Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтология-фил учение о бытии. Проблема единства мира




Онтология(О)-учение о бытии как таковом; раздел фил, изучающий фундаментальные принципы б-я, наиб общие сущности и категории сущего. О. выделилась из учений о б-и тех или иных объектов как учение о самом б-и еще в раннегреческой фил. Древнегреч фил-ф Парменид в поэме “О природе” писал, что б-е-это то, что можно познать только разумом, а не с пом органов чувств, более того - постижимость разумом важнейшее опред б-я. Т.о. чув-ному воспр-ию чел дано только изменчивое, непост-е, а то, что неизменно, вечно, доступно только мышлению. Мышление и б-е одно и то же. По П. есть только невидимый, неосязаемый мир, наз-я “бытие”. Т.о. ничего из того, что мы видим не сущ-т, есть только невид-й мир, ибо только он м б мыслим без противоречия. Мышление-способность постигать единство, в то время как чувст-му восприятию открыв множественность, многообразие. Элейская школа пыталасть связать бытие с предметами материального мира (атомы Демокрита). Б-е-интегральная хар-ка мира, утвержд-я целостность его через его сущ-е. По способу сущ б-е раздел на 2 мира, на 2 способа сущ, 2 реальности: мир физич сост (матер-й) и мир психич сост (внутренний мир чел). Чел одноврем принадлежит к двум мирам, и наличие у него сознания позволяет ему рассуждать о б-и. Сущ уровни б-я-сущ-е в возможности (потенциальное б-е) и сущ-е в действит-ти (актуальное). Различия в фил-х воззрения в 1-ю очередь касаются различ в поним разных форм б-я (какая форма осн, а какая вторичная). Материализм счит осн формой природ б-е, субъектив идеализм-субъектив б-е, объектив идеализм-объектив дух (Платон – первичен мира идей). Средневек христ-я фил противопост божеств б-е и сотворенное б-е, различ при этом вслед за Аристотелем действит и возмож б-е. Отход от этой позиции нач в эпоху Возрождения, когда общее признание получил культ матер б-я, природы. Этот нов тип мироощущения, обуслов развит науки, техники подготов концепцию бытия 17-18 вв. В них б-е р/м как реальность, противост чел, как сущее, осваемое чел в его деят-ти (гносеологическая трактовка бытия) Механицизм. Б-е огранич природой, а духов мир статусом б-я не облад. Но в фил Нов врем параллельно сущ иной способ истолкования б-я, при кот оно опред на пути гносеол-го анализа сознания (Декарт “мыслю=>cущ-ю”, Лейбниц: б-е-духов субстанции). Свое завершение эта концепция б-я нашла в немец классич идеализме. Кант: объективность – результат оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта, вопрос о бытии не имеет смысл вне сферы действительного или возможного опыта (он против наделения бытием понятий чистого рассудка), бытие-общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Фихте, Шеллинг, Гегель: б-е-закономер этап развит мышления, момент, когда мышление выявляет свое тождество с б-м. В 19 в интерес к онтологии как самост фил дисциплине упал, т.к. достиж естеств наук послужили основой для нефил опис мира (=позитивизм). В к19-20 вв ориентир на пересмотр достиж Зап Евр фил, возврат к онтологизму. Гуссерль: переход от чистого сознания к структуре б-я, т.е. полагание мира без субъективных гносеологических привнесений. Гартман: познание вторично по отношению к мирам человека (человеческий,вещественный и духовный). Неотомизм. Экзистенциализм: структура человеческих переживаний – характеристика самого бытия. Хайдеггер: бытие – трансценденция не тождественная своим опредмеченных появление сущему. Сартр: противопост б-е в себе и б-ю для себя, разгранич чел б-е и матер б-е. Марксизм: б-е-реал процесс жизнедеят-ти, как производство самой материальной жизни, + разные уровни бытия (биосфера, общественное и индивидуальное бытие). Неопозитивизм: онтология – заблуждение, оторванное от реальности знание.

[Онтология - учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях].

Бытие - объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа.

Парменид: бытие едининое, неразрывное, неизменное и самотождественное. Гераклит – бытие – непрерывно становящееся. Декарт: мыслю, следовательно существую. Лейбниц: трактовка монад. Беркли: тождественность существования и данности восприятия. Юм: бытие – непрерывный поток чувственных перцепций. Фихте: бытие – свободная деятельность абсолютного Я. Материальное бытие – продукт сознания и самосознания Я.(+ бытие культуры как созданное деятельностью человека духвно-идеальное бытие). Шеллинг: подлинное бытие в свободе человека, в его духовной деятельности. Гегель: бытие – логическое мышление. Бытие – нечто неопределенное. Неопозитивизм: отрицание проблемы бытия как метафизическая псевдопроблема.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы.

Антитезой бытия является Ничто. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно также возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Попробуйте представить себе небытие, и вы поймете, что это невыполнимая задача: в сознании будет какая-то форма бытия.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания.

С точки зрения материализма бытие = материя, основной признак материи неисчерпаемость, значит бытие неисчерпаемо. Действительный принцип единства мира - мир материален, значит различные формы материи связаны - жидкости, твердые тела, газы => одна форма бытия может переходить другую. Идеалисты считают, что бытие – духовный мир, мир идей, разум, либо опыт (эмпиризм), либо жизнь (екзистенционализм).

Домарксистская философия - под онтологией понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия.

Позднее средневековье - философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в системе Фомы Аквинского (приспособление аристотелизма к христианскому вероучению); он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога.

Новое время (16в.) - под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Законченное выражение идея такой онтологии получила в философии Вольфа, которая утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онтологию большей частью путем абстрактно дедуктивного и грамматического анализа ее понятия (бытие, возможность и действительность, количество и качество, субстанция и акциденция, причина действия). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения. Духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положительное содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика онтологии представителями немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны онтологию объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную онтологию (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель).

Западная философия (20в.) - в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (

неокантианство – бытие – мир сущего и мир ценностей, гносеологическое понимание природы онотологии, воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы;

позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки)

предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую онтологию» (трансцендентная онтология Гуссерля, критическая онтология Гартмана). В новых онтологических учениях под онтологией понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувствственной и сверхрациональной интуиции.

Единство мира:

Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он непреходящий, но отдельные его элементы преходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Человек в повседневной жизни склонен к поиску своего единства с природой. В нем слиты неразрывно единство и дух, природное и общественное. В Ф. был поставлен вопрос о всеобщем — общем для всего. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они «есть», наличествуют, имеются, существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках совокупного, единого существования мира. Энгельс: «действительное единство мира состоит в его материальности». На всех этапах развития философии в той или иной форме возникает и решается проблема единства мира.

Первые философские системы, возникающие в рабовладельческом обществе, основаны на эмпирическом постижении окружающей действительности. В них впервые выдвигаются доказательства единства мира. Мир един, т.к. состоит из взаимопревращающихся друг в друга материальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, дерева и металла, а эти взаимопревращения можно непосредственно наблюдать.

В религиозных концепциях средневековья единство мира выражалось лишь в том, что он был создан одним существом — богом.

Развитие капиталистического способа производства, происходящее в эпоху Возрождения и в Новое Время, стимулирует развитие науки и прежде всего естествознания. Именно в этот период создается картина единства мира на основе принципов механики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.