КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Группы интересов и давления, особенности их деятельности в современной Росии
Лоббизм, его возникновение и развитие Лоббизм - оказание давления на парламентария лоббистами путем личного или письменного обращения - лоббирования или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения определенного законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Л. возник в США, где был принят в 1946 г. специальный закон о Л.; ныне существует во всех демократических странах. Лоббирование — это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Лоббирование ведется представителями корпораций, профсоюзов и самими законодателями. Лоббисты доводят до сведения правительственных структур интересы той или иной группы; оказывают прямое (личные встречи, публичные обсуждения) или косвенное (СМИ, реклама) воздействие на законодательство путем мобилизации общественного мнения в поддержку того лил иного законопроекта путем организации экспертизы и предоставления разработанных ими законопроектов; оказывают прямое или косвенное воздействие в подборе кадров для властных институтов. В России институт лоббирования находится на стадии формирования, а в США он прошел длительный путь становления.
Общественные организации – добровольные объединения, которые имеют фиксированное членство, организационную структуру, свой устав. В политологии принято общественно-политические организации и движения называть группами давления или группами интересов. Однако между этими понятиями есть существенная разница.
Политические движения – массовые движения, преследующие, как и политические партии, политические цели, но не имеющие, как правило, четкой организационной структуры и фиксированного индивидуального членства. Например, всероссийское общественно-политическое движение «Духовное наследие», российское общественно-политическое движение социал-демократов. Общественно-политическими движениями могут быть и профсоюзы. Группа давления – организация, созданная для защиты интересов своих или каких-то групповых, оказывающая давление на власть с целью добиться от нее принятия таких решений, которые ей необходимы. 3 элемента группы давления: организационная группа; защита интересов; осуществление давления. Группы давления бывают идеологическими и группами интересов. Группы интересов ориентированы на отстаивание материальных интересов, а идеологические – на отстаивание идеологических и моральных принципов. Типология групп давления: группы по защите корпоратив. матер. интересов (комм. орг-ции), группы по защите морал. интересов (феминист., студ., религ., секс меньш-ва), пол орг-ции и гр. Общ движения - объединения граждан создающихся для достижения соц значимой цели. Гл отличие общ движений как и общ организаций - не ставят цель завоевания власти, а аппеляция к власти. Функции ОД: -защита интересов членов данного движения и их представительство -объединение граждан -мобилизация членов организации на разрешение разл соц проблем -обеспечение обратной связи между гражданами и властью. Типология ОД: 1..политические, экологические, правозащитные 2.. неполитические (красный крест, защита памятников) 3..консервативные за сложившийся порядок 4..протеста – выдвижение требований 5.. реформаторские – ратование за проведение реформ сверху Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые создаются для реализации общ интересов. Их отличия от общественных движений:
-постоянное членство -устав -наличие аппарата управления -централизованное руководство. Группа интересов – добровольные объединения, которые создаются для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с гос. первичная проблема – разрешение своих проблем. Вторичная – вовлечение в политику. Функции групп интересов: -артикулирование интересов, т.е. преобразование различных эмоций в полит требования и активизация процесса принятия решений (низкая пенсия – возмущение-митинги-власть обсуждает проблему поднятия пенсий) -агрегирование, т.е. согласование частных потребностей, установление иерархии требований, выработка на этой основе оптимальных целей и результат, интегрирование групп. -информирование, т.е. трансляция мнения группы власти -формирование полит элиты. Лобби – группа интересов, кот отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на власть. Типология: По структуре -аполитичные, -институционные, т.е. имеющие организационную структуру, По характеру деятельности: -одноцелевые – ставят очень конкретизированные цели, затем распадаются -многоцелевые – профсоюзы, общество потребителей Группы давления и группы интересов в политике. ГД – организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на общественные власти с целью добиться от них принятия решений, которые соответствуют ее интересам. Группы давления (ГД) – не политические партии, они ограничиваются оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне власти. ГД многообразны: профсоюзы рабочих, феминисткие движения, организации предпринимателей, ассоциации в защиту светского образования, движения ветеранов, религиозные группы, молодежные движения семейные ассоциации, ассоциации родителей, учащихся и др. Признаки ГД: · Существование организованной группы на основе общих интересов. В соответствии со степенью специализации и организованности группы аналитики выделяют 4 типа: а) спонтанные, стихийные (манифестации, бунты); б) неассоциативные - неформальные, непостоянные и ненасильственные; в) институциональные - формальные организации (партия, собрание, администрация, армия, церковь); г) ассоциативные - добровольные и специализированные на выражении интересов организации (профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации.
· Защита интересов в самом широком смысле слова (материальные интересы и моральные проблемы). · Оказание давления. ГД могут оставаться просто группами интересов, не стремясь оказать влияние на политическую власть, занимаясь внутригрупповыми проблемами. Функции ГД: · артикулирование интересов; · агрегирование, т.е. согласование частных потребностей и выработке на их основе общих требований; · информирование, т.е. доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы; · формирование политической элиты, властных структур.
35. Политическая культура: понятие, типы, функции. Политическая культура (ПК) – исторически сложившаяся совокупность относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, моделей поведения, проявляющася в непоср. деят-ти субъектов политич. Процесса, обесп-щих воспр-во политич. жизни общ-ва на основе преемственности. Сейчас предъявл-ся очень высок. треб-я к професс-му участнико политич. процесса. Это: компетентность, выс. ур. квалиф. в избранной сфере деят., квалиф. в смежных областях, комп. в обл. чел. отнош-й (общ-во, классы, коллективы) – это и объед-ся понятием ПК. ПК явл. составн. частью общей культуры общ-ва и проявл-ся в деят-ти гос. деятелей, пол. партий и их лидеров, пол. деят-ти общ-пол. движ. и отд. граждан. ПК находит свое выражение в сист. правовых норм, рег-щих взаимоотн-я в общ-ве. Патриархальная ПК хар-ся ориентацией на местные ценности и может проявл-ся в форме местного патриотизма, семейственности и коррупции. Хар-н особенно для молодых независимых гос-в и отдел. суб-в в этих гос-вах. Подданническая ПК предпол-т пассивное и отстраненное отн-е индивида к пол. сист. Культура участия отл-ся высокой политич. активностью и рациональностью. В ее развитии гр-не с пом. выборов, демонстраций, референдумов пытаются оказать влияние на власть.
Основные функции ПК: 1. познавательная формир-т у гр-н необх. им знания в пол-ке, взгляды и повыш-т ур. пол. образ-я; 2. интегративная спос-т достиж-ю на базе политико-культурных ценностей согласия в рамках сущ-щей пол. сист., спос-т повыш-ю ее стабил-ции и эфф-ти; 3. коммуникативная устан-т связи м/у уч-ми пол. процесса, спос-т передаче эл-тов пол. культуры молодому поколению и, тем самым, позвол-т общ-ву накапливать пол. опыт общения; 4. регулятивная направлена на обесп-е комплексного возд-вия гр-н на пол. процесс через пол. и гражд. ассоциации; 5. воспитательная призвана формир-ть у гр-н непредвзятое умное повед-е по отнош. к происходящим событиям, к пол. реш-м, повед-ю пол. лидеров, партиям (как прошлого, так и настоящего). ПК - продукт исторического, естественного развития. ПК 1) на индивид. уровне совок-ть устойчивых политических представлений, убеждений, чувств и оценок. 2) на соц. уровне она должна быть дополнена образцами полит. Поведения, культурой функции-я полит. системы и образующих ее институциональных структур. Функции ПК: 1. нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты полит. мышления и поведения) 2. мобилизационная (организует граждан на решение определенных политических и социальных задач) 3. интеграционную (усвоение гражданами полит норм и ценностей данной общности - сплочение) 4. репродуктивная (связывает поколения, истор. преемственность и непрерывность полит. проца); ПК - комбинация трех ТИПОВ: 1) Приходская к. Политические ф-ии и роли еще не отделились от экономических и религиозных ф-ий и ролей, а люди имеют смутное представление о политике и индифферентны к ней. 2) Подданническая к. Дифференцированные полит. ф-ии, роли и институты, но пассивное отношение к полит. системе со стороны поданных, интересующихся лишь практ. результатами деят-ти прав-ва. 3) К. участия. Высокий уровень интереса граждан к политике, их хорошая информированность о полит. жизни общества, а главное - активное участие в политическом проце.
Самой массовой и одновременно оптимальной является гражданская культура, к-ая носит смешанный характер и сочетает в себе элементы всех трех типов. Для этой культуры характерен баланс между властью и ответственностью правящих злит, равно как и между полит. активностью и пассивностью граждан. Политическая культура – совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами. Политическая культура – исторически сформировавшаяся система явных и скрытых моделей политической жизни, в которую входят идеалы, ценности, нормы, политические институты, а также образцы и способы политической деятельности, которые осознанно или неосознанно принимаются индивидами или социальными группами. В сфере сознания политическую культуру характеризуют: · степень интереса субъекта к политике · степень развития политического сознания субъекта · отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам, их символам и представляющим их лицам · отношение к другим участникам политического процесса (проявляющееся в терпимости или нетерпимости к ним) · готовность принять личное участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания · представления о правилах политической игры · отношение к закону · характер политической и политико-идеологической самоидентификации · политический язык В сфере поведения политическую культуру характеризуют следующие основные переменные: · формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности) · формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, не сотрудничество) · формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (с политическими партиями, движениями) · формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса · тип электорального поведения Типы политической культуры: · приходская культура (характеризуется тем, что политические функции и роли еще не отделились от экономических и религиозных функций и ролей, а люди имеют смутное представление о политике и индифферентны к ней) · подданническая культура (складывается при наличии дифференцированных политических функций, ролей и институтов и характеризуется пассивным отношением к политической системе со стороны поданных, интересующихся лишь практическими результатами деятельности правительства) культура участия (характерен высокий уровень интереса граждан к политике, их хорошая информированность о политической жизни общества, а главное - активное участие в политическом процессе) Политическая культура выполняет следующие основные функции: · нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует преступать, фиксирует иерархию политических ценностей) · воспитательная (формирует определенный тип человека политического, адекватного данной политической системе) · мобилизационная (организует граждан на решение определенных политических и социальных задач) · интеграционная (обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их) · репродуктивная (способствует воспроизводству данной системы общественно-политических отношений со всеми присущими ей противоречиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса)
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |