КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антропологический материализм Фейербаха
Классический период античной философии. (Сократ,Платон,Аристотель) Античная философия — философия C"античности, подразделяется на F"древнегреческую и "древнеримскую (конец D."VII в. до н. э. —."VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора %BD"Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается %81"Фалес, а последним —"Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов %D %82"Египта, F"Месопотамии, %BA"древневосточных стран. Сокра́т — древнегреческий %84"философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, %B "диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. B"Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Несмотря на то, что его взгляды во многом не разделяли другие представители софизма, все же Сократа можно считать основоположником философии софизма, так как именно его представления наиболее полно отражали суть данного учения. Плато́н) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей. Аристо́тель — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
7.фИлософия средневековья: патристика,схоластика,номинализм,реализм. Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Выделяют римское и греческое направления патристики. Схола́стика (греч.— учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы • Вера и "знание • Доказательство бытия "Бога. • Общее и единичное (проблема универсалий) Номинали́зм (лат — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса. Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа. Реали́зм (фр-от позднелат., от лат. «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
8.Философия эпохи возрождения: персоналии,базисные категории, важнейшие идеи. Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты» Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс; прозвание Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле (1401—1464) — теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Основные направления • Гелиоцентризм • Герметизм • Гуманизм • Неоплатонизм • Секуляризм • Розенкрейцерство В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
9. Философия нового времени: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) Эмпири́зм (от %BA"дрHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA".-HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"греч. — опыт) — направление в F"теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного "знания. Противостоит F)"рационализму и %BC"мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная F"гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, %81"ТомасHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81_%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D1%81" Гоббс, %BA"Джон Локк, "Джордж Беркли, %BC"Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи %BC"позитивизму, %BC"неопозитивизму (логический эмпиризм). Фрэ́нсис Бэ́кон (%BA"англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Albans); F"22 января %B%D%BE%D%B "1561 — F"9 апреля "1626) — F"английский %84"философ, %BA"историк, C"политический деятель, основоположник %BC"эмпиризма. В"1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С "1617 года "лорд-хранитель печати, затем — %80"лорд-канцлер. В "1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Бэкон начал свою профессиональную деятельность как %82"юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой "методом Бэкона. "Индукция получает "знание из окружающего F"мира через %82"эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались F"алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 0 %B 3 %D 0 %BE%D 0 %B 4"1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком. Бэкон создал двухбуквенный 0 %A 8 %D 0 %B 8 %D 1 %84%D 1%80"шифр, называемый теперь "шифр Бэкона. Существует не признанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем 0 %A 8 %D 0 %B 5 %D 0 %BA%D 1 %81%D 0 %BF%D 0 %B 8 %D 1%80"Шекспира. Томас (F"5апреля 1588, Малмсбери (англ.)"русск., Уилтшир, F"КоролевствоАнглия F"4декабря 1679, Дербишир, F"КоролевствоАнглия) — английский %84"философ-%BC"материалист, автор %80"теории общественного HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80"договора.Гоббс создал первую законченную систему %BC"механистического %BC"материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей F"субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. F"Геометрия и "механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Джон Локк (%BA"англ. John Locke; "29 августа 1632, Рингтон, %82"Сомерсет, F"Англия — F"28 октября 1704, %81"Эссекс, F"Англия) — британский "педагог и %84"философ, представитель %BC"эмпиризма и %BC"либерализма. Способствовал распространению %BC"сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие F"эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на %80"Вольтера и %BA"Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости. Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как %BC"ДавидHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D0%AE%D0%BC" Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
10.Философия нового времени: рационализм (Декарт) Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений. Рационали́зм (от %BA"лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является %BC"разум.
11. ФНВ: субъективный идеализм (Беркли,Юм) Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в F"философии, представители которых отрицают существование независимой от F)"воли и F)"сознания F)"субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является %BC"солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании. Джордж Бе́ркли (%BA"англ. George Berkeley; "12 марта 1685 — F"14 января 1753) — английский %84"философ, известный своей системой F)"спиритуалистической философии; епископ Клойнский (%BA"англ. Cloyne) "[1] в F"Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Философское мировоззрение Беркли развилось отчасти как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма %BD"Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против Беркли как философов, так и богословов. Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, %BA"англ. David Hume; F"7 мая (F"26 апреля по C"старому стилю), 1711 "Эдинбург, Шотландия — "25 августа 1776, там же) — F"шотландский %84"философ, представитель %BC"эмпиризма и %BC"агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского)"Просвещения. Юм считал, что наше познание начинается с %82"опыта и заканчивается опытом, без врождённого знания ("априорного). Поэтому мы не знаем причину нашего опыта. Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. За такие суждения Юм считался большим скептиком в возможности познании мира через опыт. Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы: • Существуют образы объективных предметов (F"теория отражения, %BC"материализм). • Мир — это комплекс ощущений восприятия (%BC"субъективный идеализм). • Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (%BC"объективный идеализм).
12. Нем классическая ф.: Кант. Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития F"немецкой философии XVIII—%BA"XIX веков, представленный учениями %BB"Канта, "Фихте, %BD"Шеллинга, %85"Гегеля и %81"Л. Фейербаха Иммануи́л Кант; F"22 апреля "1724, "Кёнигсберг, F"ПруссияHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82,_%D0%98%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB"[1] — F"12 февраля "1804, там же) — немецкий %84"философ, родоначальник F"немецкой классической философии, стоящий на границе эпох F"Просвещения и %BC"Романтизма. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный F)"категориальный схематизм. Кант выделяет следующие категории рассудка: • Категории количества • Единство • Множество • Цельность • Категории качества • Реальность • Отрицание • Ограничение • Категории отношения • Субстанция и принадлежность • Причина и следствие • Взаимодействие • Категории модальности • Возможность и невозможность • Существование и несуществование • Необходимость и случайность 13. НКФ: Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель "27 августа 1770, %82"Штутгарт — F"14 ноября 1831, %BD"Берлин) — F"немецкий B"философ, один из творцов F"немецкой классической философии и философии %BC"романтизма. Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности.
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |