КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Современная русская философия
К.18-19 вв. Расцвет русской классической философии К.17 –нач.18вв. Русское просвещение Нач.17 вв. Зарождение Вопрос 15:Особенности русской философия и круг ее проблем. Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики. Представители: Метрополит Илларион, Владимир Мономах, Кирилл Туровский Хар-ка:
Представители: Татищев, Радищев, Ломоносов Хар-ка:
Татищев и Радищев занимались проблематикой гос. строя, Ломоносов – науки и образования. Хар-ка:
Петр Чаадаев (1794-1856) прославился как социальный философ, критиковал самодержавно-крепостнический строй, при создании своей философской с-мы руководствовался идеей единства религии и философии, был приверженцем ряда принципов католицизма, связывая с ним достижения западноевропейской цивилизации. Заслуги католицизма Чаадаев видел в том, что эта религия объединяла народы западноевропейских стран, создавая единство мысли. В соответствии с такой философско-исторической концепции он пытался объяснить причины отсталости России и существования в ней крепостного права. Чаадаев считал, что католицизм исчерпал опыт социального развития человечества, которое дальше должно продолжиться в сфере духа. В связи с этим, определенный позитив Чаадаев видел в православном христианстве. Западничество как течение русской обществ. жизни оформилось в 40-60-х гг. XIX в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена — Огарева. Идеи: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить, прежде всего, просвещение и пропаганда; 4) высокая оценка преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран. Стремясь построить свою систему философии истории, они старались определить роль русского народа среди других народов Европы. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: • либеральное (. Анненков,. Грановский, Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии души; • революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы. К сер. XIX в. под влиянием соц. реформ либеральное крыло западничества сходит на нет, революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев. Славянофильство — религиозно-фил. течение русской общест. мысли, оформилось в конце 30 - начале 60-х гг. XIX в. Среди главных представителей славянофильства были: • «старшие» славянофилы. Л.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин; • «младшие» славянофилы К.С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов; • «поздние» славянофилы: Я .Я. Данилевский, Н. Я. Страхов. Основная идея: утверждение самобытности России, ее обществ, уклада. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявл. в общинном земледелии. Славянофилы отвергали западный рационализм. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, - это известная триада: · Православие (соборность, цельность духа); · Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); · Народность (правосл. община, солидарность и нравственность).
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Соц. идеал Соловьева - «вселенская церковь», объедин. православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполаг. созидание «богочеловечества» - конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретут свое единство вера в Бога и вера в Человека. Осн. пафос «философии всеединства» Соловьева «оправдание добра». Согласно ей, изначально сущ. два мира - «мир зла» (времени) и «мир добра» (вечности). Задача, стоящая перед человеком, — это поиск пути из мира времени в мир вечности. Дух и тело одинаково принадл. миру вечности и миру времени, ибо в них иногда преобладает начало добра, иногда - зла. Мир времени стремится завладеть человеком всецело, заключить его в свой круг, за которым - смерть. Простейшая форма борьбы с миром времени - память. Источник добра Соловьев видел в Боге. Именно любовь к Богу, согласно философу, дает всю полноту восприятия и целостности жизни. С ним он связывал надежды на победу добра над злом. Соловьев указ, на наличие у человека чувства стыда. Это чувство отсутств. у животных. Человек стыдиться, когда животное начало берет над ним верх. Чувство стыда свидет. о нравственной природе человека. Наряду с чувством стыда, человек имеет чувство жалости - ощущение чужого страдания. И, наконец, человеку присуще чувство благоговения перед Высшим, или страх Божий.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Итогом творческих поисков явилась работа «Философия свободы». Особого внимания в концепции Бердяева заслуживает термин «объективация». Объективация есть утеря свободы духа человеком. Одним из губительнейших явлений жизни Бердяев считал буржуазность, в основе кот. лежит призрачное ощущение жизни и бытия. Главное для буржуя - материальное благо, деньги. Все это отделено от духа, от смысла, от любви. Когда такой человек добивается власти, он часто бывает склонен подавлять других а) русский космизм: • религиозное (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский): видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; • естественно-научное (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский): рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу; В качестве инвариантных философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются:
б) Советская философия (Ленин, Плеханов) в) Современная философия методология науки (Минская, Московская школы)
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |