Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические формы позитивизма




Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длительный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он оказался удивительно прочным и устойчивым явлением в западной философии. В центре внимания позитивистов постоянно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки, методологии и гносеологии. Впервые в истории философии позитивизм создал модель развития науки. Появление позитивизма ознаменовало переход от умозрительной философской методологии к социально-научной. Позитивизм как новое философское направление появился во Франции, сразу заявив о разрыве со старой философской традицией, о «революции в философии». У истоков позитивизма стоял Конт. Термин «позитивизм» применяется в двух аспектах: во-первых, как совокупность взглядов Конта; во-вторых, и это более широкое определение позитивизма, как философское направление, провозгласившее и выразившее веру в научный и технологический прогресс. Позитивизм тяготеет к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку развивает тезис о том, что наука познает не сущности предметов, явлений, не их причины, а только явления. Для него наука является инструментом систематизации данных, полученных благодаря ощущениям. В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа. Первый этап открывается философией Конта и его последователей Ренана и Литтре. «Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в конце XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представители: Мах, Авенариус. Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник из критики неопозитивизма. Несмотря на большое разнообразие и несхожесть, неоднородность философских школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отношение к познанию, которое трактуется и рассматривается вне любой философской интерпретации.

 

 

20. Философия XX в.: основные школы и направления.

Философия XX – нач. XXI вв. представляет логическое продолжение предшествующего развития философской мысли. Традиционные философские проблемы, приоритеты, принципы переосмысляются в соответствии с особенностями современной эпохи. Современная общественная жизнь чрезвычайно динамична и внутренне противоречива. На основе НТР происходят существенные изменения в системе производства и духовной культуры, но нередко достижения науки и техники используются в антигуманных целях. Демократические традиции в ряде стран сочетаются с тоталитарными тенденциями, с захватнической политикой по отношению к государствам, располагающим сырьевыми ресурсами. Засилье массовой культуры приводит к мифологизации и идеологизации общественного сознания; усиливается отчуждение и опустошение личности. Многовариантность и противоречивость общественной жизни осмысливается философами в виде множества концепций, учений, школ, которые полемизируют друг с другом и предлагают различные варианты решения социальных проблем. Это – так называемый философский плюрализм. В философии ХХ в. преобладала неклассическая трактовка философской проблематики, что означает отход от рационализма, признания права на истину у художественного образа, мифологического описания, религиозного символа, обыденного или интуитивного знания. Истины разума не отрицаются, но им отводится более скромное место. Наука уже не рассматривается как панацея от всех бед и средство решения социальных проблем. Философия все более обращается к конкретным проблемам человеческого бытия. Среди основных направлений современной философии можно выделить позитивизм, феноменологию, экзистенциализм, структурализм, герменевтику, постмодернизм.

 

21. Философская мысль Беларуси XI – первая половина XVIII вв.

Зарождение общественно-политической, эстетической и философской мысли на территории Беларуси относится к X-XI вв. и связано с созданием государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых гимнах, сказках и былинах. Большое значение для развития философской мысли имело распространение письменности на территории Беларуси, что связано с принятием христианства. В X-XI вв. появляются первые литературные памятники, так называемые «фларигелии» – сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как «Супрасльская летопись», «Туровское Евангелие», «Диоптра». В частности, «Диоптра» включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. В тексте есть много цитат из Библии, из произведений восточнохристианских отцов церкви. В «Диоптре» утверждается идея изменения Вселенной, все связано со временем. То, что прошло, уже не существует, то, что есть, – мгновенно, а будущее непредсказуемо и неизвестно. На территории Беларуси распространились произведения, общие для русской, белорусской и украинской культур. Среди них – «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», сочинения митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-ХIII вв. сопровождалось распространением просветительских идей. Возникло движение «нехтивцев», представители которого посвящали всю свою деятельность и жизнь просветительству общества (К. Смолятич, К. Туровский, Е. Полоцкая). Просветительские идеи отражены в таких памятниках XII в., как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» К. Туровского, «Сказание о Христе и Антихристе» и др. Христианская идеология принесла на белорусскую землю не только образованность, письменную культуру, но и жестокие нравы. Распространение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками, характеризовало собой противоположность мировоззрений христиан и язычников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.