Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы интересов и давления, особенности их деятельности в современной Росии




Лоббизм, его возникновение и развитие

Лоббизм - оказание давления на парламентария лоббистами путем личного или письменного обращения - лоббирования или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения определенного законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Л. возник в США, где был принят в 1946 г. специальный закон о Л.; ныне существует во всех демократических странах. Лоббирование — это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Лоббирование ведется представителями корпораций, профсоюзов и самими законодателями. Лоббисты доводят до сведения правительственных структур интересы той или иной группы; оказывают прямое (личные встречи, публичные обсуждения) или косвенное (СМИ, реклама) воздействие на законодательство путем мобилизации общественного мнения в поддержку того лил иного законопроекта путем организации экспертизы и предоставления разработанных ими законопроектов; оказывают прямое или косвенное воздействие в подборе кадров для властных институтов.

В России институт лоббирования находится на стадии формирования, а в США он прошел длительный путь становления.

 

Общественные организации – добровольные объединения, которые имеют фиксированное членство, организационную структуру, свой устав.

В политологии принято общественно-политические организации и движения называть группами давления или группами интересов. Однако между этими понятиями есть существенная разница.

Политические движения – массовые движения, преследующие, как и политические партии, политические цели, но не имеющие, как правило, четкой организационной структуры и фиксированного индивидуального членства. Например, всероссийское общественно-политическое движение «Духовное наследие», российское общественно-политическое движение социал-демократов. Общественно-политическими движениями могут быть и профсоюзы.

Группа давления – организация, созданная для защиты интересов своих или каких-то групповых, оказывающая давление на власть с целью добиться от нее принятия таких решений, которые ей необходимы.

3 элемента группы давления: организационная группа; защита интересов; осуществление давления.

Группы давления бывают идеологическими и группами интересов. Группы интересов ориентированы на отстаивание материальных интересов, а идеологические – на отстаивание идеологических и моральных принципов.

Типология групп давления: группы по защите корпоратив. матер. интересов (комм. орг-ции), группы по защите морал. интересов (феминист., студ., религ., секс меньш-ва), пол орг-ции и гр.

Общ движения - объединения граждан создающихся для достижения соц значимой цели.

Гл отличие общ движений как и общ организаций - не ставят цель завоевания власти, а аппеляция к власти.

Функции ОД:

-защита интересов членов данного движения и их представительство

-объединение граждан

-мобилизация членов организации на разрешение разл соц проблем

-обеспечение обратной связи между гражданами и властью.

Типология ОД:

1..политические, экологические, правозащитные

2.. неполитические (красный крест, защита памятников)

3..консервативные за сложившийся порядок

4..протеста – выдвижение требований

5.. реформаторские – ратование за проведение реформ сверху

Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые создаются для реализации общ интересов. Их отличия от общественных движений:

-постоянное членство

-устав

-наличие аппарата управления

-централизованное руководство.

Группа интересов – добровольные объединения, которые создаются для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с гос. первичная проблема – разрешение своих проблем. Вторичная – вовлечение в политику.

Функции групп интересов:

-артикулирование интересов, т.е. преобразование различных эмоций в полит требования и активизация процесса принятия решений (низкая пенсия – возмущение-митинги-власть обсуждает проблему поднятия пенсий)

-агрегирование, т.е. согласование частных потребностей, установление иерархии требований, выработка на этой основе оптимальных целей и результат, интегрирование групп.

-информирование, т.е. трансляция мнения группы власти

-формирование полит элиты.

Лобби – группа интересов, кот отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на власть.

Типология:

По структуре

-аполитичные,

-институционные, т.е. имеющие организационную структуру,

По характеру деятельности:

-одноцелевые – ставят очень конкретизированные цели, затем распадаются

-многоцелевые – профсоюзы, общество потребителей

Группы давления и группы интересов в политике.

ГД – организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на общественные власти с целью добиться от них принятия решений, которые соответствуют ее интересам.

Группы давления (ГД) – не политические партии, они ограничиваются оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне власти. ГД многообразны: профсоюзы рабочих, феминисткие движения, организации предпринимателей, ассоциации в защиту светского образования, движения ветеранов, религиозные группы, молодежные движения семейные ассоциации, ассоциации родителей, учащихся и др.

Признаки ГД:

· Существование организованной группы на основе общих интересов. В соответствии со степенью специализации и организованности группы аналитики выделяют 4 типа: а) спонтанные, стихийные (манифестации, бунты); б) неассоциативные - неформальные, непостоянные и ненасильственные; в) институциональные - формальные организации (партия, собрание, администрация, армия, церковь); г) ассоциативные - добровольные и специализированные на выражении интересов организации (профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации.

· Защита интересов в самом широком смысле слова (материальные интересы и моральные проблемы).

· Оказание давления. ГД могут оставаться просто группами интересов, не стремясь оказать влияние на политическую власть, занимаясь внутригрупповыми проблемами.

Функции ГД:

· артикулирование интересов;

· агрегирование, т.е. согласование частных потребностей и выработке на их основе общих требований;

· информирование, т.е. доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы;

· формирование политической элиты, властных структур.

 

35. Политическая культура: понятие, типы, функции.

Политическая культура (ПК) – исторически сложившаяся совокупность относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, моделей поведения, проявляющася в непоср. деят-ти субъектов политич. Процесса, обесп-щих воспр-во политич. жизни общ-ва на основе преемственности.

