Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика




Изменение физич. и психич. состояния студентов в период экзамен.сессии.

Существующие типы изменения умственной работоспособности и их изменение.

Работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на кач-во и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы. К усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типу относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.

Усиливающийся тип работоспособности характеризуется постепенно возрастающим количественными и качественными показателями работоспос-ти – от начала к концу задания. Ровному типу также свойственны высокие качественные и количественные показатели выполнения работы при небольшом их колебании в отдельные промежутки времени. Неровный тип обладает резкими колебаниями интенсивности работы и ее качества с тенденцией к снижению объема к моменту завершения задания. Для ослабевающего типа хар-но постоянное снижение интенсивности работы при сопутствующем нарастании ошибок по мере выполнения работы. Усиливающийся и ровный типы изменений умственной работоспос-ти часто встречаются среди хорошо успевающих студентов.

Экзамены для студентов – это критический момент в учебном процессе, когда подводятся итоги учебного года. Экзаменационная сессия – это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциональный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные сессии сопровождаются эмоциональными переживаниями. Экзамены – это определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеят-ти: резко сокращается физич.активность, до 30 минут в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания. Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 часов в день, интенсивность умственного труда возрастает на 80-100 %.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцеюбиения повышается до 88-92 уд/мин, против 76-80 ударов/мин в период учебных занятий. Артериальное давление повышается до 135/85 – 155/95 мм.рт.ст., против 115/75 мм.рт.ст. в период учебных занятий. Во время экзаменов повышаются энергозатраты учебного труда студентов. Об этом свидетельствует факт снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг.

Материалы исследования свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деят-ти, в условиях существенной перестройки жизнедеят-ти, отсутствия в ней физич.упражнений как средства эмоциональнойразрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение умственной и физической работоспос-ти в течение всего периода экзамен. сессии.

Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы студентов на дозированную физич. нагрузку – 20 приседаний показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физич. деятельности возрастает.

Утомление – это временное функциональное состояние, наступающее вследствие выполнения или интенсивной работы, проявляющееся в снижении работоспособности. Понижение работоспособности является главным внешним проявлением этого состояния, его основным объективным признаком. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе.

Легкое утомление – состояние, ктр даже после незначительной по объему и интенсивности мышечной работе. Оно проявляется в виде усталости. Работоспособность при этой форме утомления, как правило, не снижается.

Острое утомление наступает при относительно кратковременной работе, если ее интенсивность не соответствует уровню физич.подготовки. Оно проявляется в резком падении сердечной производительности (сердечная недостаточность), расстройстве регуляторных влияний со стороны ЦНС и эндокринной системы, в увеличении потоотделения, нарушении водо-солевого баланса.

Переутомление – это клиническое проявление усталости. Это уже патологическое состояние организма. Оно чаще всего проявляется в виде невроза, наблюдается, как правило, у людей с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных, при чрезмерных физических нагрузках. Клинические проявления: нарушение сна, появляются боли в сердце, расстройство пищеварения, половой функции. Это состояние требует вмешательства врача.

Таким образом, переутомления является признаком определенного патологического состояния, которое может развиваться при тяжелой или длительной работе, если организм систематически отдыхает недостаточно и следовательно его работоспособность не восстанавливается и снижается.

Переутомление оказывает отрицательное влияние прежде всего на ЦНС, в результате чего отмечается плохое самочувствие, повышенная раздражительность, бессонница, снижение интереса к работе, а в итоге и снижение работоспособности.

Усталость – комплекс субъективных переживаний, способствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов (памяти, внимании, мышлении и т.д.).

Профилактика этих явлений:

· Начиная любую работу, нужно входить в нее постепенно; - В любом виде деятельности необходимо соблюдать определенную последовательность и систематичность; - Следует правильно чередовать разные виды труда, работу и отдых; - Обязательно должно быть благоприятное отношение к труду как того, кто работает, так и общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.