Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, применяемые в технологии социального патронажа 1 страница




Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. рассматривают процесс социального патронажа через применение ряда технологий (методов):

- коррекция;

- психотерапия;

- обучение;

- репетирование;

- моделирование;

- побуждение;

- рефлексия;

- посредничество;

- развитие у клиентов социальных и личностных навыков;

- создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов;

- социально-психологическое сопровождение и др.[2, с. 57].


61. Расскажите об амбулаторно-поликлинической помощи и об организации работы участковой поликлиники

Наиболее массовой и общедоступной формой ПМСП в системе отечественного здравоохранения, как уже говорилось, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatrius — подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Краткий исторический очерк амбулаторной помощи населению в России. Впервые амбулаторная помощь больным в России стала применяться в XI в. В 1089 г. в Киевской Руси «безвозмездное врачевание» приходящим больным было вменено в обязанность «больницам, находящимся при церквях». Амбулаторный «прием» больных вели также знахари и знахарки, к которым обращался за помощью простой люд. Вплоть до XVI в. медицинское дело не подлежало ведению государства, так как Русь была раздроблена на феодальные княжества, на территории которых хотя и вводились (под контролем князя или монастыря) санитарные, карантинные меры, приглашались на службу и русские и иностранные доктора, единой организации или службы здравоохранения не было. И только после создания централизованного русского государства под властью Москвы стали возможными организация государственных медицинских учреждений и издание соответствующих установлений по медицинскому делу. Так, указом Ивана Грозного была учреждена так называемая Царева, или Придворная, аптека (1581 г.), выполняющая функции по оказанию медицинской помощи царю, его семье, ближним боярам. Вскоре был учрежден Аптекарский приказ по управлению медицинским делом государства.

В 1620 г. возникают первые «светские» амбулатории, где прием ведут врачи. Организацию амбулаторной помощи ускорили тяжелые эпидемии оспы, чумы, холеры. Петровские реформы дали начало реорганизации всего медицинского дела: вместо боярской приказной системы была создана государственная администрация, в том числе и Медицинская канцелярия вместо Аптекарского приказа. В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных, это была первая по всей Европе бесплатная амбулатория. В 1804 г. впервые в истории России поликлиническая практика была введена в программу преподавания на медицинских факультетах университетов. Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа стали развиваться лишь в 80-х гг. XIX в., чему способствовало развитие земской и фабричной медицины. Земская реформа создала систему медицинской помощи, включающую в себя участковое обслуживание, разъездную врачебную помощь, обеспечение фельдшерами.

Усиленное развитие в нашей стране амбулаторно-поликлиническая помощь получила с 20-х гг. XX в., т.е. в годы становления отечественной системы здравоохранения. Так, по соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории, стационары. В 1929 г. опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», в котором главное внимание уделялось организации медицинской помощи, в том числе и амбулаторной. Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, которая в то время в силу многих объективных причин была сведена к регистрации заболеваний и медицинским осмотрам. Совершенствовалась система охраны материнства и детства, значительно увеличилась сеть детских поликлиник и женских консультаций. Накануне войны несмотря на ошибки и просчеты, репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоохранения, была построена государственная система здравоохранения, которая предполагала профилактическую направленность, плановость, доступность и т.д. К 1950 г. несмотря на громадный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны в годы войны (было уничтожено 40 000 больниц и поликлиник), число медицинских учреждений не только достигло довоенного уровня, но и возросло. В те годы начинает проводиться диспансеризация сельского населения, ведется подготовка к диспансеризации в поликлинике. В период с 1961 по 1983 г. в амбулаторно-поликлинической помощи основное внимание уделялось диспансеризации.

Организация работы поликлиники и амбулатории. В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т.д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 \% всех больных и лишь 20 \% больных подлежат госпитализации. Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч. polls — город и klinik — искусство врачевания) — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях. В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т.д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и т.д.). Основной принцип работы поликлиники — территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория — это лечебно-профилактическое учреждение, которое, так же как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным, а также больным в домашних условиях. Принцип работы амбулатории — также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

Основными задачами поликлиники являются:

оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
организация и проведение диспансеризации населения;

организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;

экспертиза временной нетрудоспособности;

организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.

Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т.д.

Основные структурные подразделения городской поликлиники. В состав поликлиники входят следующие подразделения: регистратура; отделение профилактики; лечебные отделения; диагностическое отделение (лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ-диагностики и т.д.); статистический кабинет; административные подразделения (главный врач, заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности).

Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

Отделение профилактики включает в себя кабинет доврачебного контроля, смотровой женский кабинет и т. д. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу.

