Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды механизмов психологической защиты




Одним из самых распространенных механизмов психологической защиты разберем, как же функционируют механизмы психологической защиты.

Существуют различные типы проекций:

1.Комплементарная – приписывание другому человеку того состояния, которое отсутствует у данного субъекта, но дополняющее собственное состояние. Пример, если супруг испытывает ревность,то своей супруге он приписывает измену.

2.Атрибутивная - наивное суждение при недостатке определенных знаний («другие такие же, как мы»). Пример, те студенты, которые по свидетельству преподавателей,часто списывают, считают что списывают все студенты.

3. Симилятивная – приписывание собственных качеств, которые субъект не осознает, другим людям. Пример, собственные негативные черты родители могут приписывать своему ребенку.

4. Панглосс-Кассандра – приписывание другому человеку чувства, противоположного тому,что испытывает он сам. Пример, приписывая другому человеку ненависть по отношению к себе, сам при этом он испытывает к нему любовь.

Панглосс – герой одной из повестей Вольтера. Этот герой видел мир через розовые очки. Кассандра – предрекала гибель Трои, проецировала на внешний мир ощущение гибельности. Анализируя поведение Панглосса,мы отмечаем следующее: сам неосознанно чувствуя к миру враждебность, он предполагает,что все его любят. Кассандра наоборот. Данный вид защиты направлен на преодоление тенденции очень сильного сближения с другими людьми. Приписываться могут как позитивные, так и негативные переживания.

Функции проекции

 

1. Регуляция самосознания и самооценки. Во всех видах проекции —
неосознавание самого факта приписывания. Пример, в случае
атрибутивной проекции приписывание другим негативных черт выполняет защитную функцию включения себя в социальный контекст.

2. Связь с мотивацией человека - изгнание из своего сознания всего того, что данным субъектом болезненно воспринимается.

3.Регулирует межличностные отношения. Проекцию можно расценивать как средство управления поведением других людей. Пример, супруга, испытывающая чувство собственной неполноценности, может жаловаться окружающим, что ни она, а ее супруг виноват в том, что она не смогла реализоваться в профессиональном плане.

Помимо, рассмотренной нами проекции, существует еще целый ряд защитных механизмов. Рассмотрим наиболее важные и распространенные:

· Сублимация - (в букв, переводе - «возгонка») - перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и искусстве. Пример, художник в искусстве сублимирует сексуальные импульсы, политическая активность - сублимированная агрессия).

· Вытеснение - неприятные мысли, переживания устраняются из сознания. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их порыва в сознании требуется постоянная трата психической энергии. Пример, субъект может не помнить ход травматических событий пережитых им в прошлом.

· Отрицание - игнорирование болезненной реальности. Отвлекает субъекта от болезненных идей и чувств. Пример, врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание, но тот отказывается в это верить,

· Реактивное образование - преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Пример, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами.

· Замещение проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Пример, ребенок, наказанный родителями, толкает свою младшую сестру или ломает ее любимую игрушку.

· Рационализация - это ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Пример, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

· Соматизация - уход в болезнь. Пример, первоклассник, не сумевший адаптироваться к новым для себя условиям, часто и сильно болеет.

· Подавление - ограничение действий или мыслей, которые могут вызвать тревогу. Пример, люди, постоянно испытывающие страх смерти, например, не летают на самолете.

· Регрессия - это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Это ребячливые, детские модели поведения. Пример, езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

· Идентификация с агрессором - реализует тенденцию к имитированию того, что субъект воспринимает как агрессивную и устрашающую манеру поведения внешнего авторитета. Пример, ребенок, сурово наказанный своей матерью, проделывает то же самое со своими игрушками.

· Аскетизм - страдание, отказ себе в удовольствии (пища, сон, физические упражнения, сексуальное удовлетворение). Это форма выражения аутоагрессии, часто встречаемая в подростковом возрасте. Пример, девушка-подросток отказывается от еды, так как считает, что все ее проблемы от излишнего веса.

 

В заключение хотелось бы сказать, что все вышеописанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. Чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.