Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание, его виды и свойства




Восприятие и внимание

Активность восприятия

Активность или избирательность: оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом. Сказав о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, т. е. те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

 

Для того чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Без внимания восприятие невозможно. Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят.

Однако выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески ресторанов.

Складывается впечатление, что одновременно можно слышать только одно высказывание и что в мозгу, очевидно, существует как бы “фильтр”, который ограничивает нашу способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. То же явление избирательного внимания отмечается и в области зрительного восприятия. Когда на сетчатку левого и правого глаза испытуемого подавались одновременно разные сцены, снятые на кинопленку, он мог воспринимать лишь какую-то одну из них.

 

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание всегда возможно только на фоне восприятия. В поле восприятия может быть множество предметов и явлений, но не все они значимы. При включении внимания все поле дробиться на части, на одной из которых мы сосредотачиваемся. Внимание и восприятие – это два взаимодополняющих процесса.

Классификация (виды внимания):

1) непроизвольное: генетически исходное. Имеет пассивный характер. Физиологическая основа – простая реакция. Факторы:

ü особенности самого раздражителя (его интенсивность)

ü контраст между двумя раздражителями

ü слабый, но значимый раздражитель

ü новый раздражитель

Непроизвольное внимание – внешние стимулы организуют внимание. А также те характеристики объекта, которые совпадают с нашими потребностями не смотря на то, что потребности не всегда осознаются.

2) произвольное возникает тогда, когда сам человек ставит перед собой задачу, цель и это заставляет его выделить определенные предметы, ситуации, как объект внимания. Оно, как правило связано с конкретной деятельностью.

3) постпроизвольное внимание. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Результатом процесса внимания является особое психическое состояние, которое позволяет нам сконцентрироваться на важном предмете и явлении и вытеснить из поля восприятия все, что нам не нужно.

Внимание – особый вид самоуглубления, при котором поле сознания человека полностью занято тем, что необходимо исследовать.

Свойства:

1) устойчивость внимания (временная характеристика) – это длительность сохранения интенсивного внимания при его сосредоточении на одном и том же объекте. Объем и точность работы – показатели высокой устойчивости внимания:

ü интерес

ü содержание деятельности

ü отношение к объекту

2) распределение внимания – это свойство внимания, которое позволяет человеку успешно выполнять два или несколько видов деятельности

3) переключение внимания – скорость перехода от одной деятельности к другой с помощью преднамеренного сознательного усилия

4) концентрация внимания длительная сосредоточенность на особо значимом объекте:

ü повышенная интенсивность сигнала

ü резкое ограничение поля восприятия (в поле восприятия только самый важный объект)

ü объем – количество предметов, которые мы одновременно можем удерживать в поле внимания

ü колебание – изменение интенсивности внимания от более к менее интенсивному

Внимание связано прежде всего с процессом восприятия и помогает воспринимать самое важное.

34. Память: общая характеристика

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память называют базисной функцией мозга, т.к. если бы не было процессов памяти, было бы невозможно развитие.

Процессы памяти:

ü запечатление

ü сохранение

ü воспроизведение:

· узнавание, как воспроизведение. Узнавание – это воспроизведение при повторном восприятии чего-либо.

· собственно воспроизведение – актуализация материала без его повтороного восприятия

ü забывание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.