В кабинете доврачебного контроля систематизируют больных, выдают различные справки, проводят предварительные осмотры.

В состав лечебных отделений входят участковые терапевты и врачи «узких» специальностей. Возглавляет каждое отделение заведующий отделением.

Руководителем поликлиники является главный врач поликлиники (поликлиника является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением) или заместитель главного врача по поликлинике (поликлиника объединена со стационаром).

В статистическом кабинете поликлиники осуществляют обработку и учет документации, анализируют показатели работы структурных подразделений поликлиники. Организация работы участкового врача городской поликлиники.

Участковый терапевт играет ведущую роль в системе охраны здоровья населения (в дальнейшем это будет семейный врач). В сложной работе участкового врача соединены медицинская и организационная деятельность (организация профилактики, лечения, диспансеризации, реабилитации, санитарно-просветительной работы). Участковый врач по сути является организатором здравоохранения передового звена.

Именно деятельность участкового врача-терапевта и участковой медицинской сестры наиболее близко соприкасается с работой органов социальной защиты и во многом является медико-социальной. Участковый врач и участковая медсестра оказывают решающее влияние на решение медико-социальных проблем клиента в профессиональной деятельности социального работника. Именно к участковому врачу должен в случае необходимости обращаться социальный работник.

 

Работа участкового врача-терапевта обычно организована таким образом, что каждый день он принимает больных в поликлинике (примерно 4 ч) и выполняет вызовы к больным на дому (примерно 3 ч). Врач не только выполняет те вызовы, которые сделаны самим больным или его близкими, но и сам при необходимости (без вызова) навещает больного на дому. Такие вызовы называются активными. Больных-хроников, одиноких престарелых, инвалидов участковый врач должен посещать не реже одного раза в месяц независимо от того, вызывал врача больной или нет. Выполняя вызов, врач не только лечит больного, но и выполняет элементы социальной работы: выясняет социально-бытовые условия больного, контактирует в случае необходимости с органами социальной защиты, отделением РОКК, аптечными учреждениями и т.д.

Медицинская сестра также принимает непосредственное участие в приеме больных (подготавливает необходимую на приеме документацию, выписывает по указанию врача рецепты на лекарственные средства, заполняет бланки направлений на обследование, измеряет артериальное давление, температуру тела и т.д.) и выполняет назначения врача на участке (делает инъекции, ставит горчичники, клизмы, проверяет выполнение больными назначенного режима и т.д.). В случае необходимости деятельность врача и медицинской сестры на участке может быть организована по типу стационара, когда врач посещает больного на дому ежедневно, а медицинская сестра выполняет на дому врачебные назначения.

Диспансеризация. Диспансеризация является основным средством профилактики в отечественной системе здравоохранения.

Диспансеризация — это активное, систематическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности. Диспансеризация предполагает обследование и лечение больных вне обострения заболевания (т. е. когда больной вынужден сам обратиться к врачу); при лечении по вызову врач активно назначает обследование и лечение больному.

Диспансеризация (или диспансерный метод) состоит из нескольких этапов. На регистрирующем этапе — выявляют больных (по результатам медицинских осмотров или по обращаемости), обследуют больного, оценивают состояние его здоровья, изучают условия труда и быта, составляют план профилактических и лечебных мероприятий, оформляют документацию. Активно и систематически наблюдают за больным, проводят индивидуальное профилактическое лечение, оздоровительные мероприятия на этапе исполнения. Санитарно-просветительную работу, формирование здорового образа жизни, государственные и общественные мероприятия по борьбе с факторами риска для здоровья осуществляют на заключительном этапе (профилактические мероприятия).
62. «Стационарная помощь» - понятие и как она организована

В стационарах (от лат. stationrius — неподвижный) или больничных учреждениях медицинская помощь оказывается в основном при наиболее тяжелых заболеваниях. В больничные учреждения госпитализируют больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, а также больных, за которыми необходимо постоянное наблюдение (оценка состояния, повторные исследования крови, мочи, ЭКГ и т.д.) или применение таких методов исследования, как операции, частые внутривенные, внутримышечные или подкожные инъекции, переливание крови и т.п., которые невозможны или затруднены в амбулаторных условиях — дома или в поликлинике.

 

Краткий исторический очерк стационарной медицинской помощи в России. В развитии больничной (стационарной) помощи в России различают несколько периодов.

Первый период начинается практически сразу после крещения Руси. В этот период больницы возникали при монастырях и находились под призрением духовенства. Такие больницы существовали очень долго, даже наряду с гражданскими.