Сейчас предъявл-ся очень высок. треб-я к професс-му участнико политич. процесса. Это: компетентность, выс. ур. квалиф. в избранной сфере деят., квалиф. в смежных областях, комп. в обл. чел. отнош-й (общ-во, классы, коллективы) – это и объед-ся понятием ПК.

ПК явл. составн. частью общей культуры общ-ва и проявл-ся в деят-ти гос. деятелей, пол. партий и их лидеров, пол. деят-ти общ-пол. движ. и отд. граждан. ПК находит свое выражение в сист. правовых норм, рег-щих взаимоотн-я в общ-ве.

Патриархальная ПК хар-ся ориентацией на местные ценности и может проявл-ся в форме местного патриотизма, семейственности и коррупции. Хар-н особенно для молодых независимых гос-в и отдел. суб-в в этих гос-вах.

Подданническая ПК предпол-т пассивное и отстраненное отн-е индивида к пол. сист.

Культура участия отл-ся высокой политич. активностью и рациональностью. В ее развитии гр-не с пом. выборов, демонстраций, референдумов пытаются оказать влияние на власть.

Основные функции ПК: 1. познавательная формир-т у гр-н необх. им знания в пол-ке, взгляды и повыш-т ур. пол. образ-я; 2. интегративная спос-т достиж-ю на базе политико-культурных ценностей согласия в рамках сущ-щей пол. сист., спос-т повыш-ю ее стабил-ции и эфф-ти; 3. коммуникативная устан-т связи м/у уч-ми пол. процесса, спос-т передаче эл-тов пол. культуры молодому поколению и, тем самым, позвол-т общ-ву накапливать пол. опыт общения; 4. регулятивная направлена на обесп-е комплексного возд-вия гр-н на пол. процесс через пол. и гражд. ассоциации; 5. воспитательная призвана формир-ть у гр-н непредвзятое умное повед-е по отнош. к происходящим событиям, к пол. реш-м, повед-ю пол. лидеров, партиям (как прошлого, так и настоящего).

ПК - продукт исторического, естественного развития.

ПК 1) на индивид. уровне совок-ть устойчивых политических представлений, убеждений, чувств и оценок.

2) на соц. уровне она должна быть дополнена образцами полит. Поведения, культурой функции-я полит. системы и образующих ее институциональных структур.

Функции ПК:

1. нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты полит. мышления и поведения)

2. мобилизационная (организует граждан на решение определенных политических и социальных задач)

3. интеграционную (усвоение гражданами полит норм и ценностей данной общности - сплочение)

4. репродуктивная (связывает поколения, истор. преемственность и непрерывность полит. проца);

ПК - комбинация трех ТИПОВ:

1) Приходская к. Политические ф-ии и роли еще не отделились от экономических и религиозных ф-ий и ролей, а люди имеют смутное представление о политике и индифферентны к ней.

2) Подданническая к. Дифференцированные полит. ф-ии, роли и институты, но пассивное отношение к полит. системе со стороны поданных, интересующихся лишь практ. результатами деят-ти прав-ва.

3) К. участия. Высокий уровень интереса граждан к политике, их хорошая информированность о полит. жизни общества, а главное - активное участие в политическом проце.

 

Самой массовой и одновременно оптимальной является гражданская культура, к-ая носит смешанный характер и сочетает в себе элементы всех трех типов. Для этой культуры характерен баланс между властью и ответственностью правящих злит, равно как и между полит. активностью и пассивностью граждан.

Политическая культура – совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами.

Политическая культура – исторически сформировавшаяся система явных и скрытых моделей политической жизни, в которую входят идеалы, ценности, нормы, политические институты, а также образцы и способы политической деятельности, которые осознанно или неосознанно принимаются индивидами или социальными группами.

В сфере сознания политическую культуру характеризуют:

· степень интереса субъекта к политике

· степень развития политического сознания субъекта

· отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам, их символам и представляющим их лицам

· отношение к другим участникам политического процесса (проявляющееся в терпимости или нетерпимости к ним)

· готовность принять личное участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания

· представления о правилах политической игры

· отношение к закону

· характер политической и политико-идеологической самоидентификации

· политический язык

В сфере поведения политическую культуру характеризуют следующие основные переменные:

· формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности)

· формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, не сотрудничество)

· формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (с политическими партиями, движениями)

· формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса

· тип электорального поведения

Типы политической культуры:

· приходская культура (характеризуется тем, что политические функции и роли еще не отделились от экономических и религиозных функций и ролей, а люди имеют смутное представление о политике и индифферентны к ней)

· подданническая культура (складывается при наличии дифференцированных политических функций, ролей и институтов и характеризуется пассивным отношением к политической системе со стороны поданных, интересующихся лишь практическими результатами деятельности правительства)

культура участия (характерен высокий уровень интереса граждан к политике, их хорошая информированность о политической жизни общества, а главное - активное участие в политическом процессе)

Политическая культура выполняет следующие основные функции:

· нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует преступать, фиксирует иерархию политических ценностей)

· воспитательная (формирует определенный тип человека политического, адекватного данной политической системе)

· мобилизационная (организует граждан на решение определенных политических и социальных задач)

· интеграционная (обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их)

· репродуктивная (способствует воспроизводству данной системы общественно-политических отношений со всеми присущими ей противоречиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.