Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирические методы в социальной психологии




«Наблюдение - является наиболее распространенным методом, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. [Разделяют внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.]3 Наблюдение предполагает систематичность, целенаправленность, фиксацию результатов. Для наблюдения характерна довольно высокая степень субъективности, в частности, на интерпретацию результатов могут влиять ожидания наблюдателя. Для уменьшения субъективности метод наблюдения дополняется использованием других методов. Контент-анализ (буквально: анализ содержания) - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, например, психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений. Затем производится замер частоты и объемы упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов и других носителей информации. Контект-анализ повышает объективность метода изучения документов.»4

«Опросы -- весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).»

«Анкетирование - опрос, проводимый с целью выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, личностных черт опрашиваемого. Анкетирование осуществляется с помощью анкет, которая представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Интервью - это способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы; стандартизированное, по форме близкое к анкете.»

Тест (англ. test - проверка, опыт) - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. В социальной психологии чаще всего используются личностные тесты или групповые. Наиболее распространенный среди групповых тестов - социометрический, который позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусно-ролевые отношения в группе.

Эксперимент - один из основных методов социальной психологии, основное достоинство, которого в том, что можно специально моделировать ситуацию исследования и влиять на условия её протекания (проследить зависимость психических процессов, явлений от изменения внешних условий). По своим разновидностям эксперимент делится на лабораторный и естественный. В случае лабораторного эксперимента действия испытуемых определяются инструкцией, а условия специально моделируются. Исследовательская обстановка может быть причиной скованности испытуемого, тревоги, боязни оценки, стремления соответствовать ожиданиям экспериментатора, что может привести к несоответствию поведения человека в реальной жизненной ситуации и поведению в ситуации лабораторного эксперимента. Другим недостатком является невозможность полного моделирования реальных жизненных ситуаций.»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.