Второй период может быть отнесен к XVI в., когда при Иване Грозном появилось первое законодательство о больничной помощи. В законодательном сборнике того времени «Стоглав» среди других вопросов были изложены правила устройства больниц и содержания в них больных. В 1632 г. создана первая гражданская больница в Москве. В тот же период развиваются и временные военные госпитали для размещения раненых воинов. Следует отметить, что войны стимулировали развитие стационарных учреждений и при монастырях.

Третий период относится к XVIII в. В это время появляются указы Петра I о строительстве больниц. В 1706 —1708 гг. в Москве построен госпиталь за рекой Яузой, который был самым крупным лечебным учреждением в России того времени.

Четвертый период — земский, когда вследствие земской реформы в России впервые в мире были организованы больницы. В это время возникла и начала развиваться фабричная медицина. Постановление от 1866 г. обязывало владельцев промышленных предприятий за свой счет организовывать и содержать больницы и лечебницы из расчета одна койка на 100 работающих. Изменилась и система организации городской медицины — управление медицинскими и богоугодными учреждениями из приказа общественного призрения было передано органам городского самоуправления (думам и др.). Несмотря на развитие земской и фабрично-заводской медицины обеспеченность населения больничной помощью была крайне низкой. Так, в 1913 г. на 10 000 чел. населения приходилось лишь 13 коек (т.е. мест в больнице).

Следующий период в истории стационаров (после 1917 г.) неразрывно связан с формированием отечественной системы здравоохранения.

В системе отечественного здравоохранения стационары (больницы) различаются по типам, профилю категориям. В зависимости от административно-территориального положения больницы делятся на республиканские, краевые, областные, городские, районные, участковые. В зависимости от профиля больницы бывают специализированными, предназначенными для лечения больных каким-либо одним заболеванием (например, туберкулезом), и многопрофильными, в состав которых входят различные отделения (например, терапевтическое, хирургическое, неврологическое и т.д.). В зависимости от коечной мощности больницы делятся на категории.

Организация работы стационара. Любая больница имеет четыре подразделения: управление (главный врач и его заместители, канцелярия, бухгалтерия и т.д.), стационар (приемное отделение, лечебные отделения, операционный блок и т.д.), административно-хозяйственная часть (пищеблок, склады, прачечная, дезинфекционный отдел и т.д.), поликлиника (как правило). Кроме того, должны быть лечебно-диагностическое отделение (лаборатории, кабинет-ЭКГ, рентгеновский, физиотерапевтический и т.д.), аптека, патолого-анатомическое отделение.

Городские больницы предназначены для оказания высококвалифицированной специализированной помощи населению города или района. Больницы осуществляют связь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром, реабилитацию больных, профилактику заболеваний, повышают уровень подготовки медицинских кадров.

Если больница является базой для обучения студентов, то она называется клинической. Подобные лечебные учреждения имеют особый статус: пациентов при госпитализации в клиническую больницу обычно просят, чтобы они с пониманием относились к повторным визитам студентов, отвечали на вопросы студентов, разрешали проводить осмотры и необходимые манипуляции. Пациент вправе отказаться от общения со студентами независимо от самочувствия.

Согласно рекомендациям ВОЗ функциями современной больницы являются: диагностика и лечение заболеваний; неотложная помощь; реабилитация больных; профилактика; научно-исследовательская и учебная деятельность (подготовка медицинского персонала).

Поступление больного в стационар. Больной может поступить в стационар в плановом порядке (по направлению лечащего врача городской, районной, консультационной поликлиники, поликлиники диспансера); может быть доставлен в стационар «скорой помощью». Также больной может сам обратиться в приемное отделение стационара по поводу неотложного состояния, и, в случае необходимости, его госпитализируют.

Одна из распространенных форм организации стационара в системе отечественного здравоохранения — дневной стационар, который предусматривает нахождение больного в лечебном отделении стационара во время обхода лечащего врача, прохождение лечебных и диагностических процедур. На ночь больной уходит домой. Эта форма работы стационара удобна для больных и экономична. В целях создания лечебно-охранительного режима (что является непременным условием лечения больных), в каждой больнице есть определенный внутренний распорядок, который позволяет оптимально организовать работу всех подразделений стационара. Наиболее значимо в практике социальной помощи — участие социального работника из персонала стационара (лечащий врач клиента, постовая медицинская сестра, заведующий отделением).

