Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель




Билет 42. Психология коллектива.

Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально - психологических характеристик.

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:

1. некоторая продолжительность существования;

2. наличие общей цели или целей;

3. взаимодействие членов группы;

4. развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры;

5. осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

 

Малая группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица.

♦ некоторая продолжительность существования;

♦ наличие общей цели или целей;

♦ развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры;

♦ отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

 

Признаки группы как целостной системы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы определяется статусом входящих в нее индивидов. Статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Вся жизнь человека протекает в составе разнообразных групп и организаций, и, следовательно, он испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров: это могут быть люди разных личностных и профессиональных качеств, общественного положения. Личность лидера и стиль его поведения во многом определяют судьбу каждого участника групповой деятельности, да и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на организованность группы.

Лидерство - это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей.

Лидер может быть формальным (например, назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением). Наряду с формальным лидером в организации может быть неформальный лидер - человек, в силу своих способностей и личностных качеств, способный увлечь и повести за собой людей.

Проведя подробный анализ англоязычной литературы, в которой рассматривается феномен лидерства, хотелось бы уточнить, что, как правило, для описания и лидерства и руководства используется один термин «лидерство». Поэтому судить, о каком феномене (лидерстве или руководстве) идет речь в каждом конкретном случае, читатель зарубежного издания может на основании либо анализа содержания опубликованной работы, либо уточнив у автора публикации.

Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» гораздо позднее зарубежных коллег, лишь в конце 60-х гг. прошлого столетия. В процессе изучения трудов отечественных авторов, в большей части работ лидерство рассматривается также в соотнесении с руководством. Позднее, к середине 70-х гг., появились первые труды, в которых был проведен развернутый сопоставительный анализ феноменов лидерства и руководства, где авторы выявили значительные различия между ними. Вместе с тем, вышеупомянутые авторы указывают на известную относительность различий между лидерством и руководством, констатируя наличие диалектической взаимосвязи и взаимопроникновения этих феноменов [Кричевский Р.Л. 2007].

Поскольку, и в отечественной и в зарубежной литературе отсутствует однозначная трактовка феномена «лидерство», поэтому мы, в дальнейшем, в данной работе будем использовать оба понятия: и лидерство и руководство, в зависимости от контекста.

Основные качества лидера:

1. за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях;

2. играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе;

3. обычно выдвигается стихийно;

4. может не иметь официальных прав и обязанностей в гр> ппе;

5. ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных;

6. в сфере своей активности ограничивается, в основном, внутр игру пловы ми отношениями;

7. не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено, в конечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т.е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску.

Выделяют следующие лидерские роли:

1. лидер - организатор. Осуществляет функцию групповой интеграции, идеи группы воспринимает как свои;

2. лидер - борец. Волевой, уверенный в своих силах, идет первым навстречу опасности;

3. лидер - творец. Привлекает к себе способностью браться за решение проблем, которые другим могут показаться неразрешимыми;

4. лидер - дипломат. Он всегда в курсе сплетен и пересудов и поэтому знает на кого и как можно повлиять;

5. лидер - утешитель. Он готов поддержать каждого в трудную минуту, уважительно относится к людям.

 

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

 

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство. Руководитель:

1. обычно назначается официально;

2. ему официально предоставляются некоторые права и обязанности; обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных;

3. представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне;

4. несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

 

Основные функции руководителя:

1. организация и контроль деятельности подчиненных;

2. принятие решения;

3. представительство во внешней социальной среде;

4. воспитательная функция;

5. Экспертно-консультативная функция.

 

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы, выражается в том, что он выступает для них не лидером, (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом. Должность не обеспечивает реального авторитета, его нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

 

Классификация стилей руководства:

1. Авторитарный. Наилучший с точки зрения администрирования, единоначалие.

2. Авральный. Отсутствие каких-либо схем, правил в процессе администрирования.

3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам.

4. Демократический. Этот стиль предполагает взаимодействие всех членов коллектива на равных условиях.

5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников.

6. Компромиссный. Способность руководителя, уступая людям в различных ситуациях, добиваться своих целей.

 

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивида, но и через анализ межличностных отношений в группе.

 

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.