренней среды организма.

3. Проприоцептивные ощущения или ощущения движения. Дают информацию о положении и движении тела в пространстве с помощью рецепторов в мышцах и связках

II. использование только для внешних ощущений (контакт с раздражителем; схема Аристотеля)

ü контактные. Для ощущения должен произойти контакт между рецептором и раздражителем (ощущения осязательные и вкусовые)

ü когда непосредственного контакта не требуется (зрительные, вкусовые, обонятельные)

 

Свойства ощущений (особенности, которые есть у данного психического процесса):

  1. пространственно-временная локализация раздражителя. Это свойство ощущения позволяет живым существам определять, где в окружающем пространстве, где внутри организма или на поверхности тела находится раздражитель.
  2. интенсивность раздражителя. Интенсивность – это количественная характеристика ощущений (сильная, резкая, слабая боль). Определяется действием:

ü силой действия раздражителя

ü нашим функциональным состоянием

  1. длительность ощущения. Временная характеристика определяется:

ü время действия раздражителя

ü его интенсивность

ü наше эмоциональное состояние

Время действия раздражителя не совпадает с длительностью ощущения. Ощущение начинается не сразу после того, как раздражитель стал на нас действовать.

 

Скрытый период ощущения   ПП

 

Ощущение сохраняется и после того, как раздражитель перестал на нас действовать – период последействия (ПП). Ощущение очень нечеткий психический процесс.

  1. качество или модальность ощущения. Качество – это отличительная особенность каждого конкретного ощущения. Качество отличает одно ощущение от другого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.