63. Понятие о специализированной помощи и работе диспансеров

Специализированная медицинская помощь является неотъемлемой частью организации лечебно-профилактической помощи населению. От уровня специализации, форм и методов организации специализированных видов медицинской помощи зависит качество профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний (см. прил. 2, разд. 8, ст. 40) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»).
Специализированную лечебно-профилактическую помощь оказывают:

в территориальных учреждениях (поликлиниках, амбулаториях, женских консультациях и т.д.);

 

поликлинических отделениях диспансеров или консультационных специализированных поликлиниках;

стационарных отделениях диспансеров или специализированных стационарных отделениях;

специализированных центрах, как правило, на базе НИИ и клиник, где предоставляется уникальная высококвалифицированная консультативная и лечебная помощь.

В системе организации специализированной медицинской помощи населению главная роль принадлежит диспансерам


Диспансер — самостоятельное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определенным группам больных. В системе отечественного здравоохранения действуют следующие типы диспансеров: кардиологический, противотуберкулезный, онкологический, кожно-венерологический, врачебно-физкультурный, психоневрологический, наркологический, противозобный, трахоматозный. Диспансер рассчитан на обслуживание населения области, края или района города. Диспансер состоит из поликлиники и стационара. Организация, содержание и характер работы диспансера зависят от его профиля. Основные принципы работы любого диспансера: активное раннее выявление больных, патронаж (систематическое наблюдение за выявленными больными), проведение общественной и индивидуальной профилактики.

Больных выявляют по результатам медицинских осмотров, при обращении больных в поликлинику и амбулаторию, при обследовании семей больных и людей, контактировавших с ними.

Общественная профилактика в работе диспансеров предполагает проведение предупредительных мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, улучшение условий труда и быта, массовые оздоровительные мероприятия.

Работа диспансеров строится по участково-территориальному принципу. Сотрудники диспансера активно выявляют среди населения больных, регистрируют их, проводят систематическое активное наблюдение за выявленными больными, оказывают специализированную лечебную помощь, изучают заболеваемость, причины и условия возникновения и распространения заболеваний, ведут санитарно-просветительскую работу. Наряду с диагностикой, лечением и профилактикой, важнейшей составляющей работы диспансеров является реабилитация. Особое значение реабилитация приобретает в системе специализированной медицинской помощи кардиологической, онкологической, неврологической, травматологической и ортопедической служб.

64. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий и сельскому населению

Организация медико-социальной помощи в сельской местности строится на тех же принципах, что и в городах. Но существуют различия, обусловленные рассеянностью населения по территории, сезонностью сельскохозяйственных работ, большим радиусом обслуживания и т.д. Сельское население получает медицинскую помощь в сельском врачебном участке, в состав которых входит сельская участковая больница (или амбулатория) и ФАП; районных медицинских учреждениях, ведущим из которых является центральная районная больница (на этом этапе больные получают специализированную медицинскую помощь по основным ее видам); областной больнице, где больные получают высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь. Врачебный участок. Средняя численность населения на врачебном участке 5... 7 тыс. жителей при радиусе обслуживания 7... 10 км. Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница (или врачебная амбулатория). Объем медицинской помощи в участковой больнице зависит от наличия врачей-специалистов и оснащения больницы. Участковые больницы играют важную роль в оказании медицинской помощи сельскому населению, в том числе и в оказании ПМСП.

В последние годы наблюдается тенденция к укрупнению участковых больниц. Основными задачами участковой больницы являются: оказание квалифицированной врачебной помощи (амбулаторной и стационарной); профилактика заболеваний и травм; руководство и контроль за деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и других учреждений, входящих в состав врачебного участка. Врачи сельского участка ведут прием взрослых и детей, выполняют вызовы на дом, оказывают неотложную помощь. Обычно врачебный штат участковой больницы состоит из терапевта, хирурга, педиатра, акушера-гинеколога, стоматолога. Организация работы ФАПа. Фельдшерско-акушерские пункты организуют в населенных пунктах с населением от 700 чел. и более на расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а также в населенных пунктах и с меньшим числом жителей, если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 4 км. В фельдшерско-акушерских пунктах обеспечивают: доврачебную медицинскую помощь, назначения врача, патронаж детей и беременных, профилактические мероприятия, диспансеризацию населения, санитарно-просветительную работу формирования у населения здорового образа жизни.

