Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование образа внутреннего и внешнего тела




 

“Образ тела” должен рассматриваться как сторона “образа Я”, как элемент “Я–концепции”.

В процессе формирования осознанного образа тела человек осмысливает свои телесные ощущения, представления о внешнем облике тела, его состоянии и тенденциях изменения. Для этого он должен противопоставить себе как внешний объект уже собственное тело (опредметить его и как бы выйти за его границы= от “бытия внутри собственной плоти” перейти к “бытию вне плоти” по Х.Плеснеру). Это возможно благодаря рефлексии и существованию человека одновременно как социального субъекта и телесного существа.

Значение для его формирования имеют как внутренние, так и внешние, надиндивидуальные факторы социального характера. Источники:

- предметная жизнедеятельность,

- телесные самоощущения и чувственные, прежде всего визуальными, восприятия

- переживание боли, болезни, угрозы смерти, придающие эмоциональную и ценностную окрашенность знаниям о телесности. На этой основе формируется также ощущение конечности и противопоставленности миру (который продолжает существовать и после смерти данного человека) и вместе с тем своего единства и родства с ним (ведь все живое смертно);

- представления о строении тела, здоровье и болезни, функционирующие на уровне обыденного сознания, а также медицинское знание.

- существующие в культуре матрицы и эталоны телесности, идеалы телесного здоровья и красоты. Они осваиваются в процессе социализации, обращения к произведениям литературы и изобразительного искусства. Они разные в разные эпохи – культурное тело!

- межличностные контакты и коммуникации вербального и невербального характера. Ключевое значение для анализа их места в формировании образа тела имеют введенные М.М.Бахтиным понятия внутреннего тела как “момента самосознания”, переживаемой Я “совокупности внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего центра” и внешнего тела как пространственной формы, построенной взглядом другого. Внутреннее и внешнее тела принципиально не совпадают и по-разному ценностно нагружены. Возможность осмысленного восприятия внешнего тела определяется развитием у человека экспрессивной функции телесности: все телесные состояния переживаются человеком в качестве герменевтических явлений, фактом переживания они становятся через восприятие, интерпретацию и путем адресования другому. Тем самым они приобретают смысл и значение культурных символов, в совокупности образующих язык тела — особое средство самовыражения и, значит, коммуникации.

В процессе самопознания человек стремится к формированию такого образа тела, который объединил бы внутреннее и внешнее тела, а для этого необходимо

- расшифровать для себя язык собственного тела

- взглянуть на себя со стороны, глазами другого

А это значит, что в сознании сосуществуют “образ моего тела для меня” и “образ моего тела для другого”. Первый неосознанно прячем как более объективный, а второй подгоняем под нормы.

Все это не исключает формирования целостного, хотя и изменяющегося в ходе человеческой жизни “образа моего тела для меня”, который занимает важное место в структуре самосознания. Его полнота и особенности воздействуют на поведение человека. Поэтому любые телесные изменения (связанные, например, со старением или являющиеся результатом хирургического вмешательства) имеют огромное психологическое значение и опосредованно влияют на ценностные установки и все мироощущение человека. (см про негативный смысл болезни)

Это обусловлено тем, что образ тела имеет важное значение для реализации фундаментальных диалектически противоречивых потребностей человека:

он является основой самоидентификации, причем в силу социокультурной нагруженности образа тела человек может идентифицироваться

ü в качестве данного телесного существа,

ü в качестве элемента некоей общности — народа, человечества,

ü живой природы.

Идентификация ® ощущение своего единства со всем живущим ® особая ценность этого единства.

Становление осознанного образа тела осуществляется в процессе опредмечивания человеком собственной телесности, тем самым психологически границы тела разрываются. Знания о теле всегда представлены в сознании, однако они имеют принципиально неоднозначный характер. Эти знания играют существенную роль в удовлетворении важнейших потребностей человека, оказывают влияние на личностные черты и поведение человека.

Еще здесь можно и нужно говорить о границах тела (см. вопр. 7,14), О формировании «внутреннего тела» через объективацию при соматическом заболевании (т.е. когда функция выходит из-под автономного контроля). Про формирование культурного тела, про то, что по мере освоения в онтогенезе нарастает прозрачность тела. О примате целостного образа над отдельными впечатлениями. Так же стоит отметить роль ранних детско-родительских отношений, которая важна для формирования телесного образа Я, для означения телесных проявлений и формирования словаря этих проявления ® алексетимия, если это плохо получается.

 

Ответ на вопрос, что такое «мое тело», с одной стороны, кажется самоочевидным. Но с другой стороны, при попытке ответить на него, сразу возникает множество вопросов, например: как я определяю, что относится ко мне, а что к миру?, мои волосы и ногти – это часть моего тела? и пр.

Феномен зонда (при использовании зонда для ощупывания, ощущения локализуются на границе зонда и объекта) показывает универсальный принцип объективизации: свое феноменологическое существование явление получает только тогда, когда обнаруживает свою непрозрачность. Т.е. сознание проявляет себя лишь в столкновении с иным.

Ощущению «моего тела» соответствует принцип порождения субъективности: его реальность обнаруживается лишь в точке соприкосновения с иным, т.е. при столкновении прозрачного (тела) с непрозрачным (иным).

Тело, полностью подчиненное субъекту является универсальным зондом (т.е. прозрачно) и должно осознаваться лишь на уровне своих границ, разделяющих мир и субъекта.

Если же тело демонстрирует непрозрачность, неадекватность прогнозирования и управления, то действует принцип объективации, и оно получает свое существование (как объект сознания).

А т.к. механизм тела несовершенен (как физический механизм оно подчиняется целому ряду законов и механизмов и пр.), это порождает стабильное существование в сознании феномена тела. При этом тело более или менее является доступным мне и управляемым. Именно это авторство позволяет назвать его моим.

Т.о. можно сделать вывод, что тело – это полупрозрачная реальность (одновременно демонстрирует сопротивление и допускает управление).

Формирование образа внешнего тела. Для ребенка на стадии овладения произвольными движениями и телесной регуляцией тело должно максимально объективироваться, т.е. восприниматься как чужое образование. Отстаивая собственное тело, ребенок тем самым параллельно формирует и собственное Я, замечая, что он является автором собственных телесных движений (т.о. присваивая себе чувство субъекта-автора).

По мере освоения в онтогенезе тело становится прозрачным, растворяясь в субъекте и проявляя себя лишь в особых случаях «противостояния» (например, освоения новых движений и пр.).

Внутреннее тело порождается в тех же условиях, что и внешнее, но зд. существуют гораздо меньшие возможности для объективации, меньшая непредсказуемость случайных событий. Для здорового человека внутреннего тела практически не существует пока его деятельность осуществляется автоматически.

В случае же соматического заболевания, нормальное протекание телесных функций нарушается, и они проявляют себя, объективируясь в границах тела. Отсутствие готового словаря интрацептивных значений затрудняет возможности их тонкой дифференциации, рефлексии и вербализации. В этом случае, в первую очередь используются эмоционально-оценочные координаты, категории самочувствия, а лишь затем происходит формирование специализированных словарей.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.