Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет фил-и. Роль и ф-и фил-и в системе дух. культуры общ-ва




Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.

Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия на самой деятельностью и, следовательно, на ее смысле, цели и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания к чел. в его отношении к миру, т. е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Ф. - это т. о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.

Предмет фил. знания вычленяется из совок-ти реальных(матер.и дух) объектов и связей.Предм-том фил-и явл.всеобщее в системе мир-чел-к.Эта система распадается на две относит-но противопо­лож.,но вза-имосвязан. подсистемы — мир и чел-к. Каждая из сторон подразде-ляется на уровни,а взаимоотнош-я м/у этими сторонами — на 4 аспе-кта: онтологич,познават,аксиоло-гич, дух-практич. М-мир,материя, объе­тивн.реальность; Ч-чел-к, соз-нание; ООМС- онтологич.отнош-я материи и сознания; ПСОО-познават. субъектн.-объектные отнош-я; АСОО-аксиологич. -//-; ДПСОО-дух.-практич. -//-. В пред-мет фил-и входит всеобщее в ма-тер.бытии и всеобщее,хар-щее це-лостное бытие чел-ка.Но предмет фил-и в еще большей степени от-личен от пред­мета частных наук, изучающих ма­тер.бытие и чел-ка, тем,что он предст-ет собой отно-шение чел-ка к миру,мира к чел-ку Фил-я - это система взглядов на мир в целом и на отнош-е чел-ка к этому миру.Фил-я выступает в 2-х ипостасиях:1)как инф-ция о мире в целом и отнош-и чел-ка к этому миру и 2)как комплекс принципов познания,как всеобщий метод поз-нават. деят-ти.На этом основано раз­деление ф-ий фил-и на 2 группы: мировоззренч. и методо-логич.Мировоззренч.:1)Гуманистич, идеалогическая ф-я.Фил-я не дает нам вечнос-ти,но она помогает осмыслить эту жизнь,помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.Одним из важ-нейших противовесов негативн. тенденциям в общ-ве,ведущим к его дегуманизации,явл.фил-я,при-чем не всякая,а та, кот. наполнена глубок. этич.сод-ем.2)Соц-аксио-логич.ф-я.Общ.фил-я д. Указать путь к высшему совершенству и разрабо­татьобщ. Идеал, кот. м.б. положен затем в основа­ние самых разн.конкрет.представлений о гос. Устройстве. 3)Культурно-воспитат. Ф-я.Знание фил-и.в т.ч.требований к позна­нию,способствует формир-ю у чел-ка важных кач-в культурн личности: ориентации на истину, правду, доб­роту.Фил-я способна оградить чел-ка от поверх­ностных и узких рамок обыденного типа мышле­ния.4)Отражательно-инфо-рмац.ф-я(познавательная).Одна их гл. задач фил-и —разработка мировоз-я,соответс-твующего совр.уровню науки, ис-торич.практике и интеллектуал. требованиям чел-ка.Методологич. ф-и:1)Эвристич. ф-я.Сущ-во этой ф-и состоит в содействии прирос-ту науч.знаний,в т.ч. в создании предпосылок для науч.открытий. 2)Координирующая.Сущ-во — ко-ординирование методов в прцессе науч.исслед-я.3)Интегрирующая. Объединяющая роль фил-и по от-нош-ю к к.-л. множ-ву эл-тов, составляющих систему или способн-ых образовы­вать целостность.4) Логико-гносеологич.Она закл-ся в разработке самого фил.метода,его нормативных принципов, а также в логико-гносеологич. Обоснова-нии тех или иных поня­тийных и теоретич. структур науч. знания.5) прогностическая

Функции философии:

— мировоззренческая, миропонимания на теоретическом уровне. Характерно построение цельной, структурированной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного сознания. Она позволяет укрепиться в мировоз-х ориентирах.

— методологическая ф-я проявляется в методологии теоретического и практического объяснения окружающей действительности. Методы философии: диалектика (учение о наиболее общих закономерностях окруж мира); метафизика(метод познания и исследования окруж мира, на основания которого вещи и предметы рассматриваются как неподвижные, независимые друг от друга).

— прогностическая ф-я. суть ее в построении гипотез о развитии реальности, попытке определить пути развития об-ва с той или иной долей вероятности.

— критическая ф-я — философское знание всегда должно быть построено на сомнении. Важен критический подход и к собственным сомнениям. «Мыслитель обязан все подвергать сомнению»(Декарт).

— аксиологическая — любое философское знание содержит момент оценки и формируется с точки зрения тех или иных ценностей.

— культурно-воспитательная ф-я. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления (один из показателей — способность человека не обходить познавательные противоречия).

— а также: эвристическая(содействие приросту научных знаний), конструирующая ф-я, интегрирующая(восстановительная), логико-гносеологическая.

 

Связь философии:

С ИСКУССТВОМ

Философия и искусство проникают друг в друга: искусство философствует, философия становиться искусством. Искусство постоянно входит в круг размышления философии.

Философия и искусство являются функциями самосознания культуры, занимают полярные места. Для искусства характерно опора на чувствительное восприятие, а для философии — опора на спекуляцию. Искусство феноменологически гетерогенно, для него характерна сложная морфология. Философия феноменологически гомогенна, и ей не присуща сложная морфология. Для искусства характерна непосредственное слияние человека с миром, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека к Миру, который предстает в философии.

Сходства: а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции (для искусства — интуиция чувственного восприятия, для философии — интеллектуальная интуиция[Декарт]). б) для них важна целостность связи мира и человека (о которых искусство говорит как о красоте, а философия как о бытии). Красота и бытие определяются через тавтологию: бытие есть, небытия нет; бытие и мысль тождественны. в) Интересы философии и искусства сходятся в одной точке: что есть человек и каково его место в мире. Для искусства: интерес к человеку как индивидуальности, а для философии он превращается в конечном счете в обсуждение оснований чел. жизни.

С РЕЛИГИЕЙ

Философия и религия имеют совершенно разные задачи и суть различные по существу формы духовной жизни. Религия — есть жизнь в общении с богом, имеющая целью удовлетворение потребности человеческой души в спасении, в отыскании незыблемого покоя и радости. Философия, по существу, есть совершенно независимая от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.