 

Деятельность фельдшерско-акушерского пункта осуществляется по единому комплексному плану под руководством участковой больницы. В последнее время в системе лечебно-профилактической помощи сельскому населению имеют место следующие тенденции: сокращается число участковых больниц, чаще всего участковые больницы реорганизуют в сельские амбулатории, повышается обеспеченность сельских лечебно-профилактических учреждений санитарным транспортом, увеличивается число станций скорой помощи. Тем не менее остается много нерешенных проблем: недоукомплектованность кадрами, отставание развития сети лечебно-профилактических учреждений от потребностей населения. Центральная районная и областная больница. Центральная районная больница — основное лечебно-профилактическое учреждение оказания медицинской помощи сельским жителям. В ее состав входят поликлиника, стационар, отделение скорой и неотложной медицинской помощи. Задачи центральной районной больницы: оказание населению квалифицированной специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощи, руководство и контроль деятельности всех учреждений здравоохранения района. Руководит центральной районной больницей главный врач (он же главный врач района). Основную роль в оказании амбулаторно-поликлинической помощи населению играет поликлиническое отделение. В поликлиниках работают: участковые терапевты, хирурги, участковые педиатры, невропатолога, офтальмологи, отоларингологи, стоматологи, кардиологи, ревматологи. В штат также могут входить дерматолог, психиатр, фтизиатр. Именно врачи центральной районной больницы дают при необходимости направление в областную консультационную поликлинику при областной больнице на прием областного врача-специалиста, а также направление для решения вопроса о госпитализации в областную больницу. Областная больница — наиболее крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, в котором в полном объеме оказывают высококвалифицированную специализированную помощь населению области. Задачами областной больницы являются не только лечение и обследование больных, но и консультации больных, поступающих из области (поликлиническое отделение больницы является консультативным). Вопрос о госпитализации больного из области решается именно в консультационной поликлинике врачом-специалистом.

Медицинская помощь рабочим промышленных предприятий оказывается лечебно-профилактическими учреждениями в районе проживания специальными учреждениями — медико-санитарными частями и здравпунктами (врачебными и фельдшерскими), расположенными или на территории самих предприятий или в непосредственной близости от них. Медико-санитарная часть. Медико-санитарная часть организуется на крупных предприятиях, это комплексное лечебно-профилактическое учреждение, в состав которого входят поликлиника, стационар, цеховые здравпункты. Медико-санитарные части предназначены для медицинского обслуживания рабочих и служащих промышленных предприятий и других организаций. Структура медико-санитарных частей может быть различной. Во многих медико-санитарных частях имеются ночные профилактории. Медико-санитарная часть может быть представлена поликлиникой без стационара. Медико-санитарные части могут быть открытого (обслуживают рабочих предприятия, членов их семей и часть населения, проживающего в районе расположения данной медсанчасти) и закрытого (обслуживают только рабочих данного предприятия) типов. Медико-санитарная часть осуществляет: квалифицированную и специализированную лечебно-профилактическую помощь в поликлинике и стационаре; диспансерное наблюдение за определенными группами работающих; проведение предварительных осмотров при поступлении на работу;

экспертизу временной нетрудоспособности; анализ причин заболеваемости, травматизма, случаев профзаболеваний; проведение реабилитации больных (совместно с администрацией); медицинский отбор нуждающихся в санаторно-курортном лечении; совместно с администрацией и профкомом разработку комплексного плана санитарно-оздоровительных мероприятий; подготовку санитарного актива. Особое внимание уделяется диспансеризации: систематически проводятся профилактические осмотры работников предприятия для выявления лиц, страдающих теми или иными хроническими заболеваниями; изучаются условия труда непосредственно на рабочем месте для выявления профессиональных вредностей.

Здравпункт обычно входит в состав поликлиники или медико-санитарной части предприятия и не является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением. Здравпункты организуются непосредственно в крупных цехах, вблизи рабочего или строительного участка и т.д. Здравпункты бывают врачебные и фельдшерские. Медицинский персонал здравпункта оказывает доврачебную и первую врачебную помощь при травмах, отравлениях, внезапных заболеваниях; проводит необходимые процедуры, назначенные врачом поликлиники или медико-санитарной части (инъекции, перевязки и т.д.), измеряет температуру тела и артериальное давление; обеспечивает явку рабочих и служащих предприятия на диспансерный осмотр; осуществляет прививки; проводит санитарно-просветительную работу. Медицинское обслуживание рабочих и служащих в медико-санитарных частях осуществляется по цеховому (участковому) принципу: к цеху прикрепляется врач-терапевт (цеховой врач), обслуживающий рабочих данного цеха. Цеховой врач должен знать особенности технологических процессов производства в обслуживаемом цехе. В зависимости от характера производства и особенностей заболеваемости цеховой врач определенное число часов в неделю проводит в цехе, где знакомится с условиями труда рабочих. Проводит диспансерное наблюдение, медицинские осмотры, отбор на лечение в профилакторий, ведет санитарно-просветительную работу и т. д. Цеховые врачи принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта работников предприятия. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий предусматривает также широкое использование профилакториев (в том числе и ночных), санаториев-профилакториев, домов отдыха и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.