КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 7: Основные принципы и проблемы средневековой философии. Вопрос 6:Специфика и основные проблемы древнегреческой философии
Классический (5-4 вв.)г. Афины Элейская школа Вопрос 6:Специфика и основные проблемы древнегреческой философии. Возникновение философии в др.Греци связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общ-ва, для которого характерна демократия. Навыки демократского обсуждения и принятия рений способствовали рационалистического характера древнегреческой философии. Этапы развития: 1) Натурфилософский (7-5 вв. до н.э.) Философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах. Милетская школа (г. Милеет) Основатель: Фалес Осн.положения: - все произошло из воды - земля плавает на воде подобно куску дерева - все в мире одушевлено или полно богов Анаксимандр: Источником всего сущего считал некое вечное и беспредельное начало, кот. называл «апейрон», утверждал, что оно всем управляет. Анаксимен: Считал, что все веще происходят из воздуха либо путем разряжения, связанного с нагреванием, или путем охлаждения и сгущения. Пифагорейская школа: Основой явл.учение о числе. Числа рассм. Какпринципы, причины и структуры вещей, как образы, по которым бог твори мир. Пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на математическую структуру. Гераклит считал основой всего - огонь. Принцип: «все течет». Большое значение Гераклит предавал детерменизму, всеобщей обусловленности событий и явление. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью. Важная идея: идея единства и борьбы противоположностей.(Все состоит из противоположностей. Противоположнонаправленные силы образуют напряженное состояние, которым определяется внутреннее гармония вещей. Демокрит 6 идея о мельчайших неделимых частицах в-ва кака первооснове мира – атомы. Атомы нах.в постоянном движении, отчего и возникают все явления природы и процессы. Основатель: Парменид(первым ввел принципиальное различие между мышлением и чувственностью Зенон: Его апории демонстрируют ряд затруднений, возникающие при попытке перевести чувственно данный образ реальности на язык рассудочных понятий.
Особенность: создание систематизированных учений, а также перемеение проблематики философких рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносиологического характера. В этот период существовали 2 школы: Софисты (Протагор и Горий) (платные учителя красноречия) Учение об относительности истины и отсутствие объективных моральных ценностей положило начало гносеологической проблематики Общей чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора – «Человек есть мера всех вещей». Элеаты(Парменид, Зенон Элейский) Противопоставляли друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение.Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое.
Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля. Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Главными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливость. В беседах и дискуссиях Сократа сформировался метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Круг его тем: Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни. Платон сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. Платон разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Идеи вечны, они не возникают и не уничтожаются. Учение Платона заложило основы философского идеализма. Ядром философии Аристотель вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учений. Он считал, что идеи,конечно, явл. причиной всех вещей, но идеи должны быть в самих вещах, а не в другом мире идей. Сущность вещи – ее форма, причем форма, принемаемая некой материей. Создал философскую с-му научных дисциплин: - теоретические (математика, физика, психология - практические (этика) - творческие/ созидательные (искусства, ремесла) Выдели 6 форм политического устройства: Правильные формы гос-ва (стоящие у власти люди стремятс к благу всего общества): - монархия - аристократия - полития Неправильные: - тирания -олигархия -демократия 3)Эллинистический (4-3 вв. до н.э.) Особенность: отказ от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни Эпикуреизм Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. Основные положения: 1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом 2)В реальности есть место для счастья 3)счастье- вытеснение страдания и беспокойства 4)Для счастья человеку не нужно ничего, кроме себя Скептицизм Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм. Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Отказ от достижений цивилизации.Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольсвий, достижение независимости и внутренней свободы. Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.
Средневековая философия представляет собой непосредственное продолжение античной мысли, но вместе с тем выступает как иная с-ма осмысления мира. Прежде всего это из-за тесной связи философии и религии. Предпосылки возникновения средневековой философии: 1. Античная философия (Платон и Аристотель) 2. Религиозные доктрины положили начало 3-м направлениям: -христианская философия - арабская философия - еврейская философия Положение философии в средневековой культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах:
Функции средневековой философии: 1. Апологетическая (защита и обоснование религиозных догматов и положений) 2. Систематизирующая (сбор и упорядочивание религиозных идей) 3. Герменевтическая (толкование священных текстов) Этапы средневековой философии (по христ. направлению): 1. Апологетика (2- нач.3 вв.) Представители: Юстин, Тертуллиан, Ориген Сущность:
Проблематика: соотношение веры и разума, приоритет отдавался вере. Возможно верить в утверждения бессмысленные с точки зрения разума. Задачи: 1.Защита христианства 2. Показать нелепость язычества 3. Показать единство христианской философии и античной 4. Доказать, что христианская теология есть единственная истинная философия 2. Патристика («учение отцов церкви») (4-8 вв.) Сущность:
Проблематика: соотношение веры и разума. Вера приоритетна, потому что благодаря ей становится возможным мышление. Без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам человеческой жизни. Выделяют 2 ветви:
Задачи: 1. Систематизация догматов церкви 2. Пропаганда этих догматов 3. Детальная трактовка тех или иных понятий 3. Схоластика (9-14 вв.) Представители: Абеляр, Эриуген, Фома Аквинский Проблематика: 1. Доказательство бытия Бога 2. Проблема соотношения веры и разума (вера обладает приоритетом только в отношении основных христ. истин, в остальном вера и разум автономны) 3. Проблема универсалий (общих понятий). Спор реализма и номинализма о том, что чему предшествует: общее единичному или наоборот. Реализм признает реальное существование понятий, понятие предшествует самой вещи, вещь – отблеск понятия. Номинализм считал, что реально существуют лишь вещи, а понятие есть фикция. Реализм господствовал в ранней средневековой философии. В период расцвета средневековья он сменился умеренным реализмом, кот. олицетворял Фома Аквинский. Римской церковью он был возведен в ранг святых. Прославился как великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно приобрести форму здравого смысла. Его основные положения:
Задачи: 1. Рацианализировать христианское вероучение с помощью логики 2. Соотношение веры и разума 3.Решить сор об универсалиях Особенности средневековой философии: 1. Монотеизм (христианство – единственная религия) 2. Теоцентризм (Бог единственное всеобъемлющее начало) 3. Креативизм (все в мире создано Богом) 4. Идея откровения, идея познания мира через откровение 5. Все в мире предначертано божественным промыслом 6. Принцип эсхатологии – принцип конечного пути
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |